На носу новый телесезон, а на Украине выборы президента. Александр Ефимович Роднянский как руководитель СТС и украинского канала `1+1` опять между Киевом и Москвой. Там будут дебаты в эфире, а здесь и вовсе грядет СТС-Революция.
- Какое отношение вы имеете к выборам украинского президента?
- Я не занимаюсь выборами. Я слежу за качеством и рейтингами канала `1+1` в роли председателя совета директоров. Предметно и постоянно я занимаюсь телевизионным каналом СТС и компанией `СТС Медиа` - коммуникейшн, которой СТС принадлежит.
- Я слышала, что Кучма в восторге от ваших ТВ-опытов. Неужели его соратники, его преемник не предлагали вам перед выборами войти в коалицию?
- Знаете, что у меня спрашивал Кучма? Он посмотрел `Бедную Настю` и очень интересовался, как делаются такие сериалы.
- Украина во многом повторяет развитие России. Это правда, что программа `Куклы` на Украине тоже приказала долго жить?
- Да, сейчас ее нет, она была на `1+1` и завершилась два года назад. Я сам ею в Украине занимался.
- Время политического ТВ в обеих странах прошло?
- В России, может быть. Здесь политика как фактор общественной интриги исчезла, все стабилизировалось. А на Украине, мне кажется, нет. Даже на президентских выборах там сохраняется интрига: Янукович или Ющенко?
- СТС останется вне политики?
- Политика - это не наша специализация. Российское ТВ так или иначе унаследовало традиции советского менторского или дидактического телевидения. СТС это телевидение нового времени, принципиально-диалоговое ТВ, далекое от политики.
- Куда же дальше развивать СТС? Кинопоказ вы насытили, сказку для всей семьи устроили, легкую развлекаловку обеспечили. Может быть, вы уже достигли потолка?
- До потолка очень далеко. По сравнению с прошлым годом, в этом году продолжение экранизации романов Донцовой много лучше, я это гарантирую. Появятся экранизации Вайнеров. Если была `Бедная Настя`, то теперь `Грехи отцов`. Это будет более сильная, более сложная драматургия. Появятся комедийные жанры - есть куда развиваться.
Впервые СТС начал делать настоящие художественные фильмы. От проекта Александра Сокурова до молодежно-лирической драмы режиссера-дебютанта Бычковой `Питер-FM`. `Старлей, победа и весна` Ильи Рубинштейна. Федор Бондарчук - `Девятая рота`. Дальше пойдут развлекательные программы. `Это - любовь` может стать очень сильным провокационным шоу, как и `Спасите, ремонт`. `Снимите это немедленно` тоже может быть любопытно. И уж совсем необычно появление в эфире программы `Жизнь прекрасна` с ведущими Михаилом Швыдким и Туттой Ларсен.
- Почему вас называют молодежным каналом?
- Меня, мягко говоря, удивляет, когда СТС называют молодежным и развлекательным. Как будто в стране все остальные каналы пенсионерские и глубоко серьезные. Мне кажется, что все телевидение сегодня развлекательное. И уж точно подавляющее большинство каналов ориентируется на молодую аудиторию. Но мы стремимся создать качественно иной мир, в котором молодым хотелось бы жить.
- Хороший слоган - `Качественный мир`. В прошлом году была `Фабрика грез` в этом - `Качественный мир`.
- Да, и в этом кроме провокативного слогана - `СТС-Революция` - я продолжу формулировать на СТС приоритеты частной жизни, частных ценностей. Нужно ответить на вопросы, которые есть у множества людей, живущих в стране. О том, как жить, как совершать выбор: от партнера до квартиры. У каждого телевизионного канала есть своя сверхидея, свое послание. Так вот, у СТС послание очень важное: жизнь может быть более приятной, комфортной и разнообразной. Поэтому нас не интересуют те проблемы, которые решаются или обсуждаются в правительстве, в парламенте...
- Рейтинги говорят, что СТС весь прошедший сезон наступало на пятки НТВ, раньше уверенно занимавшего третью позицию после Первого и `России`.
- Я, честно говоря, вижу мало общего у аудитории НТВ и СТС. Да, мы соревнуемся, потому что у нас примерно одинаковые показатели. Но! Мы очень разные. Они всегда ориентировались на аудиторию, которая требовала сильных новостей, которая смотрела на телевидение как на дискуссионную площадку. Если зрители НТВ и уходили к нам, то это шло опосредованно, через другие каналы. Не все еще открыли для себя СТС. Поэтому СТС из просто стильного, увлекательного канала должен обязательно стать в глазах аудитории еще и содержательным и статусным. Это для нас очень важно в новом сезоне.
- Вы верите в долгий век российских сериалов? Не выходят ли они уже из моды?
- Сериалы - это не временное увлечение и не модный жанр. Это некий ответ телевидения на изменяющуюся за окном жизнь. Даже если они исторические, они делаются с точки зрения сегодняшнего зрителя, с учетом его нынешнего психофизиологического состояния, его потребности, его интересов, его вкусов. Мне кажется, рынок еще не насыщен, и качество должно улучшиться.
- Вы считаете, качество сериалов улучшается?
- Конечно. Например, если раньше `Леди бомж` или `Леди босс` могли пройти успешно, то сегодня, я в этом убежден, они обречены были бы на провал. Все развивается. После, скажем, `Бригады` или `Идиота` делать сериалы на другом уровне профессионального качества уже совершенно не имеет никакого смысла.
- Сериалы СТС можно уже отличить от сериалов других каналов?
- У нас два типа сериалов. Это ироничные разножанровые мини-сериалы по книжкам Донцовой или Устиновой. Второй тип - это длинные, которые мы делаем совместно с `Сони пикчерс` и АМЕДИА - проекты Александра Акопова. Они уникальны совершенно, уникальная технология, с помощью которой можно сделать все. Выбрать для себя любопытную историю, увлечься ею, организовать процесс вместе с американцами... Это удивительный для отечественного телевидения технологический поток. Я считаю, что это ноу-хау СТС.
- Почему по России рейтинги СТС больше, чем в Москве?
- Потому что Москва традиционно живет по неведомым за пределами столицы законам. Я, например, в свое время с удивлением открыл в Москве психологический фактор существования метровых и дециметровых каналов. В глубинке ничего такого нет. И второе: столичная аудитория подвержена другим ритмам жизни. Молодым москвичам сидеть и смотреть много серий без надобности. В Москве большой выбор досуга.
- Еще один ваш прямой конкурент - телесеть ТНТ. Их самый успешный проект - `Дом`. Как вы относитесь к подобным циничным реалити-шоу?
- Для СТС это неприемлемо, а для ТНТ, наверное, хорошо. Они так понимают свою аудиторию, а СТС пытается работать на другом языке и для другой аудитории. Реальные проекты связаны с поведением человека в предлагаемых ему жестких обстоятельствах, и это поведение чем меньше соответствует моральному кодексу строителя коммунизма, тем интереснее на телевидении. СТС это не подходит мы должны оставаться в рамках уважаемого, респектабельного канала, который могут смотреть даже дети. А я бы не рекомендовал детям смотреть программу `Дом`. Но ТНТ, надо сказать, добивается больших успехов на этом проекте. Что ж, это их сознательный выбор!
- Чем будете удивлять в новом сезоне?
- Необычным количеством и невиданным качеством. Если честно, то у нас еще никогда не было столько проектов, как сейчас. `Это - любовь`, `Жизнь прекрасна` - такие жизнеутверждающие названия могут быть только на СТС. Это все часть того мира, который мы бы хотели построить. Неглупого, оптимистичного и яркого.
Московский Комсомолец
от 02.09.2004
Элина НИКОЛАЕВА
http://nvolgatrade.ru/