На вечернем заседании 16 октября израильский парламент утвердил во втором и третьем чтениях закон о самороспуске. О предстоящих выборах в Израиле и перспективах урегулирования палестино-израильского конфликта - в комментарии ведущего научного сотрудника Центра ближневосточных исследований ИМИ Александра Крылова.
Поводом для прекращения работы Кнессета 18-ого созыва стала неспособность депутатов прийти к единому мнению по вопросу о государственном бюджете на 2013 финансовый год. Выборы в Кнессет нового созыва намечены на 22 января 2013 года. Это решение уже одобрено премьер-министром Б. Нетаньяху и президентом Израиля Ш. Пересом.
Эксперты по Ближнему Востоку и политические обозреватели не сомневаются, что глава политического блока "Ликуд" ("Сплочение") Б. Нетаньяху одержит более чем убедительную победу над своим основными конкурентами - представителями партий "Кадима" ("Вперед") и "Авода" (Партия труда). Последние опросы общественного мнения, проведенные ведущими израильскими газетами "Гаарец" и "Глобс", показывают, что "Ликуд" даже упрочил свои позиции по сравнению с выборами, которые в феврале 2009 года привели Нетаньяху к власти. Очевидно, что умеренная центристская оппозиция не будет способна противостоять коалиции правых и религиозных партий, которые, весьма вероятно, получат в Кнессете 65-67 мест.
Политическая программа Б. Нетаньяху сейчас более всего соответствует запросам среднестатистического израильского избирателя, для которого вопросы безопасности и внешней политики традиционно являются приоритетными. Не только словом, но и делом израильский премьер-министр доказал, что его позиция отличается от политических установок основных конкурентов от партий "Кадима" и "Авода" тем, что содержит четко прописанный отказ от каких-либо территориальных уступок палестинцам и сирийцам.
Нетаньяху сумел убедить израильский электорат в том, что пока он возглавляет правительство, он не допустит создания некоего палестинского государства, способного в любой момент примкнуть к арабскому поясу нестабильности, который уже протянулся по всему периметру ныне существующих израильских границ.
Таким образом, палестино-израильские переговоры - даже если они состоятся - не приведут к урегулированию ключевых проблем (границы, бежен?цы, Иерусалим, поселения). Поэтому сегодняшнюю ситуацию можно охарактеризовать как далекую от нормализации отношений конфликтующих сторон, а перспектива под?писания мирного договора в обозримом будущем представляется несостоятельной. При этом Б. Нетаньяху как опытному дипломату удалось добиться того, что президент США Б. Обама и его окружение - по крайней мере, в ближайшее время - не будут оказывать давление на израильских политиков, требуя от них каких-либо уступок палестинцам. Многие эксперты и политические комментаторы в этой связи отмечали, что Б. Обама более предрасположен к пониманию израильских доводов при обсуждении спорных вопросов между Израилем и Палестинской национальной администрацией.
В результате такой позиции США фактически была минимизирована деятельность "четверки" посредников ближневосточного урегулирования. Израиль вполне устраивает ситуация, когда от имени "квартета" к нему обращаются, по сути, с пустяковыми просьбами о введении послаблений на палестинских территориях, уклоняясь при этом от обсуждения ключевых вопросов ближневосточного урегулирования. Более того, на фоне предрасположенности американской администрации и вялой деятельности "квартета" правительство Б. Нетаньяху утвердило 84 новых проекта строительства в поселениях. Сейчас некогда натянутые отношения между правительством и активистами поселенческого движения, грозившие еще недавно перерасти в ожесточенные столкновения времен одностороннего размежевания с Газой, похоже, нормализовались.
В ближайшей перспективе израильское правительство, скорее всего, будет стремиться сохранить статус-кво - состояние "ни войны, ни мира". Такое состояние объективно ведет к формированию необратимых реалий, исключающих решение палестино-израильского конфликта в рамках формулы "два государства для двух народов". Палестинцам при активном давлении США и Евросоюза будет навязываться идея "демилитаризованного государства", которая вполне сопоставима с планом одностороннего размежевания, поскольку содержащиеся в ней оговорки фактически означают установление режима полного контроля над территорией и населением Западного берега, т. е. такого режима, который уже существует в секторе Газа.
Что касается Голанских высот, то их значение для Израиля в современных условиях будет неизбежно возрастать в силу углубления дестабилизационных процессов в Сирии и роста напряженности в ирано-израильских отношениях. Не исключено, что если конфронтация с сирийским или иранским руководством перейдет в стадию открытого вооруженного противостояния, Израиль может включить в сферу своего суверенитета всю северо-восточную территорию по границе с Сирией и Иорданией: не только Голаны, но и Иорданскую долину, включая северо-западную часть побережья Мертвого моря.
Не исключено также, что Израиль в одностороннем порядке аннексирует и распространит свой суверенитет и юрисдикцию на зону "С" (около 60% Западного берега), где сейчас осуществляет полный контроль в гражданской сфере и сфере безопасности. Недвусмысленным намеком на то, что Израиль способен осуществить это намерение, стало формирование правительственной комиссии по легализации незаконно созданных поселений с участием самого Нетаньяху. В зоне "С" может быть использован опыт присоединения к Израилю 6,7 тыс. кв. км, выделенных ООН в 1947 г. под создание палестинского государства и аннексированных израильской армией в войне 1948-1949 гг. За два десятилетия здесь было основано более сотни еврейских поселений в Галилее, пустынных районах Негева и в северной части Иорданской долины. Сейчас мало кто помнит, что еще 60 лет назад такие города, как Яффа, Акко, Беэр-Шева (Бир-Саба) или Бейт-Шеан (Бейсан) были в основном заселены арабами-палестинцами. Интенсивное развитие поселенческого движения в зоне "С" позволило "выправить" здесь демографический баланс в пользу израильтян. Главы еврейских поселений уже предлагают аннексировать в одностороннем порядке и включить в состав Израиля этот район Западного берега, где располага?ются еврейские поселения, и предоставить израильское гражданство примерно 300 тыс. арабам, которые живут рядом с поселениями.
В связи с прогнозируемым осложнением общей ситуации на Ближнем Востоке и отсутствием серьезных каналов политического давления на Израиль его нынешнее руководство под предлогом обеспечения безопасности израильских граждан вполне может на законодательном уровне произвести интеграцию в состав Израиля всей зоны "С" или ее части по аналогии с Восточным Иерусалимом и Голанскими высотами.
Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.
Эксперт МГИМО: Александр Крылов
http://www.mgimo.ru/
18.10.2012