11 апреля 2005
2643

Александр Изосимов: Полосатая революция в `Би Лайне`

Сотовая сеть "Би Лайн" начала масштабную акцию по изменению своего имиджа. Новый логотип вызывает неоднозначные оценки. Но не сама идея ребрендинга - заняться им не помешало бы и другим операторам мобильной связи

Объявление оператора мобильной связи "Вымпелком", владельца торговой марки "Би Лайн", о ребрендинге стало полной неожиданностью. "Зачем им это?" — такова была первая реакция телекоммуникационной тусовки. Бренд "Би Лайн" и так считался одним из самых сильных, если не самым сильным, на телекоммуникационном рынке. "Линия пчелы" — формальный перевод названия — пробуждал стойкую ассоциацию: пчела-соты-сотовая связь. Бренд "Би Лайн" позволял не просто продавать, в прошлом году он буквально спас компанию. Весь 2004 год на "Вымпелком" осуществлялись различные атаки со стороны регулятора, его имя не сходило с полос газет, но в сознании потребителя компания воспринималась только под именем "Би Лайн". Поэтому баталии с Госсвязьнадзором и налоговой инспекцией никак не отразились на абонентской базе — она продолжала прибывать ускоренными темпами. И вот такую торговую марку решили заменить?!

Оказалось, что полного ребрендинга не будет, слова "Би Лайн" в названии остаются. Но в прошлое уходят и синяя цветовая гамма, и слово GSM, и группа продуктов, содержащих в названии "Би" (такие как "Би+", Beepay, Beeoffice, Beebonus), и даже знаменитая би-лайновская пчелка. От нее остался только желто-черный полосатый кружочек в логотипе компании. Если учесть, что в природе у пчел коричнево-черные полоски, и то не у всех видов, а желто-черные не у пчел, а у ос, то получается весьма сомнительная преемственность.

Судя по всему, это не заботило идеологов ребрендинга. Они ожидают от нового имиджа огромной отдачи. "Мы хотим захватить всю черно-желтую полосатость в стране. Чтобы все полосатое так или иначе ассоциировалось с "Би Лайном"", — заявил генеральный директор ОАО "Вымпелком" Александр Изосимов. По оценкам компании, переход на "полосатый" стиль обойдется "Би Лайну" в 2 млн долларов. В эту сумму включены платежи агентствам, которые принимали участие в разработке нового стиля "Би Лайн": Wolff Olins, работавшему до этого с Orange, Indesit, "Альфа-банк Экспресс", Unilever, и BBDO, стратегическому партнеру "Вымпелкома".
Смена декораций

Как показывает мировой опыт, ребрендинг чаще всего проводится вынужденно: например, при поглощении компании ее продукция начинает продаваться под новым именем, как это произошло с производителем компьютеров Compaq после покупки его корпорацией Hewlett-Packard. Иногда причиной становится дискредитация старого бренда. Так, во время скандала с Arthur Andersen отделившееся от нее в 1989 году консалтинговое подразделение форсировало смену своего имени на Accenture.

Смена успешного бренда на лучший встречается гораздо реже. Ребрендинг сам по себе — проект рискованный и неоднозначный. История бизнеса свидетельствует, что для успеха необходимо, чтобы смена образа соответствовала внутренним изменениям в компании, инициировалась обновлением ее миссии и стратегических приоритетов. Если же этого не происходит, даже самый красивый и привлекательный визуальный образ не приносит пользы. Один из наиболее удачных ребрендингов провел южнокорейский производитель электроники GoldStar после объединения с компанией Lucky, сменив в результате имя на LG. Ребрендинг был лишь видимой частью масштабных внутренних изменений, в итоге LG стала одной из крупнейших ИТ-корпораций мира. Попытка же замены названия напитка Coca-Cola на New Coke, предпринятая в середине 1980−х, стала очевидным провалом. Потребители не ассоциировали New Coke с продукцией Coca-Cola. Продажи компании существенно упали, и менее чем через три месяца производство классической колы возобновили.

На первый взгляд положение, в котором находился до последнего времени "Вымпелком", не укладывается ни в одну из приведенных выше схем. Но у компании есть свое видение. Необходимость ребрендинга, считают в "Вымпелкоме", назрела в связи с целым комплексом перемен на рынке сотовой связи. Во-первых, ужесточилась конкуренция, что заставило сотовые компании искать новые ресурсы роста конкурентоспособности. Во-вторых, изменились потребительские предпочтения. Новый абонент хочет уже не только низких цен и качественной связи, но еще и удобства и внимания к себе со стороны оператора. "Различия между операторами стали стираться, поэтому конкурировать в области цены становится бессмысленно. Мы не можем развиваться по принципу "от одной рекламной акции к другой", каждый раз предлагая абоненту: возьми "коктейль три в одном" или еще несколько бесплатных минут. При ценовой войне бизнес становится чрезмерно утилитарным и теряет инновационность", — уверен Александр Изосимов.

Третий немаловажный фактор: зачастую сами абоненты плохо осведомлены о доступных им сервисах. "Возможности общения, предоставляемые мобильной связью, большинство абонентов до сих в полной мере не использует. Наша задача — подсказать им, как сделать общение богаче, дать им новый язык для него", — подчеркнул г-н Изосимов.

Есть и еще одна причина, подтолкнувшая "Вымпелком" на такие кардинальные преобразования. "Наши исследования показывают: все хорошее, что связано с мобильной связью, обычно приписывается телефону, а все плохое — оператору. Ввод нового фирменного стиля — это необходимый ингредиент, который является частью большой программы превращения "Би Лайна" в компанию, ориентированную на клиента", — убежден Александр Изосимов.
От тигров до гаишников

В компании уверены, что новый имидж соответствует новой ситуации на рынке. До сих пор слоганом "Би Лайна" было "С нами удобно" — весьма утилитарный, но вместе с тем действенный мессидж. Компания не собирается отказываться от этой рациональной составляющей, но планирует добавить эмоций. Как заметил Александр Изосимов, "эмоции приводят к действию, а логика — к умозаключению". Новый слоган первой рекламной кампании с новым имиджем — "Мечтай, говори, действуй" — воздействует только на эмоции. Вероятно, эмоции должны подтолкнуть существующих абонентов пользоваться новыми услугами, а еще не охваченных мобильной связью жителей России — подключаться именно к "Би Лайну".

Синий цвет, который десять лет верой и правдой служил "Би Лайну", тоже не укладывается в новую концепцию. Во-первых, от него веет консерватизмом, а во-вторых, он слишком широко распространен в брендах других российских компаний. Целью же "Вымпелкома" было выделиться.

Как пояснил директор по связям с общественностью АО "Вымпелком" Михаил Умаров, "новый логотип больше всего соответствует пяти ценностям, которые компания должна теперь донести до абонента: простота, эффективность, дружественность, положительные эмоции, яркость".

Впрочем, новый стиль нравится не всем. Критики считают, что цветовая гамма для нового бренда была выбрана неудачно, черно-желтые полосы символизируют собой опасность (кстати, подобную окраску имеют ограждения на дорогах за рубежом). А некоторые абоненты нашли, что новый знак напоминает им об опасности радиационного заражения. "В целом рекламная кампания по пропаганде нового стиля получилась яркой и индивидуальной. Но за многочисленными полосками не видно новых ценностей. Где открытость, забота о потребителе — тенденция рестайлинга большинства современных глобальных брендов? — задается вопросом творческий директор РА "Бегемот" Алексей Неволин. — Сочетание черного и желтого цветов, безусловно, носит очень агрессивный характер, как агрессивен и сам исходный образ: оса — откровенно отрицательный символ".

Однако директор по маркетингу "Вымпелкома" Ольга Турищева уверена, что публика воспримет новый стиль позитивно: об этом говорит реакция фокус-групп, которые оценивали различные концепции нового бренда. За время подготовки проекта компания рассмотрела целых девять вариантов новой концепции (от дальнейшего развития темы пчелы до многочисленных вариаций со словом "Би"), и избранный стиль, по оценкам специалистов, обещает наилучшие перспективы. Главная его черта: он не ограничивает фантазию конкретными формами. По всем крупным городам уже мелькают бабочки, зонтики, сноуборды, бинокли в черно-желтую полоску. Такова новая наружная реклама "Би Лайна". Стоит ждать и дальнейшего развития темы полосатости — от тигров до гаишников.

Более того, сменой имиджа в "Вымпелкоме" ограничиваться не намерены, грядет внутренняя перестройка компании. Цель — стать сервисной компанией мирового класса. Простота и дружественность, заложенные в новом бренде, должны стать частью общей стратегии компании в работе с клиентами. "Вымпелком" намерен расширить обучающие тренинги для всех своих сотрудников, работающих с абонентами, разработать новые выгодные и в то же время простые тарифы, программы повышения лояльности абонентов. И конечно, запустить множество новых услуг. Так, на середину апреля запланирован старт новой уникальной услуги "Хамелеон", обещающей быстро и удобно получать массу информации на мобильный телефон.
За зеленым ростком

Ребрендинг на российском сотовом рынке — отнюдь не новость. Первым относительно успешным ребрендингом можно считать объединение нескольких компаний во главе с питерским оператором "Северо-Западный GSM" под общей маркой "Мегафон". Новому федеральному оператору требовалось отвоевать место на рынке, где уже бились в острой конкурентной борьбе "Мобильные телесистемы" с незатейливым брендом МТС и "Би Лайн". Именно поэтому в "Мегафоне" избрали ориентацию на молодость, инновационность и свободу выбора. А сочетание зеленого и фиолетового цветов (ассоциация с ростком, пробивающимся сквозь толщу асфальта) вкупе со слоганом "Будущее зависит от тебя" лишь подчеркнуло уникальные черты нового бренда. Однако, как отмечает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова, в самом Северо-Западном регионе ребрендинг "Мегафона" прошел наименее успешно, поэтому руководству компании еще есть над чем поработать.

У МТС тоже есть свой относительно молодой бренд — "Джинс", предназначенный для абонентов, не слишком много пользующихся мобильным телефоном. И сейчас большинство всех подключающихся к МТС абонентов выбирают для себя именно "Джинс". Между тем какой-то особой эмоциональной нагрузки, отличной от МТС, бренд "Джинс" не несет. При этом главным конкурентным преимуществом в МТС по-прежнему считают качество связи, но при этом сохраняют имидж технологической компании, недружелюбной по отношению к своим абонентам. "В условиях постоянного роста качества связи в сетях конкурентов оставлять качество главной отличительной чертой своего бренда неосмотрительно", — считают в AC&M Consulting. Поэтому можно с уверенностью сказать, что и у МТС назрела необходимость в изменении имиджа.

При принятии решения о ребрендинге конкуренты неизбежно столкнутся с феноменом "медиаинфляции", или постоянного роста стоимости медийного пространства, необходимого для полноценного контакта с аудиторией. По оценке Александра Изосимова, медиаинфляция составляет сейчас 25−50% в год. Так что другим игрокам рынка стоит поторопиться.
 

http://www.expert.ru/printissues/expert/2005/14/14ex-bee-brn/

"Эксперт" N14 (461)/11.04.2005
 

Сергей Скрипников, Лев Никитин, авторы журнала "Эксперт"

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован