Я хотел бы коснуться тех вопросов, которые сформулированы в нашей повестке дня. Но сначала попытаться ответить для себя на вопрос: почему произошло то, что случилось с ЮКОСом?
Мне кажется, что это все-таки не из области новых отношений бизнеса и государства. По крайней мере, изначально. На мой взгляд, многое из того, что происходит не укладывается ни в какую рациональную схему. В самом деле, Россия, стояла на пороге принципиально новой ситуации. Была реальная возможность приобретения значительно большего влияния на мировую нефтяную политику, приобретения блокирующих пакетов акций крупнейших нефтяных компаний мира, качественно иного влияния на политику ОПЕК. И все это могло бы стать реальными инструментами политического влияния в руках российского президента. И вот теперь вот так - за 2 миллиарда собираются отдать пока не известно кому, лучшую часть крупнейшей нефтедобывающей компании, по сути раздербанить лучшую часть нашего нефтяного комплекса. Для чего предпринимаются такие разрушительные, с точки зрения государственных интересов, шаги не очень понятно.
На мой взгляд, все это изначально является следствием ситуации, характерной не только для России. В современных условиях высшие политические лидеры живут в некотором виртуальном мире. Чем дольше они находятся на вершине, тем более виртуальным становится мир, который их окружает. Помните высказывание министра обороны США Дональда Рамсфелда: "Год назад я ожидал совсем не тех результатов от операции в Ираке". Вообще-то министру следовало бы предвидеть, к каким результатам приведет военная операция, за проведение которой он так ратовал. Помните путинское - ух ты, надо же, как тут все сильно разбомбили - когда он пролетал на вертолете над Грозным, - почище Сталинграда. Высшие политические лидеры крупных держав - люди, которые с простыми гражданами не общаются, газет не читают, телевизор не смотрят, с реалиями не сталкиваются, а живут донесениями разных спецслужб и специально учрежденных организаций, для них же специально добывающих и препарирующих информацию.
На мой взгляд, Путина удалось напугать тремя вещами. Первое - Ходорковский, действительно хочет изменения политической системы - с президентской на парламентскую республику - и покупает парламент. Кроме того, Ходорковский якобы обещал Кондолизе Райз ядерное разоружение России, когда он станет президентом, я не знаю, в президентской или парламентско-президентской республике. Еще чем удалось напугать президента, на мой взгляд, так это тем, что мы оказались в такой странной ситуации, когда единственное, что у нас есть, - это сырье. По большому счету, нефть и газ. И вот, если любую нашу крупную компанию начинаешь чистить как кочан, то когда до кочерыжки доходишь, оказывается, что там сидит американец. Практически мы утрачиваем контроль над единственным, что у нас есть - сырьевыми ресурсами. Я повторяю, что с реальностью все это никакого отношения практического не имеет. Но президент дал добро на решительные действия против "Юкоса". Дальше уже покатилась машина.
Итак, какие прецеденты создает это дело? Таких важнейших прецедентов, на мой взгляд, три. Первое - я нисколько не утверждаю, что ЮКОС пользовался моральными схемами оптимизации налогов, но я глубоко убежден в том, что они были законными на тот момент, - это дыры в налоговом законодательстве. И "инвалидными" фирмами, и оффшорами внутренними и внешними для уменьшения налоговых выплат в бюджет - пользовались все до одной крупные компании России. То, что сейчас происходит, означает. Если суд принимает решение о том, что ЮКОС должен вернуть такие суммы, а они были законно не уплачены в налог, то завтра любая компания может получить новый налоговый иск. Повторяю - этично или неэтично, морально или не морально - я сейчас не рассматриваю, но законно. А теперь, по решению суда объявляется незаконным, то, что вчера было абсолютно законно. Значит любая компания - и Сибнефть, и Лукойл, без исключения, - может получить иск. И Каха Бендукидзе, который теперь уже в Грузии, его уральские машиностроительные заводы.
Повторяю, можно стыдить компании, можно говорить, что нехорошо, ребята, нехорошо быть жадными. Хорошо, как по Эрхарду, надо уметь сдерживать аппетиты бизнеса, помнить о социальной ответственности бизнеса. Все это нужно говорить, но у нас пока еще плохо понимают, что такое социально ответственный бизнес. Наши бизнесмены пока еще не знают, что кричащий разрыв бедности и богатства очень опасен. Они еще не понимают, что может внезапно наступить страшный момент, когда вчера еще добрые и политически неактивные люди вдруг "хватаются за вилы и начинают выкалывать глаза господским лошадям", хотя лошади совсем как бы и ни при чем. Но это происходит, когда количество яхт, принадлежащих богатым, их длина, и противоракетные вооружения переходят некую критическую черту. Когда такое количество бедных в стране.
Итак. Дело ЮКОСа создает прецедент: если будет признано, что эти схемы оптимизации налоговых выплат незаконны задним числом, то никакая компания в России не будет спать спокойно.
Второй прецедент - в России нет неприкосновенной собственности. Само понятие неприкосновенность частной собственности становится абсурдным. Потому, что любую собственность можно объявить незаконно приобретенной, выставить на тендер и продать новому хозяину.
Третий - судебная система в России была слабая и хилая. Конечно, можно для ее укрепления хвалить судей сколько угодно. Но это не изменит реальности - в современных условиях в России судебной системы нет вовсе. Судебную систему изнасиловали до такой степени, что она уже перестала стесняться того, что с ней сделали. Просто огромное количество самых разных процессуальных нарушений. Посмотрите, как выглядели все наши ведущие адвокаты в делах с Гусинским - они были короли, они отметали обвинения, показывая их несостоятельность. Сейчас их просто не слушают и не слышат.
Теперь - ограничители. Ограничитель, на мой взгляд, есть только один - драматическое снижение жизненного уровня у подавляющего большинства граждан страны и резкое ограничение политических свобод, на которое в такой ситуации, вынуждена будет пойти власть. Это сценарий совсем не фантастический при "новых" взаимоотношениях бизнеса и государства.
Последнее. Каково влияние на инвестиционный климат? Я не экономист, мне не хотелось бы делать прогнозов. Здесь многие говорили, что заметного влияния на инвестиционный климат России дело "ЮКОСа" не окажет. Мне лично кажется, что все-таки на инвестиционном климате оно скажется. Не может быть такого, чтобы это не повлияло на инвестиционный климат. У нас же не китайская стабильность. Если собственность уязвима, если любую компанию можно разрушить, не считаясь с государственными интересами, то у потенциального инвестора есть, по меньшей мере, повод задуматься. В такой ситуации серьезные инвестиции в страну не пойдут, а пойдет, скорее, бандитский общак. Это - его среда, а серьезный бизнес подождет. На мой взгляд, в долгосрочном и среднесрочном порядке инвестиционная привлекательность России это будет подрывать драматически.
заседание Круглого Стола "Государство и бизнес: перспективы взаимоотношений" 26.07.2004
http://open-forum.ru/members.php?member_id=74