Справка: Коношенко Александр Иванович, руководитель финансово-экономического управления Президиума Российской академии наук
- Александр Иванович, насколько известно, сейчас в Академии наук складывается очень тяжелая ситуация с возвратом учреждениям уплаченных налогов (на землю и пр.). Не могли бы Вы прояснить для нас, в чем состоит суть проблемы?
- Да, действительно, сейчас сложилась очень сложная ситуация, для разрешения которой нам приходится обращаться с письмами к Жукову и Кудрину. Проблема в том, что, хотя законом компенсационные деньги на эти цели предусмотрены, механизм выдачи этих денег невероятно сложен. Мы работаем над этой проблемой очень много, а толку пока что очень мало.
- В чем состоит суть возникших сложностей?
- Прежде всего: никто не говорит о том, что мы не должны эти деньги получать. Но для получения нужно подготовить все документы, согласовать в местных органах Роснедвижимости и Росимущества, после чего переслать нам, а мы их направляем в Минфин. Первоначальный порядок не предусматривал нашего участия в этом процессе, но Федеральное агентство, столкнувшись с трудностями подготовки и проверки всех документов, подтверждающих суммы компенсации, добились того, чтобы реестры на предоставление средств обобщались и представлялись в Минфин главными распорядителями бюджетных средств, т. е. в том числе РАН. Теперь, если оказывается, что в подготовленном реестре какой-то сотрудник из той же Роснедвижимости не проверил ошибки. Минфин возвращает нам весь реестр, а не только конкретную бумагу. Естественно, что по 300 организациям документов масса, они проходят через четыре органа, каждый из которых может внести ошибки. Вот и выходит, что все при деле, а результат нулевой: нам до сих пор не выделены деньги за 3-4 кварталы прошлого года.
- А налоговые органы как раз действуют безотлагательно?
- Налоговые органы здесь не при чем, они выполняют то, что им положено.
- Какие проблемы возникают в связи с этим у конкретных институтов РАН?
- Проблем множество, последняя телеграмма была из Дагестанского научного центра, пишут, что у них арестовывают счета, и это ставит под вопрос дальнейшую работу всего центра. К сожалению, это есть. В принципе, сама идея компенсации была понятная - все эти вопросы межбюджетных отношений решать не на уровне бюджета, а на уровне налогов. Если наше подразделение расположено на уровне какого-то субъекта, то компенсационные выплаты должны поступать туда. Но лучше делать это не через налоги, потому что выходит, что мы из федерального бюджета платим налоги местному бюджету.В итоге на ум приходит известная формула господина Черномырдина - "хотели как лучше, а получилось как всегда".
- Как Вам видится решение проблемы?
- Мы предлагаем такой порядок: даем в Минфин расчетную заявку, чтобы нам выделили деньги. Все равно больше, чем мы запросим, налоговая служба, не заплатит, а остаток в любом случае останется в бюджете.
- И как к этому предложению отнеслись в Минфине?
- Пока что ответа мы не получили. Боюсь, сейчас нам опять напишут, что "у вас в реестре таком-то ИНН института такого-то указан неправильно, а у согласования Тамбовского Росимущества печать не того образца".
- Как будет развиваться ситуация?
- Конечно, решения будут приняты, и деньги мы получим. Мы сейчас работаем исключительно на эту мясорубку, пишем бумаги, проверяем, все при деле. Но у нас ведь есть и другие задачи.
- Когда ожидаются деньги за 3-4 квартал?
- Неизвестно. Минфин нам пишет, что мы представили не вполне точные данные. Но мы не можем обеспечить точные данные, как бы мы не старались, по 300 организациям, расположенным в отдаленных районах, у всех свои требования.
- То есть, ошибочна сама система, а не ее реализация?
- В действительности это можно сделать, но для этого нужно нанимать армию работников, которые бы все проверяли, тратить на это значительные средства и рабочее время. Причем это не только у нас, в Академии, но и в других бюджетных ведомствах, органах федеральных агентств Роснедвижимости и Росимущества, в том же Минфине. Если все посчитать, то сумма выйдет немалая. Поэтому, наверное, Вы правы.
http://www.ras.ru/