Когда Москва поймет, что путь славянских стран лежит в общую Европу, то многих конфликтов, которые сейчас возникают у нее с Европейским союзом, больше не будет
Украина стала вызовом для российской дипломатии. Россия допустила серьезные ошибки в избирательной кампании в этой стране. Путин спугнул многих пророссийски настроенных украинцев, которые до его визита проголосовали бы за Виктора Януковича. Он настолько вмешался в избирательную кампанию, что многие испугались голосовать за пророссийского кандидата. А Янукович уже действительно стал скорее пророссийским, чем украинским претендентом на высший государственный пост. Теперь Москва рискует, как многим кажется, полностью потерять Украину. Киев может предпочесть вместе с Тбилиси, Кишиневом и Баку укреплять образование ГУУАМ (в него входят Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия). Тогда Единое экономическое пространство, которое Россия хотела создать с Казахстаном, Украиной и Белоруссией, построить будет уже невозможно.
Однако сейчас возможен и другой сценарий. Это раскол Украины на Запад и Восток. Такой поворот может привести к расколу вообще между Россией и Западом. Существует опасность возникновения на восточных землях Украины варианта Приднестровского государства или квазигосударства на манер Абхазии. Такие государства можно назвать `черными дырами`: экономически они существуют, но международное сообщество их не признает. Если такая `черная дыра` образуется на востоке Украины, она будет во многом зависеть от России. Западная Украина лишится экономической поддержки восточных земель, потеряет ресурсы и деньги, которые всегда шли с востока страны. Западная Украина в этом случае сядет на шею Западу - Европейскому союзу и Америке. Она также будет очень слабым государством.
Россия недооценила политику Запада по отношению к Украине - его желание и возможности вмешаться в украинский конфликт. Российская дипломатия, видимо, исходила из того, что Европейский союз, ОБСЕ и Соединенные Штаты поступят так же, как они поступали в отношении избирательных кампаний в Центральной Азии и в Закавказье, то есть будут критиковать, но не будут вмешиваться. Но в случае с Украиной Запад очень активно включился в спор. На мой взгляд, Запад просто испугался, что Россия с помощью Украины приступит к восстановлению империи. Он испугался Януковича. В первую очередь на непризнание выборов легитимными пошли американцы. Евросоюзу уже ничего не оставалось, как последовать примеру Вашингтона. Впрочем, Россия должна была помнить, что год тому назад Европейский союз и Америка начисто отвергли `план Дмитрия Козака` по приднестровскому урегулированию. Это могло повториться и в случае Украины.
Некоторые в России могут подумать, что сейчас Москве представляется исторический шанс вернуть себе Восточную Украину, Крым, Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье и Белоруссию. Процесс объединения этих земель, непризнанных республик, в Российскую империю вполне может стать реальным, но это приведет к разрыву России с Западом. И, на мой взгляд, еще и к концу демократии в России.
Запад и Россия поощряют новое голосование на Украине. Путин фактически согласился с таким развитием на саммите ЕС-Россия, чтобы полностью не испортить отношения с Европейским союзом и с Америкой (а эти отношения ему достаточно важны). Однако исход третьего тура трудно предсказать. Естественно, опять будут фальсификации и на востоке, и на западе, будет очень большая ангажированность Запада на стороне Ющенко, а Россия, видимо, не сможет не поддержать Януковича. Одним словом, результаты этих выборов могут быть похожими на то, что мы имели 21 ноября. Впрочем, возможна также победа Ющенко с отрывом один или два процента, поскольку он выглядит как моральный победитель этой схватки. Все это, возможно, вновь приведет к противостоянию: олигархи в восточных областях Украины не отдадут землю Ющенко, а Россия вряд ли сможет резко изменить свою позицию и стать на сторону оппонента Януковича.
Как бы то ни было, российско-европейские отношения на самом деле испортились еще в 2002 году. С тех пор позитивная политика, которую начал Путин в 2000 году, все ухудшалась. На саммите в Копенгагене (2002 год) произошел крупнейший спор по Калининграду. В 2003 году появился Ходорковский и `дело ЮКОСа`. В конце того же года Запад критиковал Россию за выборы в Думу, потом за президентские выборы. Россия и ЕС постоянно ссорятся по поводу Чечни. А теперь появилась Украина... На мой взгляд, позитивных элементов на повестке дня у Москвы и Евросоюза уже почти не осталось. И Россия сейчас не знает, как эти отношения с ЕС улучшить. Остается, конечно, энергетический альянс. Но мы видим, что Евросоюз и Россия все больше и больше сползают к геополитическому противостоянию - сначала в Молдавии, затем в Грузии и сейчас на Украине.
Опасность заключается в том, что Россия при нынешнем руководстве может лишиться перспективы собственной европеизации, если этот конфликт с Евросоюзом будет продолжаться. Федеральный канцлер Германии Герхард Шрёдер остается почти что единственным политиком во всей Европе, который пока еще верит в стратегический альянс с Россией. Но ему с трудом удается убедить своих коллег в том, что эту идею все еще надо претворять в жизнь. Политика Шрёдера все больше и больше уходит в изоляцию. Энергетический альянс с Россией действительно нужно спасать. Необходимы новые наработки в этой сфере.
Битва за Украину все больше становится битвой за будущее Европы, но это на самом деле не битва, а борьба двух концепций Европы XXI века. Европейский союз и Америка экспансируют свою цивилизацию на восток. Однако это не завоевание, а просто дух времени, создание демократических институтов, которые продвигаются через глобализацию. Идеи демократии, гражданского общества, прав человека все больше проникают в постсоветское пространство, как показала, в частности, ситуация на Украине.
Многие на Западе вспоминают сейчас речь Путина в Рейхстаге, которая разительно отличалась от того, что он сейчас говорит на встречах с лидерами ЕС. Тогда Путин говорил о значимости общедемократических ценностей, экономического потенциала, вопросов безопасности для построения большой Европы. Я думаю, что к этому еще не поздно вернуться. На самом деле Россия не может потерять Украину. У России и Украины сложились слишком тесные связи. Также Белоруссия будет ориентироваться на Россию. Это в Европе тоже понимают. Но славянскую семью нужно укреплять общими усилиями. Когда Россия поймет, что путь славянских стран может лежать только в общую Европу, то многих конфликтов, которые сейчас возникают у нее с Европейским союзом, больше не будет.
Берлин
Об авторе: Александр Рар - директор программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике, Берлин.
материалы: Независимая Газета
http://nvolgatrade.ru/