01 мая 2007
2987

Александр Игнатенко: Два пространства одной проблемы

В докладе Валерия Тишкова есть глубокое новаторское содержание. Оно заключается в том, что проблема культурного многообразия трактуется как проблема права личности. Здесь наблюдается стремление концептуально решить проблему культурного многообразия как проблему социальную и социально-политическую. Мы наблюдатели и участники исключительно острых конфликтных процессов, которые связаны с культурным многообразием и с тем, что еще называется "мультикультурализм".

К слову сказать, мультикультурализм был приятной утопией, которая возникла, в первую очередь, в Западной Европе, и исходила из того, что в ходе тех процессов, которые имеют место и на европейском континенте, и в других местах земного шара, будет образовываться новое человечество, гармонично развивающееся и взаимно обогащающее друг друга. Но этого не случилось.

В настоящее время культурное многообразие является фактором общественно-политической напряженности и масштабной дестабилизации. Когда мы говорим о нем, видится не та радужная картинка, о которой мечталось, а Кондопога, французские погромы, Британия... Я бы привел еще в пример Ирак, где люди уничтожают друг друга варварскими способами только потому, что в религиозном, этническом, племенном отношении они отличаются друг от друга. Причем это различие абсолютно неуловимо для посторонних наблюдателей.

Проблема есть, и проблема, кстати сказать, острейшая. Наверное, она вызвана тем, что мы живем в эпоху, которая характеризуется глобальной мобильностью, в процессе и в условиях которой происходит столкновение различных систем социальных норм.

Я бы предложил рассмотрение всех этих вопросов несколько переформатировать и говорить не столько о культуре, сколько о социальных нормах. Потому что вещи, которые нами здесь упоминаются, это, по сути дела, нормативная система. И это более операбельная категория. Она отличается определенной политкорректностью. Почему? Потому что, когда мы говорим о какой-то системе норм, то эта система хороша сама по себе уже фактом своего существования.

Попробую объяснить, что я имею в виду. Говорилось о том, что этнографы изучали вышивки у разных народов. Если мы посмотрим на эти вышивки, нельзя сказать, что одна лучше, а другая хуже. В конечном счете, те обычаи и нормы, которым следуют, предположим, мигранты из Центральной Азии, попадающие в московский регион, не хуже и не лучше тех норм, которым следуют, условно говоря, коренные жители.

И еще, когда мы говорим о нормах, можно выделить нормы локальные, региональные и нормы, условно говоря, ограниченного действия. Например, когда мы рассуждаем о русском языке, следует иметь в виду, что есть локальные нормы русского языка. Русский язык в Москве очень отличается от русского языка, на котором говорят в Узбекистане. И если какой-нибудь русский прибывает из Узбекистана в Подмосковье, то к нему, между прочим, относятся на основе того, что он следует другим нормам, - то есть примерно так же, как относятся к узбекам.

Словом, нет правильных и неправильных норм. Они правильны для данной местности, для данных конкретных исторических и культурных условий. В этом есть и выход на практику. Потому что в этом случае возможно решение тех многочисленных проблем, о которых с таким огорчением здесь говорили. Их можно решать именно в русле рассмотрения различных систем норм: предположим, поощрение одних нормативных систем или же сочетание различных систем социальных норм и так далее.

Здесь вырисовывается несколько стратегий, которые можно обозначить следующим образом.

Первая - "каждая группа сама по себе", что проявляется в различных формах, включая даже формы государственного устройства.

Вторая. Формирование единой унифицированной системы либо в ограниченном регионе, либо в масштабах государства. При этом есть две интересные тенденции. С одной стороны, это навязывание большинством системы норм тому меньшинству, которое здесь существует - коренному, условно говоря, или пришлому. Но, с другой стороны, как в Кондопоге, навязывание меньшинством норм большинству.

Я думаю, что самое правильное было бы развязывать все эти узлы путем создания разноуровневых систем норм. То есть, в данном случае, выделять общее социальное, публичное, гражданское пространство, и другое - условно говоря, частное пространство.

И если в первом пространстве обязательными для исполнения являются общие нормы, то в другом, частном пространстве, действуют уже иные нормы, которые не приходят в конфликт с нормами публичного или социального пространства. В этом случае мы сможем избавиться от тех проблем, которые возникают в настоящее время.



Александр Игнатенко

Президент Института религии и политики,

заместитель председателя Комиссии

по вопросам развития гражданского общества

и участия общественности в реализации национальных

проектов Общественной палаты РФ





http://www.fondedin.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован