Стоит завести речь о бизнесе в России, тут же, как чёртик из табакерки, выскакивает словосочетание "защита бизнеса". Давайте разберёмся. Сначала, что такое бизнес? Вряд ли кто будет оспаривать, что бизнес - это предпринимательская деятельность, которая является источником дохода.
Теперь придётся прибегнуть к помощи цитаты п. 1 ст. 34. "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности". Это Конституция Российской Федерации. Следовательно, предпринимательская деятельность защищена самой Конституцией. Я бы сказал - высшая степень защиты. По-моему, с этим всё ясно.
Но вопрос можно поставить и по-другому. Защита интересов бизнеса. Тут, если интересы бизнеса совпадают с интересами государства, то всё складывается наилучшим образом, а если нет, тогда государство обладает набором инструментов - лицензии, налоги, акцизы и т. п. для приведения интересов бизнеса и государства в соответствие. Всё остальное, как говорится, "от лукавого", то есть лежит вне правового поля и здесь обсуждению не подлежит.
В отдельном ряду стоит так называемое "дело ЮКОСа". Но что-то не заметно было, чтобы владельцы (акционеры) ЮКОСа обратились с иском, то есть с просьбой о судебной защите своего нарушенного права в России или за рубежом и успешно реализовали это право. Выводы здесь очевидны.
Другое дело, что государство в будущем научится регулировать работу часового механизма без применения кувалды.
Вообще, в любой промышленно развитой стране, а в некоторых и не очень развитых, существуют объединения предпринимателей. Основной целью организации предпринимательского сообщества всегда было, есть и будет лоббирование интересов бизнес-сообщества, а иногда - отдельных крупных предпринимательских структур в государственных законотворческих и исполнительных органах - парламентах и правительствах. Поэтому создание Российского союза промышленников и предпринимателей пятнадцать лет тому назад было шагом вполне логичным и обоснованным с точки зрения становления и дальнейшего развития рыночных отношений в стране и государстве, то есть формирования предпринимательской психологии и помощи государству в создании законодательной базы новых экономических отношений. Поэтому, думаю, в большой степени замысел основателя РСПП сегодня удалось реализовать, сказал бы, что сомнений в этом просто нет, а вот почему не всё удалось, предполагаю, что причин здесь несколько и не причины важны, тем более, что, как уже сказано, в основе замысел удался. Просто конструирование в политике и экономике развивается по другим, чем, скажем, в машиностроении законам, и слава Богу. Корректировка осуществляется по ходу, так как материалы для конструкции не терпят жёсткости, а сама конструкция должна быть гибкой.
Сегодня, помимо РСПП, существуют "ОПОРА России" и "Деловая Россия", считается, что эти организации должны поддерживать малый и средний бизнес. Тут, конечно, есть вопрос о границах между крупным, средним и малым бизнесом, но главное в том, что крупный бизнес должен сам осуществлять развитие своей инфраструктуры, которой для него и является малый и средний бизнес, как это происходит во всём мире. Но он этого не делает, загоняя себя в тупик. Причины этого, несомненно, подлежат изучению как жизненно важные.
По крайней мере, РСПП теперь является эффективным лоббистским органом, справляющимся со своими задачами. Есть надежда, что, несмотря на смену руководства, роль РСПП в развитии экономики России не уменьшится, а запас прочности и способность адекватно реагировать на изменяющуюся обстановку, заложенные изначально, позволяют эффективно развиваться производительной сфере народного хозяйства России.
http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=995&ids=117
No2 (14), 2005