07 ноября 2007
2824

Александр Полукеев: Дорожный Петербург - деньги не проблема?

Город решили спасти от "пробок". Однако наполеоновские планы по строительству дорог, развязок и мостов наталкиваются на проблему нехватки ресурсов. Проектировщики и строители едва справляются с нынешним масштабом работ.

Ситуацию на дорогах Петербурга в последнее время не обсуждает только ленивый. К сожалению, "пробки" с каждым годом становятся все длиннее, а большого прогресса в развитии дорожного хозяйства не видно. Дороги ремонтируются и прокладываются, но количество машин растет несоизмеримо быстрее. Сегодня их в городе уже 242 на 1 тыс. населения. Согласно прогнозам, к 2015 году машин станет гораздо больше - до 350-ти на ту же тысячу человек. Если в ближайшем будущем экономику России не постигнет глубокий кризис, то в дальнейшем количество машин на тысячу населения должно достигнуть цифры 500 - стандартной европейской нормы. Помимо автомобильного парка, принадлежащего горожанам, не стоит забывать и о том, что Петербург является крупнейшим узлом для международных транспортных коридоров. Порт Петербурга принимает до 2/3 всех импортных товаров, которые потом с помощью фур доставляются по всей России. К этим фурам следует прибавить еще 73 тыс. грузовых автомобилей, обеспечивающих функционирование такого крупного мегаполиса, как северная столица.

Ситуацию с общественным транспортом язык не повернется назвать лучшей. Троллейбусы и автобусы в пробках передвигаются со скоростью пешехода. Метро перегружено и не справляется с пассажиропотоком в часы пик. Эта проблема объясняется тем, что большинство горожан работает в центре, а живет в спальных районах. После этих цифр и фактов нетрудно понять масштаб "пробочного" бедствия, постигшего город - в утренние часы в центр невозможно въехать, в вечерние - выехать, прилегающие к порту магистрали забиты ожидающими погрузки грузовиками.

Нельзя сказать, что власти не понимают масштабов транспортной проблемы. Они перемещаются по городу не на маршрутке, а на спецмашинах, но даже водителям автопарка Смольного все сложнее и сложнее лавировать между озлобленных автолюбителей, упреждая ответные действия служебным "матюгальником". Даже вице-губернатор Александр Полукеев по дороге на заседание, посвященное "пробкам", был в шоке от увиденного на улицах: "Сорок минут назад прямо передо мной случилась автомобильная авария. Один автомобиль влетел в другой, и вся Гороховая улица встала", - заявил он. По словам Полукеева, глядя на ДТП, он задавал себе вопросы - кто у нас садится за руль, и как эти люди получают права? Полукеев отметил, что действия специальной Комиссии по организации дорожного движения при правительстве Петербурга явно недостаточны.

Между тем, по заказу городской администрации Научно-исследовательский институт территориального развития и транспортной инфрастуктуры разработал "Программу развития улично-дорожной сети до 2015 года". Сегодня при обсуждении в Смольном чиновники говорили так - "проект хорош, но сможем ли мы его осуществить?".

По словам гендиректора НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Александра Солодкия, всего в рамках проекта предполагается построить более 100 объектов транспортной инфраструктуры, проложить 525 км улиц и дорог. Одних путепроводов и развязок в разных уровнях нужно построить 77 штук. Главные из них - на пересечении проспекта Славы с улицей Седова, Народной улицы с проспектом Большевиков, Заневского проспекта с проспектом Энергетиков, на примыкании Пискаревского проспекта к Свердловской набережной, на перекрестке, где сходятся Северный проспект, улица Карпинского и улица Руставели.

Еще один немаловажный пункт в программе развития - мосты. Петербург отличается обилием водных преград, именно поэтому до 2015 года предполагается строительство 17 мостов, из них 5-ти - через Неву. К слову, за последние 40 лет в городе был построен всего один мост через Неву - на трассе КАД. "Первыми ласточками" в мостостроении станут мост в створе 24-25 линий Васильевского острова и мост через остров Серный, который соединит Васильевский остров и Петроградскую сторону.

Любопытно, что авторы программы развития вводят новое понятие опорной дорожной сети, которая включит в себя КАД, построенный ЗСД, а так же магистрали с непрерывным движением, в том числе, набережные через Неву. Однако эксперты честно признаются, что проблему перегруженности центральных улиц города опорная дорожная сеть не решит. Что касается центра, то здесь даже у властей единого мнения пока нет. "Мы хотим ограничить въезд в центр города, но пока город к этому готов. Метрополитен и так работает с перегрузкой, и дополнительных пассажиров ему не потянуть", - отметил Александр Полукеев.

Пока ясно лишь то, что власти готовы решать проблему "пробок" в центре с помощью подземных парковок. Полукеев пообещал, что первая подземная парковка в центре Петербурга появится уже в конце следующего года под Конюшенной площадью. Появится парковка и под Марсовым полем, однако, подчеркнул вице-губернатор, парковка не затронет территорию расположенного там мемориала. Кроме того, у Смольного есть планы по созданию под Марсовым полем парковки для туристических автобусов для посетителей Эрмитажа, Русского Музея и других достопримечательностей этого района. Всего в течение ближайших 3-х лет в центре города будет построено около 30-ти парковок на 1 тыс. машиномест.

Любопытно, что идея создания парковки под Марсовым полем была озвучена еще весной этого года главой смольнинского Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максимом Соколовым, однако полет фантазии чиновника был прерван губернатором. "Под Марсовым полем не будет никаких подземных автостоянок", - заявила тогда Валентина Матвиенко. Видимо, с тех пор в Смольном отношение к этой идее изменилось в диаметральном направлении.

Некоторое эксперты полагают, что парковки нельзя загонять под землю в Петербурге. Такое мнение высказал вице-президент "Союзпетростроя" Лев Каплан. "Наши грунты таковы, что каждый метр строительства требует двойного углубления, а значит соответствующих затрат", - пояснил он. По словам эксперта, эксплуатация подземных объектов также очень дорогая. Это значит, что строительство подземных гаражей не может быть быстроокупаемым даже при достаточно высоких ценах за машиноместо. Каплан считает, что проблему острой нехватки парковочных мест в городе необходимо решать за счет строительства многоуровневых паркингов.

Даже если через какое-то время властям удастся очистить центр от машин и создать высокоскоростные магистрали, то в городе останется еще одна проблема, без решения которой "пробки" не уйдут в прошлое. Петербург, как праздничный пирог, разделен железнодорожными ветками, а у закрытых переездов теряют драгоценное время десятки тысяч автолюбителей, желающие просто переехать из района в район. Для того чтобы обуздать "диктатуру" железных дорог, Смольный готов закрыть неэффективные переезды и построить путепроводы над остальными.

По данным зампредседателя Комитета по транспортно-транзитной политике Александра Чумака, от Октябрьской железной дороги получены сведения о 350 переездах, находящихся в городе. "Теперь нужно решить, какие переезды мы уберем, а где построим развязки и двухуровневые переезды", - заявил Чумак. Анализ показал, что на 50-ти переездах интенсивность движения составляет от 40 до 700 вагонов в сутки, еще на 50-ти - от 1 до 10 вагонов в сутки, на 101 объекте проходит лишь 1 вагон в сутки, и еще по 147 переездам данных получить не удалось.

"Мы будем проводить жесткую политику в отношении предприятий, которые слабо используют подъездные пути. Так, например, нами уже согласован демонтаж ветки, ведущей на Бадаевские склады и ветки, ведущей к ТЭЦ N 1. Но если переезды используются пассажирскими поездами и электричками, то городу необходимо строить развязки", - заметил по этому поводу Александр Полукеев. Вице-губернатор также рассказал о ближайших планах построить два путепровода - в районе метро "Старая деревня" и на Краснопутиловской улице.

Остается надеяться на то, что грандиозные планы чиновников смогут стать осязаемой реальностью в виде магистралей, улиц, мостов и развязок. Но даже такой план развития городской инфраструктуры не всем кажется достаточным. По словам заместителя генерального директора ОАО "Мостострой N 6" Сергея Чижова, для решения проблем, связанных с "пробками" на улицах, Петербургу требуется в четыре раза увеличить финансирование дорожной отрасли. "Чтобы развитие транспортной инфраструктуры хотя бы не отставало от роста автомобилей, Петербургу требуется не менее 110 млрд рублей ежегодно - это почти в четыре раза больше, чем есть", - сказал он.

Но даже те средства, что уже выделены или запланированы на следующие годы, не всегда могут быть освоены силами петербургских проектировщиков и строителей. Об этой проблеме заявил и.о. председателя Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, член правительства Петербурга Владимир Антонов. По его словам, деньги есть, но кадров в строительной и инженерной отраслях не хватает. Финансирование дорожного хозяйства, по сравнению с 2001 годом, возросло более чем в три раза, но и сейчас проектные институты задерживают реконструкцию и строительство многих объектов. На это Александр Полукеев ответил, что проектные институты Петербурга имеют лишь 15% заказов от Смольного, а остальной объем заказов поступает от других регионов России. По мнению вице-губернатора, институты должны в первую очередь работать на Петербург. Но в целом он также согласился с проблемой ресурсов и кадров, напомнив, что строительство моста через остров Серный должно было начаться еще в мае, но не началось до сих пор. После этих слов стало ясно, что Петербург пережил проблему недофинансирования и столкнулся с еще одной, не менее серьезной проблемой - освоения средств.



07/11/2007
www.rosbalt.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован