Край нуждается в человеке, который объединил бы всех
Губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Александр ХЛОПОНИН является сейчас одной из ключевых политических фигур на красноярской сцене. В списке самых влиятельных политиков России он занимает высокое пятидесятое место. Сегодня Александр Геннадьевич отвечает на вопросы "АиФ на Енисее".
-- Недавно вы заявили о своем намерении бороться за кресло губернатора Красноярского края. Как северяне, которые полтора года назад выбрали вас руководителем Таймыра, отнеслись к этому решению?
-- Для меня эмоционально это не простой вопрос: я вообще не люблю скакать с места на место, не решив до конца те задачи, которые перед собой поставил. Но, как говорится, мы предполагаем, а жизнь располагает. Сейчас в округе реально реализуются программы, от которых мы ожидаем отдачи в ближайшие месяцы. Хочу подчеркнуть, что это проекты единой команды, а не только одного Хлопонина. Я верю в своих соратников. Поэтому жителям Таймыра и Норильска не стоит опасаться, что что-то изменится в худшую сторону. Моя команда остается на месте. Я советовался с северянами, прежде чем принять окончательное решение пойти на выборы, и мне кажется, что народ понял мотивы моего решения.
-- Ваша семья еще не устала от выборов?
-- Я не вижу никаких проблем у себя в семье. И жена моя, и ребенок с пониманием относятся к тому, что происходит.
Вечно живая идея
-- В случае вашего поражения на выборах противоречия между Красноярском и Дудинкой не увеличатся?
-- Могут обостриться. И комментировать эту фразу я не буду. Умный поймет.
-- Создается впечатление, что в последнее время идея объединения края уходит на второй план...
-- Она не уходит на второй план, она на самом деле актуальна и реальна. Но нельзя серьезные вопросы прикрывать лозунгами. Я всегда говорил и повторю еще раз, что если сегодня мы придем на Таймыр или в Эвенкию и предложим принять решение: объединяться или не объединяться, люди проголосуют против. Тогда мы навсегда забудем эту тему. Но для того чтобы ее воплотить в жизнь, надо решить ряд принципиальных и важных задач, их три. Первая: надо юридически защитить людей, проживающих на Крайнем Севере, в отношении их материального положения. Сегодня стоимость потребительской корзины на севере гораздо выше, чем на юге, а нормативы Минфина это различие не замечают. Второй важный момент: нормативы Госстроя по содержанию жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня они различаются на севере и на юге, но если мы объединимся, то все это уравняется. Проиграют все: и Красноярск, и Норильск. Федеральный центр только потрет руки и скажет: "Спасибо вам большое!" Третья проблема: национальные автономии. Ситуация с коренными и малочисленными народами очень серьезная. Они на самом деле нуждаются в защите государства. Только решив эти вопросы, нужно приступать к объединению.
Нечего кивать на Кремль...
-- Насколько велика роль Кремля на этих выборах?
-- Каждому из кандидатов нужна его поддержка, потому что сегодня очень большой кредит доверия к федеральному центру со стороны красноярцев. Но я всегда был противником использования этого инструмента в предвыборной кампании, потому что это чистейшей воды обман избирателей. Поверьте: у меня как у губернатора Таймыра много способов и возможностей общения с президентом и его администрацией. Как член Госсовета я раз в месяц встречаюсь в Кремле с руководителем государства, причем не бегаю за Путиным, чтобы рядом с ним сфотографироваться. Мне это не нужно.
-- Вы согласны с мнением, что край в последние годы "упал" в глазах Москвы?
-- Я с этим абсолютно согласен, но не в Москве надо искать причину, а в самом Красноярске. В последние годы край просто погряз в политических дрязгах. Кремль не может понять, с кем работать. У всех своя точка зрения, своя позиция, внутри нет единства, нет диалога, нет консолидации. Нет фигуры, которая бы всех объединила.
-- Война между краевым парламентом и исполнительной властью всем надоела. Как же ее наконец прекратить?
-- Консолидация в обществе зависит не только от мнения ЗС и администрации края, надо все общество вовлекать в решение наших проблем. Всю пирамиду: и крупный бизнес, и мелкий, и средний, и все слои общества -- и наших пенсионеров, и ветеранов, и всех остальных. Мы попали в критическую ситуацию. Но если все вместе соберемся, то мы решим наши проблемы. Нельзя консолидировать общество без идеи.
Сначала -- зарплата
-- Сегодня только ленивый не говорит о кризисе, который переживает краевая экономика. Как же выбраться из этой ямы?
-- Я много раз выступал на эту тему, в том числе и в Красноярске, в краевой администрации. На первом этапе надо решить социальный блок вопросов, в частности погасить задолженность по зарплате. Не решив этот вопрос, дальше двигаться бесполезно. Всем руководителям нормально работающих структурных предприятий придется сесть за стол переговоров. Это будет и "Норильский никель", и "Русский алюминий", и все остальные предприятия, которые в крае нормально функционируют и имеют прибыльную плановую экономику. Напрячься придется всем. Социальные гарантии и заработная плата -- это то, что не подлежит никакому обсуждению, это табу, долг и святая обязанность. Следующий стратегический приоритет -- развитие промышленности. Малый и средний бизнес зависит от развития крупных предприятий. Сегодня в крае работает шесть секторов экономики: цветная металлургия, энергетика, тяжелое машиностроение, лесопереработка, химическая промышленность и аграрный комплекс. Очевидно, что сейчас нормально функционирует цветная металлургия. Очевидно, что лесной комплекс является ключевой отраслью края, которая может и должна быстро заработать. Ею нужно заниматься в первую очередь. Очевидно, что агропромышленный комплекс может и должен обеспечивать сегодня потребности края. Мы сегодня потребляем продукцию питерскую, липецкую, какую угодно, но не свою. Это те три кита, на которые надо обратить особое внимание.
-- И все же: когда мы будем жить хорошо и у нас не будет нынешнего огромного дефицита бюджета?
-- Жить хорошо -- это понятие относительное. Но дефицита бюджета, как мне кажется, не должно быть уже в 2003 году.
-- Сегодня немало разговоров ведется о будущем правительстве края. Вы видите среди нынешних кандидатов людей, достойных войти в него?
-- Я бы больше хотел общаться с кандидатами. Любой, кто хочет работать в краевом правительстве, должен изложить свою программу. Но пока я ничего реального в этой кампании не услышал. Надеюсь, что все-таки услышу. Есть еще один важный для меня нюанс. Необходимо посмотреть, насколько успешно декларации того или иного человека воплощались в жизни, ибо любая теория должна проверяться практикой.
Информационное пространство
-- Вы очень популярны на севере, но на материке о вас знают не очень много...
-- Проблема не в том, что в крае не знают Хлопонина. Проблема в том, что жители Красноярска и сельских районов не знают, чем сегодня живет и дышит Енисейский Север. С одной стороны, все говорят про единый край, а с другой стороны, пытаются север и юг противопоставить: там -- чужие, тут -- свои. В этом я убедился, когда недавно побывал в южных районах края. Там не знают, что происходит даже в самом Красноярске. Именно поэтому я активно поддерживаю идею создания единого информационного пространства в регионе. Сегодня все должны знать о том, что происходит в крае, начиная с маленького поселочка, деревни, села все должны знать о том, что происходит в Красноярске, Норильске, Дудинке и других городах и районах.
-- У этой идеи немало сторонников, но как реально воплотить ее в жизнь?
-- Нужно развивать технологии, создавать сеть. На самом деле это не такой уж плохой бизнес, хотя по большому счету заниматься этим должно в первую очередь государство.
-- Некоторые ваши недоброжелатели обвиняют вас в симпатии к бывшему вице-губернатору Людмиле Селивановой. Вы на самом деле так дружны с ней?
-- Этот вопрос мне в последнее время часто задают. Если раньше я мог себе позволить просто отшучиваться, потому что эта тема была для меня действительно очень странная, то сегодня уже приходится говорить так, чтобы люди начинали понимать правильно. Подчеркиваю: Селиванова не работала, не работает и не будет работать со мной, моей командой или структурами, с которыми я ассоциируюсь, скажем с тем же "Норильским никелем". Это однозначно и даже не обсуждается.
Победы и поражения
-- Давайте отойдем от экономики и политики и поговорим о футболе. Как вы отнеслись к выступлению в Японии нашей команды?
-- Я с радостью воспринял поражение России. Потому что прекратилось мое ужасное мучение. Вообще я очень люблю Россию и нашу команду, как бы она ни играла и кто бы в ней ни играл. Очень переживал, болел. Но если перейти от эмоций к профессиональной стороне этого вопроса, то я могу сказать, что с такой командой нам нечего делать на чемпионате мира. Давно пора в отечественном футболе что-то менять.
-- После вылета сборной России за кого стали болеть?
-- Объективно все, за кого я болел, потихонечку отваливают с чемпионата. Особенно жалко итальянцев и англичан, которые могли реально конкурировать с латиноамериканцами. Я -- за европейский футбол. Поэтому сейчас остается лишь болеть за Германию. Хотя и Сенегал мне понравился. Уникальная команда.
-- Как вы относитесь к неудачам и победам?
-- Каждый, кто занимается реальным делом, обречен и на победы, и на неудачи. Я в жизни всегда старался учиться на ошибках других. Мне это помогало избежать крупных провалов. По мелочи -- всякое бывало. А победы отмечаю в кругу семьи и друзей.
Беседовал Александр ЧЕРНЯВСКИЙ
"АиФ на Енисее" No 26
26.06.2002