Мы смоделировали экономику объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии как современный проект частно-государственного партнерства, в котором сходятся интересы федеральной власти, региональной власти и бизнеса. Итогом проекта должно стать появление заметного в масштабах глобальной экономики региона, который в течение короткого переходного периода, по сути, пройдет этап Новой индустриализации.
Три в одном
В основу объединения положен приоритет интенсивного экономического развития интегрируемых регионов - края и двух округов. Красноярский край сегодня - это донорский регион с развитой индустрией, большим стабильным бюджетом, трехмиллионным населением, хорошим кредитным рейтингом и инвестиционным климатом, гармоничными отношениями с крупнейшими российскими холдингами, работающими в крае, т.е. реальными инвесторами ("Базэл", РАО ЕЭС, "МДМ-групп", "Норильский никель", ОАО РЖД, "Газпром", "Роснефть", "Евразхолдинг", и пр.).
Таймыр и Эвенкия - дотационные регионы с дефицитными бюджетами, огромными территориями, небольшим населением (меньше 100 000 человек в общей сложности), низкими кредитными рейтингами, но с огромным нереализованным ресурсным потенциалом. Минимальную рыночную стоимость сырьевых запасов округов эксперты оценивают в $250 млрд. Два округа, совокупный годовой бюджет которых составляет порядка $200 млн, не в состоянии реализовать свой колоссальный экономический потенциал, - примерно как студент со стипендией 500 руб., владеющий гектаром земли в центре Москвы. Наиболее разумное поведение для такого студента - организовать совместный бизнес с успешным девелопером и за короткий срок построить на этой территории современный бизнес-центр или развлекательный комплекс, приносящий постоянный доход.
Расположенные на границах Красноярского края, Таймыра и Эвенкии сырьевые запасы нуждаются в комплексной разработке по единому сценарию через эксплуатацию общих энергетических, транспортных и административных инфраструктур. Итак, с одной стороны, у округов не может быть автономного от Красноярского края сценария экономического развития (их положение к тому же усугубилось в связи с межбюджетной реформой). Но и край для проведения Новой индустриализации, в ходе которой должны быть реализованы несколько промышленных проектов российского масштаба, нуждается в ресурсах Таймыра и Эвенкии.
ЧГП: общие интересы
Инвестиционная программа развития объединенного Красноярского края, рассчитанная на 4 года, предусматривает развитие нескольких крупных промышленных проектов, в реализации которых равно заинтересованы федеральная власть, региональная власть и бизнес.
- Вывод Ванкорского нефтегазового месторождения на плановую мощность, предусматривающую ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней более $1,2 млрд. По нашему соглашению с "Роснефтью", компания инвестирует в Ванкор за этот период более $2,7 млрд.
- Достройка нефтепровода Ванкор-Диксон, что позволит сделать рентабельными малые месторождения Таймыра, расположенные вдоль трубы.
- Развитие нефтеналивной инфраструктуры порта Диксон, а значит оживление Северного морского пути и, в конечном счете - общее снижение ледокольного сбора.
- Масштабная геологоразведка на территории единого региона, о чем мы договорились с "Газпромом".
- Достройка Богучанской ГЭС за счет инвестиционной программы "Гидро-ОГК", куда включены все гидрогенерирующие активы РАО ЕЭС. Этот проект, обеспечивающий энергетикой комплексную разработку недр Нижнего Приангарья, требует инвестиций порядка $1 млрд., на которые энергетики готовы.
- Строительство железнодорожной ветки Карабула-Богучаны. Этот проект, обеспечивающий транспортную доступность Нижнего Приангарья, потребует от ОАО РЖД инвестиций порядка $200 млн, причем железнодорожники могут проектировать его как коммерческий - будущая загрузка ветки позволит окупить вложения.
- Запуск крупных промышленных предприятий в Нижнем Приангарье, включая строительство нового алюминиевого завода и как минимум одного крупного лесоперерабатывающего предприятия - ЦБК или ЛПК. Минимальная инвестиционная емкость этих проектов - $2 млрд. Потенциальные инвесторы алюминиевого завода - "РУСАЛ" и "СУАЛ", лесоперерабатывающего предприятия - "Базовый элемент" и "Евразхолдинг".
- Превращение красноярского аэропорта "Емельяново" в международных транзитный хаб, для чего управляющей компании предстоит развить современную пассажирскую и грузовую аэропортовую инфраструктуру, а федеральному бюджету - реконструировать принадлежащую ему взлетно-посадочную полосу.
Инвестиционная программа объединенного края этим не ограничивается и включает программы развития малой авиации, малой энергетики, переселения жителей из северного ветхого аварийного жилья, достройку автодорожного обхода Красноярска с мостом через Енисей, и пр.
Эффекты укрупнения
Четырехлетний переходный период активных инвестиций в рамках объединения должен завершиться:
- Для Российской Федерации: а) возможностью впервые в истории прекратить финансирование дотационных округов, б) образованием экономически сильного региона, усиливающего геополитические позиции России в Азии; в) многомиллиардными налоговыми поступлениями от новых индустриальных проектов.
- Для Красноярского края: а) увеличением доходов бюджета региона минимум на $1 млрд при дополнительных обязательствах в связи с объединением порядка $300 млн, б) созданием новых экономических кластеров, в) ростом социальных стандартов в регионе.
- Для Таймыра и Эвенкии: развитием их нереализованного сырьевого потенциала, ростом социальных стандартов.
- Для бизнеса: возможностью запуска в короткий срок при поддержке региональной и федеральной власти сети высокорентабельных промышленных проектов.
Объединение Красноярского края, Таймыра и Эвенкии задает позитивную модель для укрупнения других регионов России. В основе любого объединительного проекта должен лежать явный эффект синергии от сложения экономических потенциалов регионов, причем в объединении должны быть равно заинтересованы власть и бизнес. Иначе любое объединение превратится в бессмысленную перекройку границ и административных влияний.
Газета "Известия".