01 октября 2008
4819

Александр Лазарев. Театр очень дисциплинирует

Александр Лазарев - премьер труппы Ленкома - и, кажется, является очень успешным человеком. Знает это, не стесняется, не кичится этим, благодаря чему являет собой редкий пример благополучного в театре человека. И тем не менее

- Вы спокойно относитесь к тому, что ваша известность может исчезнуть?

- Ну как Если перестану сниматься - забудут очень быстро. Буквально за сезон.

- Вас радует, что узнают, что девочки у служебного входа театра ждут?

- Девочки особо не ждут Иногда только. Меня, честно говоря, это не радует и не огорчает - это часть профессии. Разрываться от радости, что меня узнают на улице, - нет, не разрываюсь, да и мешает это порой. Но это часть профессии. Так я к этому и отношусь.

- У вас дочь учится в ГИТИСе. Как и что вы ей говорите про известность? Вы озабочены тем, чтобы в случае успеха у нее не случилась бы звездная болезнь?

- Вы знаете, она такая в этом смысле взрослая, что ей ничего не надо объяснять, и я уверен, звездной болезни у нее не будет - гены хорошие.

- Вы как-то сказали, что вы строгий отец. Чего нельзя делать вашим детям - вообще нельзя?

- Нельзя обманывать. Желательно - не грубить. Обманывать - самое, конечно, гадкое, потому что это и обижает, и унижает того, кому врешь. Старшая не обманывает, а младший подвирает по-детски. Но это сразу видно - глаза-то честные.

- Дом - на вас или на жене?

- В равной степени. Я работаю довольно много, она - детей по утрам в школу отводит, уроки с ними делает. Я считаю, что встать зимой в семь утра и отвести ребенка в школу - и делать это каждый день - подвиг.

- Вы сказали как-то, что жизнь интереснее для вас, чем театр

- Ну конечно! Театр ведь лишь отображает жизнь, а любое отображение всегда хуже оригинала.

- Вам нравится жить сейчас, современные реалии вам удобны?

- Конечно, сегодняшняя жизнь предоставляет очень много свободы - по сравнению с тем, что было 15-20 лет назад. Но тогда зато не было такой пресыщенности. Были огромные желания и мечты. Сейчас все это сократилось, потому что можно много. Что лучше - мечты или возможности, - не знаю. Правильнее, наверное, книжки читать.

- У вас есть табу для сцены?

- Конечно. Нецензурные выражения.

- Даже в гениальной роли?

- Даже в гениальной роли. Начать материться на сцене - значит изменить своим принципам.

- А в жизни вы не материтесь?

- В жизни матерюсь. Но немного и знаю, что это плохо. На сцене - публично - не буду. Потому что публично ругаться матом - это оскорблять мать-землю, свою родную мать и Богоматерь. Раздеваться на сцене никогда не буду. Все, что связано с физической тайной, - не буду делать.

- Вы нашли своего режиссера?

- Конечно. Марк Захаров. "Королевские игры" - это спектакль, который меня сделал. А Марк Захаров - единственный режиссер, с которым я работал в театре до последнего времени. Только сейчас появился Александр Морфов, с которым мы второй спектакль делаем - "Визит дамы" (первый - "Затмение, или Пролетая над гнездом кукушки", в котором Лазарев сыграл МакМерфи. - Прим. ред.).

- Интересно?

- Очень. Он совсем другой, чем Марк Анатольевич, - что естественно. Захаров невероятно сложный, объемный, выполнить его просьбы непросто, порой даже мучительно. Ему нужно соответствовать, Захарову. К нему просто так на репетицию не придешь. Он сам приходит подготовленным на сто процентов. Знает, что будет делать сегодня на репетиции, - еще вчера вечером. И прийти пустым и просто от него чего-то ждать - не получится. Надо что-то приносить самому. Пусть не самое умное, но предложить. У нас даже поговорка есть специально для репетиций с Захаровым: "Разрешите глупость сказать". Я не говорю, что к Александру Морфову можно приходить пустым, но у Александра больше ежесекундной импровизации. Совсем разная у них матера творческая. Но театрального артиста, конечно же, сделал из меня Захаров. Начали родители, продолжил Калягин (Лазарев учился в Школе-студии на курсе А.А. Калягина. - Прим. ред.), а завершил Захаров.

- Кого из авторов вы либо совсем не играли, либо играли мало, а хочется больше?

- Шекспира. Я даже в институте ничего Шекспира не играл. Был и Островский, и Чехов, и современные авторы - Петрушевскую мы играли, в театре уже дважды я столкнулся с Дюрренматтом, с Бомарше, с Гориным, с Шолом-Алейхемом, а с Шекспиром - только однажды, когда старшие коллеги передали нам "Гамлета", и я сыграл Клавдия. Это была хорошая история. Тогда даже так подали в прессу, что в этом спектакле родилось второе поколение Ленкома - Раков, Певцов, Соколов, Захарова, я. У меня есть коротенькая телевизионная запись того спектакля, и, честно говоря, мне очень нравится, как я там играю.

- Вам часто нравится, как вы играете? Вообще от себя больше удовлетворения или недовольства?

- Удовлетворения - точно нет. Порой бывает равнодушие. Бывает и раздражение. Я смотрю на себя в "Королевских играх" и в "Фигаро" - спектакли, которые я играю соответственно 15 и 13 лет - и, знаете, я себе там надоел. Хотя говорят, что я там нормально работаю, но сам себе я надоел. Хочется по-другому что-то сделать, а это не возможно, потому что там очень жесткий рисунок. Но это и называется работа, наверное. Как у Чехова сказано: "Неси свой крест и веруй".

- А что самое главное в актерской профессии?

- А вот это и главное, наверное. Причем не только в актерской профессии - в любой.

- Почему люди не уходят из актерской профессии, даже если терпят в ней полный крах?

- Людям в принципе свойственно бояться менять образ жизни. Причем вот что удивительно: человеку отведено какое-то - в космических масштабах - совсем небольшое количество лет, а люди посвящают себя только одному делу. Казалось бы, добился чего-то, стал народным артистом, например, ну займись чем-нибудь другим! Ну что тебе интересно? Попробуй! Что там - кораблестроение, еще что-то Пока силы есть, пока желание есть Но - страшно. Страшно. И есть колоссальная ответственность за семью, которую надо элементарно содержать. Я себе представил, что бросаю театр и кинематограф и начинаю заниматься яхтенным спортом где-нибудь в Северной Франции. Не очень мне представилась перспектива жизни там.

- Вы считаете себя удачливым человеком?

- Конечно. Мне очень повезло, что в Ленкоме оказался, что в институт с первого раза поступил.

- Могло быть иначе с вашей внешностью и фамилией?

- Все могло быть. Я понимаю, что мне очень повезло, потому что я не хожу на работу не с девяти до шести и не слежу за стрелкой часов, отсчитывая минуты до того момента, когда можно будет уйти из ненавистного офиса. А так многие живут. А так жить нельзя! Так что, конечно же, мне повезло. Могло все иначе повернуться.

- Комплекс актерских детей - детей известных родителей - у вас был?

- Да. И у моей дочери Полины он был на первом курсе ГИТИСа. Она мне запрещала к институту близко подходить. Не только мне. Всем. Только на экзамен. Причем не все сразу, а по одному только пускала.

- Не советуется с вами по профессии?

- Советуется. Но у нее этот комплекс быстрее прошел, чем у меня, - она быстрее себе доказала, что что-то может в профессии, а не просто является дочкой и внучкой актеров. Что она сама по себе чего-то стоит.

- Интересно, а ваши табу касательно сцены на нее распространяются?

- А она и сама не станет ни раздеваться, ни материться. У нее и внешность неподходящая.

- Много говорят о том, что актерская профессия требует больших человеческих жертв. У вас так?

- Я ничем серьезным ради актерской профессии не пожертвую никогда. По мелочам - что-то типа работы в кино ради работы в театре - да, этим жертвовать приходится. Но без театра практически невозможно существовать профессионально. Театр - это наш инструмент, наш тренинг. Театр очень дисциплинирует. Нельзя не прийти. Нельзя быть неготовым. Лишившись этого, можно очень быстро внутренне распуститься. И последствия этого могут быть самые ужасные, потому что актерский механизм, актерский инструмент растренировывается безвозвратно. Захаров говорит о некоей точке в актерском возрасте, когда появляется развилка: можно сохранить верность человеческой правде, правде изображения человеческих эмоций, а можно, заигравшись, уйти в завывания, стать этаким "Актер Актерычем". Дело в том, что совсем не всегда душу надо вываливать на сцену, и вместо душевного, духовного стриптиза надо иногда уметь изобразить эмоции, но очень честно. Чтобы никого не обманывать. А без кино трудно существовать материально.

- Когда-нибудь было в вашей жизни, чтобы был неуспех?

- Конечно. "Плач палача" для меня - провал. Хотя в семье мне говорят, что это только мне так кажется. И "Чайку" я получил вроде за эту роль, но все равно успешной я ее не считаю.

- Страшно, когда провал?

- Если каждую роль считать последней, наверное, страшно.

- Вы считаете каждую роль последней?

- Нет.

- В какой телевизионный проект вы бы согласились пойти?

- В "Последний герой". Очень хочу. И зовут. Но кто меня отпустит из театра на 40 дней?

- Когда у вас отпуск, чем вы занимаетесь?

- Стараюсь уехать из Москвы. Как-то сменить обстановку.

- Любите Москву?

- Люблю, но у меня к ней очень много претензий.

- Каких?

- Пробки, хамство на дорогах, что возмущает ужасно, особенно когда приезжаешь из Европы. Но не только это. Количество отвратительных памятников, бессмысленных дорожных работ, которые ни к чему не приводят, уродливых новых зданий.

- Что самое ценное для вас?

- Семья. Вся моя огромная семья.

- Как вы относитесь к жизни - если одним словом определить: чего больше к жизни - страха, любопытства?

- Доверия.

- К вопросу о доверии, вы подаете милостыню?

- Да

- Почему?

- Я подаю всем, потому что если они просят, им в любом случае хуже, чем мне. Я слышал, что они врут, что они профессионалы, но мне это все равно - мне не жалко и не трудно подать.


Катерина АНТОНОВА
"Театральные "НИ"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован