20 марта 2007
3141

Александр Хлопонин: `Я востребован и этим горжусь`

В гостях у редакции "АиФ на Енисее" губернатор Таймыра

Одной из добрых традиций "Аргументов и фактов на Енисее" стало приглашать в гости в наш дом на Урицкого известных в России людей. В июле на наше приглашение откликнулся губернатор Таймыра Александр ХЛОПОНИН. Откровенный разговор, длившийся около двух часов, открыл для нас немало любопытных фактов из жизни одного из самых молодых руководителей субъектов РФ.
-- Александр Геннадиевич, а зачем вам все это надо -- Сибирь, кочевой образ жизни? Ведь вы обеспеченный человек, могли бы спокойно работать в Москве, жить в уюте и комфорте.
-- Настоящий мужчина только тогда себя ощущает мужчиной, когда он востребован. Его всегда тянет туда, где он больше всего нужен. Я по натуре человек, которому интересно там, где тяжело. К тому же я тоже хитрый. Чем интересна профессия кризис-менеджера? Когда все хорошо, тогда результата не видно, а когда плохо -- итог того, что ты сделал, увидеть можно быстро. Я востребован и этим горжусь.
Бизнес и власть
-- Вы представитель новой российской элиты. На ваш взгляд, сумеют ли нынешние тридцатилетние сохранить преемственность поколений?
-- Один из моих главных принципов -- никогда не отбрасывать прошлое, а брать из него лучшее и идти дальше. Когда я начал заниматься "Норильским никелем", первыми, с кем я встретился, были Владимир Иванович Долгих, Борис Иванович Колесников, Павел Стефанович Федирко и другие люди, оставившие заметный след в истории комбината. Из бесед с ними я понял многие интересные вещи, пригодившиеся в моей работе на Севере.
-- Уже стало притчей во языцех стремление крупного бизнеса влиять на власть. Может, на самом деле не стоит смешивать "мух и котлеты"?
-- Если крупный бизнесмен приходит во власть, чтобы решить задачу передела собственности, -- это плохо, если для решения государственных задач -- хорошо. Такой вот критерий. Когда менеджеры-политики придут в федеральный центр, то государственная машина наконец-то заработает так, как она должна работать. В Москве система ротации кадров очень неэффективная, чиновники скачут из одного кресла в другое, при этом совершенно не понимая процессов, которые идут в регионах. Уверен, новые люди, которые на своей шкуре узнали, чем дышит провинция, смогут выстроить новую справедливую модель взаимодействия центра и регионов.
-- Как вы относитесь к недавнему довольно жесткому требованию Путина, обращенному к бизнес-сообществу, вернуть "уведенные" на Запад деньги обратно в Россию?
-- В Америке никогда разборки между властью и крупным бизнесом не выносятся на публику. Там президент решает эту проблему внутри страны. У нас же звучат фразы "замочим в сортире", "замучаетесь пыль глотать". Это как же нужно довести руководителя государства, чтобы он произносил такие фразы?! Но не слова решают проблемы, а система. Ее надо перестраивать. Крупный российский бизнес должен понять, что его деньги не нужны на Западе! Там ими пользуются все кто угодно, но только не бизнесмен, который их заработал. Потому что там он чужой и никому не нужен. Он с большим удовольствием вложил бы свой капитал в России. Но для этого нужны политические гарантии и стабильность. Тогда капитал вернется. Не надо уговаривать. Не надо "наезжать". Именно новое поколение должно потихоньку прийти к власти и перестроить всю государственную машину.
Созидатели и разрушители
-- Ваше отношение к главным фигурам красноярской политической сцены, в частности, к Уссу и Пимашкову?
-- Я достаточно интеллигентный человек, поэтому не собираюсь с этими людьми ссориться. Есть принципы и правила игры, которые я этим людям обозначил. Я попросил их не переступать черту приличия. Если они переступят, то разорвут те тонкие отношения, которые складываются между югом и севером Красноярского края, и от этого пострадают все.
-- Вы были неплохо знакомы с покойным губернатором. Ваше мнение о нем как о человеке и как о руководителе региона?
-- Я всегда с глубоким уважением относился к этому человеку. Он искренне любил страну и искренне хотел сделать так, чтобы здесь жилось лучше. Но он не умел идти на компромиссы и не смог выстроить систему управления, особенно с хозяйствующими субъектами. К сожалению, он довольно часто совершал и политические ошибки.
-- Александр Геннадиевич, а были слова, которые вы не успели ему сказать?
-- Буквально за несколько дней до трагедии мы с ним встречались в Москве, и как раз тогда я сказал ему все, что хотел. Мы обо всем договорились, тем более что я не планировал тогда идти в губернаторы Красноярского края.
-- Идеология "Наших" имеет немало сторонников в регионе. К "чужим" причисляют в том числе и вас.
-- Это идея людей, у которых больше за душой ничего нет и которые строят свою карьеру через негатив. Оппозиция "свой -- чужой" -- это как раз и есть сепаратизм, как раз и есть то, из-за чего сегодня вся экономика края рухнула. Когда человек называет себя борцом за справедливость и обзывает кого-то "своим", а кого-то "чужим", то непонятно, в каком государстве он живет. Если же взять нашу Сибирь и Дальний Восток, то не стоит забывать, что они осваивались переселенцами. Интересно, а если завтра на выборы пойдет Шойгу, кем он будет -- "своим" или "чужим"? А Путин -- он "свой" или "чужой"? Странная какая-то у этих людей логика. Человек, на мой взгляд, должен оцениваться не по происхождению, а по своим делам. Либо он созидатель, либо разрушитель. Вот это принципиально, а не место рождения.
Непослушный губернатор
-- Александр Геннадиевич, почему вы не слушаетесь президента и не бросаете курить?
-- Да я и дзюдо не занимаюсь.
-- Но вроде бы перед выборами в ЗС вы бросали курить?
-- Бросил и вновь начал. Жизнь такая. Не так много удовольствий, чтобы отказать себе еще в этом.
-- Как снимаете усталость?
-- Есть разные стрессы. Когда накапливается очень много негатива, я могу позволить себе отключиться от дел и уехать на озеро на рыбалку, где можно под рюмочку поговорить по душам. Это случается где-то раз в полгода. В это время отключаю все телефоны и отгораживаюсь от цивилизации плотной стеной. Хотя алкоголь употребляю крайне редко. Вторая ситуация -- простая физическая усталость. Три раза в год я беру краткосрочные каникулы. В январе, когда вся страна не работает, еду кататься на лыжах. Летом на несколько дней с друзьями устраиваем дальние поездки на мотоциклах по междугородным маршрутам: Москва -- Петербург, Москва -- Рига. Последнюю поездку, увы, из-за занятости пропустил. В конце августа обычно улетаю с семьей на море. В этом году и этого удовольствия придется лишиться.
Кошка и аккордеон
-- Недавно Путину задали вопрос: хотел бы он вернуться в детство? Как бы вы ответили на него?
-- Не хотел бы. Просто вряд ли я что-нибудь сделал бы по-другому. Хотя ностальгия -- это хорошее чувство. Она позволяет тебе куда-то возвращаться, чтобы дальше не делать каких-то глупостей.
-- Когда вы формировались как личность, на вас кто-то влиял?
-- Наверное, я покажусь самонадеянным, но формировал я себя сам. Дело в том, что в молодости мои родители работали за границей, а я был предоставлен самому себе. Бедная моя бабушка! Начиная с первого класса у нее началась каторга в моем лице. Например, мне родители купили аккордеон. Я его после первого занятия обменял на кошку. В старших классах увлекся бардами. Я ходил в их клубы, ездил в Подмосковье на электричке, где у костра мы пели песни Кима, Городецкого, Окуджавы. При этом в школу практически не ходил. Только в десятом классе пришел в себя и сумел нормально закончить школу.
-- Для вас идеальная жена и идеальная женщина -- одно и то же?
-- Идеальная жена и идеальная женщина -- это не совсем одно и то же, хотя где-то они и сближаются. Для меня идеальная жена -- это человек, который меня понимает, который может сопереживать, которому я не безразличен. Но при этом, если она будет глупая и капризная, то мне с ней будет просто неинтересно. Первый критерий, по которому я оцениваю женщину, -- ум, и у нее должен быть стержень. Это очень важно, потому что сложно быть домохозяйкой и удерживать рядом с собой любимого мужчину. На это способны только умные и тонко понимающие женщины.
Отцы и дети
-- С дочерью нормально отношения складываются?
-- Скажу честно, дочь для меня -- темное пятно, хотя мы и очень любим друг друга. Это одна из редких проблем, которую я не могу для себя решить. Здесь, видимо, извечная проблема поколений. Я скажу честно, поколение дочери я не понимаю. Перед ней иногда я просто теряюсь. Приведу последний пример, который меня просто шокировал. Любаша говорит мне: "Пап, вечером ко мне ребята придут, мы посидим, музыку послушаем". Приходят хорошие ребята, ничего сверхъестественного не делают, просто общаются, а время идет: двенадцать ночи, час ночи. Я к ним выхожу и говорю: "Ребята, пора спать". Они отвечают: "Спокойной ночи!" При этом один из ребят говорит: "Дядя Саша! Уже поздно, машины нет, я, наверное, завтра домой поеду". Я спрашиваю: "А спать-то где будешь?", а он спокойно так: "Да вы не волнуйтесь, я у вас переночую на диванчике". Я не знаю, что ответить, потому что они не отморозки, а абсолютно нормальные подростки. Одну вещь я в этом поколении, правда, уловил: они не воспринимают безапелляционности. Свои слова ты должен аргументировать. Иначе просто не поймут. При этом дочка учится хорошо, а иначе я хоть как бы напрягался. Знаете, какую тему она взяла для реферата? "История освоения Норильского промышленного района"! Взяла сама, без подсказки, залезла в книги, мне начала рассказывать вещи, которые даже я не знал. На пятерку его защитила.
-- Вы давно серьезную литературу читали?
-- К сожалению, очень давно. Мне этого сильно не хватает. Читаю бестселлеры, того же Акунина. Но это -- чтиво для самолетов. Прочитал -- и ничего в душе не отложилось. С классикой сложнее. Начинаю читать и засыпаю после второй страницы.
-- Интересно, а если бы вы сегодня писали сочинение по литературе, то какую бы тему выбрали?
-- Не знаю. Очень сложный вопрос. Если бы я сейчас хотел заработать какие-то очки, то ответил бы что-то типа "Значение Астафьева в истории Красноярского края". Но если серьезно, то, может быть, взял бы тему, связанную с преемственностью поколений, с историей освоения Енисея: Недавно побывал в музее Сурикова. Меня поразил тот факт, что этот замечательный художник сумел достичь высот в искусстве во многом благодаря купцу-золотопромышленнику Кузнецову, который ему помог уехать учиться в столицу. Вот кто поднимал-то искусство и культуру нашу! Не получил бы Суриков образование, и кем бы он стал?
Угрозы Масхадова
-- Вас сопровождает охрана. Это нужно для статуса или вам на самом деле кто-то угрожал?
-- Когда мы разгребали долги "Норильского никеля", я получил письмо (оно у меня до сих пор в рамочке) от Масхадова, который заявил, что деньги "Норникеля" -- это деньги чеченского народа. Были там и угрозы: в частности, говорили, что взорвут мою машину. Само письмо появилось по такому поводу. Бывший руководитель комбината Филатов подписал соглашение с компанией "Старко", у которой взял деньги, но металл не поставил. А цены там были такие, что дальше некуда. Потом пошли разборки. Я говорил этим ребятам: "По реальной цене забирайте, по вашей же никогда не отдам!" Разрешили мы этот конфликт. Вообще-то, я убежден, что охрана существует для хулиганов. Если тебя захотят убрать, то она не поможет. Охрана нужна также, чтобы предотвращать провокации, которые сейчас наверняка могут случиться.
-- Как вы относитесь к фразе: "Чем больше узнаешь людей, тем больше нравятся собаки"?
-- Резко негативно.
-- Вас внимание публики не обременяет?
-- Оно обременяет только моих оппонентов.

Полынская Ольга, Синищук Александр, Чернявский Александр
17.07.2002
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован