Эксклюзив
16 мая 2012
4062

Александр Кобринский: Надо вернуться к пересмотру основ местного самоуправления в городе Москве

По материалам круглого стола Общественного комитета "За честные выборы!" от 26.04.2012

Уважаемые коллеги, я хочу сказать несколько слов. Здесь была затронута близкая мне муниципальная тема. Мы будем говорить применительно к Москве, а не к Российской Федерации, коль скоро здесь большинство говорило о Москве. Меня изумляет позиция партий. 90% того, что я здесь услышал, говорит о полном непонимании того, чем занимается местное самоуправление в городе Москве. Нет и не может быть никакой политической борьбы в рамках местного самоуправления города Москвы. Как специалист и профессор университета я скажу, что местного самоуправления в Москве нет. Но это другая тема. Мы сейчас не об этом. Мы говорим о том, что есть. И намерение тех партий, которые собираются устраивать в Москве политическую борьбу в рамках муниципальных собраний, прежде всего, будет говорить о том, что люди совершенно не знают законодательства. Это первое. Второй момент, на который я бы хотел обратить внимание. К сожалению, в городе Москве долгое время обсуждалась тема о возможной передаче полномочий от управ, которые являются пятым колесом в телеге российского самодержавия, к муниципалитетам. Было непонятно, что делать с префектурами, было непонятно, как реорганизовывать управы, но тема обсуждалась. После тех выборов, которые состоялись в Москве, во многих районах, мне кажется, сегодня эта тема не актуальна. Потому что передавать в то местное самоуправление какие бы то ни было дополнительные полномочия категорически нельзя и категорически неверно, потому что, к сожалению, в муниципальные собрания прошли люди абсолютно не понимающие куда и зачем они пришли. Здесь сидят представители партий. Может быть, стоит донести до партий, что, прежде всего, что нужно сделать, это провести серьезную обучающую работу с теми депутатами, которые избрались в муниципальные собрания, чтобы можно было передать идею передачи полномочий и развивать местное самоуправление. В связи с увеличением территории Москвы, мне кажется, без развитой системы местного самоуправления в городе Москве, Москва будет очень трудно управляемой. Слишком огромный город получился в итоге. Тему выборов в местное самоуправление мы тоже знаем очень хорошо. Во многих районах подсчет голосов в местное самоуправление почему-то начался в 5 часов утра. Что делали до 5 часов утра, что считали? Чем занимались комиссии? Это время, когда фактически разошлись наблюдатели, когда фактически разошлись и устали многие члены комиссий. Поэтому я бы на месте партий очень радовался тем результатам, которые были получены. Они очень хорошие. Что касается предстоящей политической конкуренции. У нас, к сожалению, сложилась такая традиция, что в большинстве случаев не идет борьба за избирателя, не идет борьба за электорат. В большинстве случаев, и особенно это было видно на выборах местного самоуправления в Москве, идет борьба за сокращение количества кандидатов, а не за избирателя. В будущем та политическая реформа, которая произошла, скорее всего, приведет не к борьбе за избирателя, а к борьбе за сокращение количества участников той или иной избирательной кампании посредством снятия партий-конкурентов с выборов под различными предлогами. Это первое. Та политическая реформа, которая состоялась, на мой взгляд, имеет мало отношения к политической реформе. Это скорее имеет отношение к реформе бизнеса. Сегодня депутаты Госдумы дали возможность развивать новый политический бизнес в рамках Российской Федерации, который будет при правильной постановке вопроса, как сказал коллега Смирнов, приносить очень хорошие дивиденды. Если у нас сейчас все будет развиваться согласно законодательству, то выборы мэра в Москве на 15-й год должны состояться. Мы возьмем такую ситуацию, что 5-10% надо заручиться поддержкой 50% местного самоуправления. Математика очень простая. Одно муниципальное собрание - это 10-12 человек в Москве. 10% легко посчитать. Это 150 депутатов на всю Москву или 1 депутат от муниципального собрания должен поддержать выдвигающегося кандидата. Как мы понимаем здесь не только катастрофически высокая коррупциогенная составляющая. Я думаю, что за этим столом нет ни одного человека, который не мог бы купить себе одного депутата муниципального собрания или просто его уговорить. Таким образом, я с любопытством жду 15-ого года и количество претендентов на пост мэра Москвы. Депутаты Госдумы пошли на политическую реформу. Но, мне кажется, что сегодня депутатам Госдумы очень серьезно нужно подумать о пересмотре принципов. Почему я говорю о Москве? Что в Москве, что в Санкт-Петербурге местное самоуправление имеет такие свои особенности, что трудно говорить, но треть населения страны проживает в этих городах. 140 миллионов населения в стране, в Москве реально находится миллионов 20-25. Я не говорю о людях, имеющих прописку, я говорю о людях, реально находящихся в городе. Порядка 10 миллионов человек находятся в Питере. Мы получаем порядка 30-40 миллионов, находящихся в этих двух городах. Итак, 140 миллионов. Отнимите детей, отнимите стариков, и вы получите больше трети трудоспособного населения в этих городах. Надо вернуться к пересмотру основ местного самоуправления в городе Москве. И что сделать с теми депутатами, с теми собраниями, которые сегодня функционируют в Москве, нужно очень серьезно думать депутатам Государственной Думы, потому что это большая проблема. В том числе на эту тему нужно думать партиям.

Комитет "За честные выборы!"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован