Ракетный удар по Ирану поставит крест на ядерных амбициях этой страны, но иранцы отыграются - после ухода американцев из Ирака. В ближнем зарубежье нестабильность угрожает Украине - из-за "газовой войны" и парламентских выборов.
Основным событием 2006 года может стать удар израильских ВВС по иранским предприятиям ядерного комплекса и ракетным заводам. Иранский президент своими заявлениями очень активно напрашивается на этот удар. Произойдет он, видимо, весной, перед выборами в израильский Кнессет. Успех этой акции резко усилит позиции Ариэля Шарона и его новой партии "Кадима". Удар надо успеть нанести до того, как Иран получит "Торы", так как хотя наличие этих зенитных ракетных комплексов не является непреодолимым препятствием для действий ВВС США и Израиля, оно гарантирует немалые потери и потребует резко увеличить выделяемые на операцию силы.
Удар по иракскому ядерному реактору 7 июня 1981 года зраильские ВВС вынуждены были наносить очень ограниченными силами (8 F-15 и 8 F-16), так как им пришлось поерсекать воздушное пространство недружественной Иордании и враждебной Сирии. Через четверть века самолеты у Израиля те же, но политическая ситуация на Ближнем Востоке изменилась. Сирия и Иордания теперь зажаты между Израилем и войсками США в Ираке. Сирия давно лишилась безграничной поддержки СССР, а Иордания никогда Иран не любила, поэтому вряд ли будет мешать израильтянам. Ирак же для Израиля - по сути, своя территория. Фактор "своего Ирака" позволит израильтянам гораздо глубже проникнуть в воздушное пространство Ирана и задействовать для удара действительно серьезные силы - несколько десятков самолетов. Американцы если и не примут участие в ударе, то наверняка обеспечат ему информационную поддержку, дозаправку израильских самолетов в воздухе над иракской территорией и посадку их на иракских аэродромах, если будет такая необходимость. Наконец, американцы наверняка организуют спасательную операцию, если хотя бы один израильский самолет будет сбит. Однако, скорее всего, удар пройдет без потерь, так как устаревшая ПВО Ирана не способна бороться с современными ВВС. В итоге большая часть или даже все намеченные цели, скорее всего, будут уничтожены, что поставит крест на иранских ракетно-ядерных амбициях на хоть сколько-нибудь обозримую перспективу.
Что может противопоставить Иран этой атаке? Практически ничего. Максимум, что у него найдется - пара баллистических ракет с обычными боевыми частями, которые израильтяне легко собьют своими противоракетами "Стрела". Будет еще истерическая риторика, лишь подчеркивающая военное бессилие. Можно, конечно, ударить по американцам в Ираке, но они того и ждут. Поскольку сами американцы вряд ли примут участие в израильской атаке, то иранский ответ станет настоящей "агрессией" одновременно против США и Ирака. Тогда вслед за ракетно-ядерными возможностями будут "зачищены" и обычные вооруженные силы Ирана.
В случае успеха израильского удара по Ирану, США, вероятно, начнут быстро сворачивать присутствие в Ираке, стараясь успеть до промежуточных выборов в Конгресс. Иначе, республиканцев на этих выборах ждет провал, который может стать предвестником полной катастрофы в 2008 году. Американцы постараются быстро смонтировать в Багдаде шиитско-курдское правительство, в которое войдет пара символических суннитов, выступающих с национальных (общеиракских) позиций. То что подавляющее большинство суннитов это правительство не примет, американцев вряд ли остановит. Янки дадут возможность шиитам и курдам самостоятельно отстаивать свою власть, свернув собственное присутствие до 30+10 тыс. человек, которые будут следить за процессом, но, по возможности, в него не вмешиваться. Вряд ли это можно будет считать успешным завершением иракской кампании, особенно учитывая первоначальные замыслы, но с общественным мнением в США разберется агитпроп. У Ирана же при таком раскладе появится возможность отыграться путем воздействия на иракских шиитов, но это будет процесс, выходящий за пределы 2006 г.
В "ближнем зарубежье" главным событием следующего года станут парламентские выборы на Украине. В отличие от аналогичных российских выборов, это будет конкурентный политический процесс (единственный безусловный успех "оранжевых" - наличие в стране демократических свобод). Основными его участниками станут партии Ющенко ("Наша Украина"), Тимошенко и Януковича (Партия регионов). Все члены этой "большой тройки" после ссоры Ющенко и Тимошенко играют за себя, что не исключает парных тактических союзов любой конфигурации.
Положение Виктора Януковича самое проигрышное. Не потому, что он в оппозиции, это, как раз, преимущество в условиях сильного разочарования электората в "оранжевых". Его беда в том, что он находится в "электоральном гетто" (этот термин был придуман в России применительно к Зюганову), поскольку выражает интересы только восточных и южных регионов и не имеет никаких перспектив в центре и, тем более, на западе страны. Он может получить относительное большинство в Верховной раде, но никогда и близко не подойдет к абсолютному. Его позиция объективно способствует дальнейшему углублению ментального раскола Украины, который и без того углубляется, что признают и сторонники Ющенко, и сторонники Януковича. "Оранжевые" в гораздо большей степени могли бы выступать в качестве выразителей интересов всей страны, но получается это у них не лучшим образом. Юлия Тимошенко сегодня чрезвычайно активно работает в южных и восточных регионах, позиционируя себя чуть ли не как главного защитника русскоязычных, что вызывает у "защищаемых" в основном лишь недоумение.
Проблема в том, что украинское государство в его нынешних границах является искусственным порождением советской власти, и создать там политическую силу, выражающую интересы всей страны, чрезвычайно трудно. Формированию единой украинской нации способствовало бы заметное улучшение уровня жизни населения, однако в этом плане нынешняя Украина движется в противоположном направлении. Смелые экономические эксперименты Тимошенко в эпоху ее премьерства (почти в духе военного коммунизма) привели к резкому снижению темпов экономического роста, а переход к новым газовым ценам приведет Украину к экономической катастрофе. Позиция Украины по данному вопросу с любой точки зрения проигрышна на 100% - невозможно говорить об окончательной независимости от России и европейском выборе, одновременно настаивая на ценах на газ в 3-5 раз ниже мировых. Более того, именно в этом вопросе Россия может, в отличие от большинства других ситуаций, пойти до концапроигрышность украинской позиции слишком уж очевидна.
Это даст некоторое количество дополнительных голосов Партии регионов, повысятся шансы мелких партий и блоков (Литвина, Мороза, коммунистов, националистов), которые смогут уверенно торговаться с "большой тройкой". Скорее всего, Рада получится очень пестрой, без устойчивого большинства, что в условиях усиления роли парламента станет предпосылкой перманентного политического кризиса (в добавок к экономическому). В наиболее экстремальном случае это может привести к "итальянскому варианту" - постоянной смене правительств и выборам чуть ли не каждый год. Пока не найдутся на востоке и западе страны политики, которые договорятся распустить страну "по-хорошему", чтобы это не случилось "по-плохому". Однако и это случится не в 2006-м.
Декабрь 26, 2005
http://www.prognosis.ru/news/iworld/2005/12/26/hramchihin.html