10 мая 2005
2811

Александр Неклесса: Битва за будущее

О немыслимой горечи иных Побед и героизме проигранных сражений
Критическое условие успеха - атмосфера революции, пронизанная токами амбиций, перемен, слома прежних статусов и стереотипов. Но не только это. Битва за будущее требует ума, воли и верности духу времени. Орудия этого грандиозного, хотя порой не заметного миру сражения - мониторинг ситуации, её масштабирование, верное управление событиями и ресурсами. Новый класс ведёт битву за будущее. Если он умело распорядится этими орудиями, его ждёт Победа. А вместе с ним - и Россию.

ПЕЙЗАЖ ПЕРЕД БИТВОЙ

Новый класс - понятие энигматичное - таинственное, имеющее необозримый горизонт. Смыслы, носителем которых он является, представляют собой дерзновенный вызов, но не на дуэль - а на права владения, на лидерство и гегемонию в истории. Это война, возможно, не "первая", но "историческая" - ориентированная на Победу пока ещё неведомых пропорций.

Такая перспектива захватывает дух, заставляя размышлять о породе этих воинов - людей "четвёртого сословия"; о расе, упорно заселяющей разгосударствленную землю и транснациональный воздух. Побуждает вглядываться в неясный пока облик этих новых "граждан неба" - претендующих на многое и уже обладающих немалым. И создающих собственный мир, предназначенный не только для передачи идей, финансов и информации. Новый класс - группа неоднородная, требующая пространственно-исторического раскодирования, социальной расшифровки не только её генезиса, но перспектив уже очерченной, но пока не объяснённой Победы

Я включил в траекторию рассуждения три столпа. Первый - глобальная революция. Этот термин, инициированный Первым докладом Римского клуба, хорошо известен, но до конца не раскрыт. Второй рубежный столп, отделяющий земли прошлого от пространств новизны, - новые системы управления. И шире - новые социальные конструкции, не представляющие собой ни учреждения, ни организации - мутанты новой организационной культуры. К ним можно прилагать массу языковых конструктов - это открытое поле действия. Театр лексических набегов и смысловых войн.

Третий рубежный столп - поколение Победы, идущее к своей цели из разных уголков Земли, сливаясь в когорту нового класса. Его власть приходит в виде идеократического сословия, оперирующего смыслами и целеполаганием для обществ; проектирующего, управляющего и воплощающего инновационные социальные и предпринимательские конструкции. Сегодня властвовать - значит лидировать в индустрии производства идей и смыслов.

Прежняя номенклатура и новые управленцы - две диалектически сопряжённые и отчаянно конфликтующие силы, которые внутри Старого мира выстроили собственное контробщество и теперь разрывают связующую с прошлым пуповину. Ведь контробщество всегда сокрушает прежний порядок.
КИТ ИЛИ СЛОН?

В чём тёмные пятна и неясность очередного социального переворота? Новый класс - эту новую политическую идентичность - можно описывать по-разному.

Например, как социальную страту с замысловатым генезисом, корни которого уходят в глубь времён, а обрубать их придётся топором Большой Истории. Однако в антропологическом ключе их можно описать и иначе, находя представителей этого семейства в любой исторической ситуации.

Но при всём том новый интеллектуальный класс - это деятельное явление, ворвавшееся и в мир, и в социологию на пороге 70-х годов XX века, породив массу впечатляющих феноменов и трендов, во многом определяющих теперь социальный ландшафт планеты. Речь идёт не о постиндустриальной или информационной, а именно о социальной революции, о борьбе за новый эон, за великую Победу, со своими знамёнами, традициями, мифами и историей.

После настоящей Победы прошлое никогда не остаётся прежним.

Некогда новый класс проиграл свой "Сталинград" - авангардные бои за будущее, и мы познали мир не как социальную связность людей, соотносящихся с постиндустриальным производством и бытием, но, скорее, подобно "освобождённому Франкенштейну" - как мучительные мутации джиласовского номенклатурного класса, не способного выбраться из сдавившей его исторической петли.

После настоящей Победы прошлое никогда не остаётся прежним

Большинство американских интеллектуалов, рассуждавших в конце XX века о "новом классе", не читало книги Милована Джиласа "Новый класс".

Но в ходе событий 60-70-х годов, названных впоследствии "вступлением в фазу новой метаморфозы человеческой истории", "мировой революцией", "великим переломом", термин вышел на поверхность. Однако уже в качестве имени класса, глубоко враждебного прежнему порядку вещей. Всё это происходило на фоне речей о глобальном сдвиге, новом мировом порядке

Тем временем господство третьего сословия уходило в прошлое. А вместе с культурой протестантизма отменялся и "старый добрый веберовский капитализм".

Вот некая маргиналия фантазийного рода. Когда Маркс и Энгельс сидели за обеденным столом, Фридрих часто жаловался на сложности, связанные с фабричными хлопотами капиталиста (коим он и являлся). В итоге Маркс проникся проблемой настырного пролетариата и именно его поставил в оппозицию к буржуазии как могучего оппонента, источник свар и угроз, связанных с грядущей битвой за будущее. Так он сделал ставку в своём видении Победы. И проиграл.

Ибо не рабы сокрушили Римскую империю, не крестьяне наследовали феодалам и не пролетариат воспарил над капитализмом. Это поняли в XX веке весьма разные люди: Антонио Грамши - в тюремной камере изобретавший собственный социальный язык. Деятели Франкфуртской школы - Макс Хоркхаймер, Юрген Хабермас, Теодор Адорно, Герберт Маркузе... Что же объединяло этих мыслителей? Идея о марксизме без пролетариата И всё же в энергиях, обуявших Маркса, было нечто, проявившееся затем в знаменитом одиннадцатом тезисе о Фейербахе - о деятельной позиции познающего мир индивида, о грядущей переделке мира. Или, как выразился один из основателей Римского клуба Эрих Янч, - об активном представлении будущего.
ИНТЕРМЕДИЯ ОТ ИСТОРИИ

К теме мыслящего сословия можно подходить с разными историческими мерками. Меритократия перекраивает прежнее понимание, связывая его не с происхождением, а с персональным статусом - нынешним и потенциальным.

При этом нить генезиса странной когорты можно протянуть не только от (пост)современности, но и из глубин истории - вбросить щепотку исторического перца в этот кипящий котёл борьбы за Победу. Такие концепты, как первое, второе, третье сословие, зазубрены ещё в школе, но мало кто помнит, что на пороге второго тысячелетия шла дискуссия о сословии четвёртом. Кто же зачислялся схоластами-теоретиками в эту страту? Ростовщики, лицедеи и алхимики - люди, преступавшие традиционные запреты, "выходящие за рамки". Траектория этого рассуждения уводит нас в ещё более седую древность.

Вспомним индийскую кастовую систему варн: наверху - брамины, ниже - раджи, затем люди, связанные с материальным производством - купцы, крестьяне - вайшья. Это - привычная трёхсословная система. Но в отличие от Европы в этой системе присутствовало четвёртое сословие - шудры.

Нередко шудры понимались как "угнетаемый индийский пролетариат", однако исторически это нечто иное: люди, профессионально оказывающие услуги. В сущности, как это ни парадоксально, шудры - люди постиндустриального общества, включая представителей шоу-бизнеса, а также советники, сочинители, танцоры

В Древней Индии считалось, что история движется от Золотого века к Кали-юге - веку Железному. С определённым металлом ассоциировались у них и варны: шудры соответствовали железу.
ЭКОНОМИКА И ПОБЕДА

Таковы краткие "воспоминания о будущем". В XXI веке человек интеллектуального труда получил доступ ко многому, к чему не имел его прежде. Он пользуется инструментами, технологиями и информацией, не существовавшими никогда, общается в режиме реального времени с людьми и организациям, припадая к источникам технического и гуманитарного знания. И у него возникают амбиции, для которых не было оснований. Интеллектуал-практик начинает претендовать на будущее как на виртуальный Клондайк, где ему суждено не столько отрыть непомерное богатство, сколько одержать историческую Победу, сияние которой затмит все прежние В результате появляются организации, основанные не на штатной структуре, а на пучке амбиций - на проектном принципе деятельности. Они возникают на основе неформальных коммуникаций (как в среде высшего менеджмента, так и "аутсорсинга") в виде не обязательно фиксируемых штатным расписанием констелляций - созвездий, обеспечивающих, прежде всего, движение нематериальных активов. Люди, управляющие нематериальным производством, определяют состоятельность, доходность, капитализацию и - главное - перспективность предприятия. Новый класс строит свою версию будущего - осваивая призрачные предметные поля и возводя футуристические социальные конструкции.

Управляющие нематериальным производством определяют состоятельность, капитализацию и - главное - перспективность предприятия

Что есть новые предметные поля - до поры не знает никто. Кроме тех, кто их видит. Увидел такую делянку, позвал друзей на открывшийся Клондайк, и выращивай бобовое зёрнышко, которое может осыпать компанию "денежками с неба", рождёнными "из воздуха". Когда-то это называлось кастовостью. Затем сословностью. Потом классовым чутьём. Как это будет называться теперь - посмотрим. Может - симпатией? Сейчас некоторые эффективные предприятия так и организуются - по типу симпатии компаньонов и распадаются с разрушением этого нематериального, но веского основания
ПРИДЁТ ЗВЕРЬ, ВОСТРУБИТ АНГЕЛ, И НАСТАНЕТ ПОБЕДА

Оружие победы - креативность, разрушающая дряхлую социальную конструкцию. Сейчас гений, вылезший из глиняной хижины, равно может и погибнуть в уличной драке, и занять своё место в Новом мире. И не столь уж редка в (пост)современном мире ситуация, когда в организацию с пиететом приглашают человека, обладающего неким единственным даром - но дар этот основа "брахмаастры" - оружием грядущей Победы. Тот, кто обладает творческой потенцией, владеет отнюдь не грошиком. А head-hunters - ищейки будущих полководцев и генералитета - выискивают не просто творческих людей, но, скорее, поводырей. Ибо есть в мире особые точки, недоступные функциональному зрению, но видимые современными Гомерами-слепцами, которых слушают очень-очень внимательно, ибо понимают, что ныне Победа куётся не в кузницах кустарей.

Мы открываем пространство, для которого нет адекватного языка. Оно обладает неявной целостностью, неопознанной системой ценностей, историческим целеполаганием, разрывающим социальные горизонты. Плюс - собственным доминирующим субъектом. И хотя суетное время большей частью приносит ворох вопросов, образуя замысловатое историческое lego, части этой мозаики слагаются в логическую конструкцию, выстраивая шеренги солдат, вступающих в битву за будущее. И вкус перемен ощутим. Он как песок на губах в стране миражей перед скорой бурей. Это будет время либо великого поражения, либо неугасимой Победы.



10.05.2005

www.soob.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован