Александру Роднянскому есть чем гордиться. Канал СТС, возглавленный им три года назад, из заштатного `дециметра` перекочевал в четверку главных каналов страны. И по рейтингам давно наступает на пятки ближайшему конкуренту - НТВ.
Осень СТС начинает ударно. 8 новых программ, десяток сериалов, грандиозное `мыло` в духе `Бедной Насти` и еще козырь в рукаве - возможный приход на СТС Леонида Парфенова. С этого `возможно` мы и начали разговор с гендиректором СТС Александром Роднянским.
`Намедни` минус политика
- Уже ясно, что осенью программа Парфенова на СТС не появится. Вы не договорились или есть другие причины?
- Мы продолжаем договариваться. Тут ведь одного желания недостаточно. Есть еще брэнд канала. Нам с Парфеновым нужно придумать программу, которая устраивала бы и его, и нас. Качественную журналистскую передачу. Но это не должна быть политическая программа.
- То есть вы хотите `Намедни` минус политика?
- Политика может существовать, но как фон, влияющий на жизнь людей. Я убежден, что перемещения в Кремле или, к примеру, то, как утверждается бюджет, понятно половине процента зрителей. Остальным это просто неинтересно.
- Парфенов с вами согласен?
- Ему трудно представить, как ежедневная или еженедельная программа может избегать разговоров о больших политических контекстах. Но СТС - это канал частной жизни и частных ценностей. Мы не учителя жизни и не инструмент политического влияния. Новости - не наша профессия. СТС смотрят зрители, которые свой политический выбор делают без помощи умного дяди из `ящика`. И сюжеты про `ЮКОС`, про территориальные интересы Грузии - зачем они нам? Неужели вы думаете, что зрители, интересующиеся `ЮКОСом`, чтобы узнать подробности, выберут СТС?
- Я думаю, что если на СТС будет Парфенов, то очень даже выберут.
- Не факт... Нет, мы не хотим делать ТВ умолчания. Нужно говорить обо всем, но не так, как это делает информационное телевидение.
- Хорошо, вот недавняя ситуация: упали два самолета. Парфенов должен этого `не заметить` или упомянуть третьей по счету новостью?
- Если такое случилось, это должно быть в программе. Но так, чтобы мы не лишились тех зрителей, которые в свое время убежали на СТС с других каналов, устав от тамошнего катастрофизма. У нас-то катастроф принципиально никогда не было. Мы создаем для зрителей сказку. Такую, если хотите, сказку для взрослых.
- Одна поправка: никакого катастрофизма на других каналах давно нет. Кругом сплошная сказка для взрослых.
- Это правда. Поэтому мы и приглашаем Парфенова. Было бы сейчас прежнее НТВ и прежние новости на Первом и `России`, мы бы в жизни не задумались о его приходе на СТС.
Звезды СТС под руководством Роднянского готовы творить чудеса.
Мы не воспитываем Киркорова
- После известного скандала с Киркоровым останется ли `Утро с Киркоровым` на СТС?
- С Киркоровым у нас контракт. Все снятые в рамках контракта программы выйдут в эфир, а потом мы будем думать, что дальше. Вы хотите знать мою реакцию на нашумевший скандал? Я считаю, что вести себя нужно прилично, с журналистами - вдвойне, это обязанность звезды. Но участвовать в кампании по воспитанию взрослого человека и рассказывать, до какой степени омерзителен его поступок, я не буду. И наказывать его выбросом из эфира тоже.
- Вы закрываете программу `Кресло`. Придумали игру на замену?
- Из игр на СТС останется только `Самый умный ребенок`. Мне кажется, зрители устали от игр, так что мы делаем ставку на другие жанры. Первый можно назвать `документальным шоу превращений`. Он для СТС важен, потому что сочетает реальность жизни и возможность чуда. `Снимите это немедленно!` - как раз в таком жанре сделанная программа. Обычных женщин, не умеющих или уставших следить за собой, превращают в красавиц.
Или, к примеру, наше новое шоу `Это - любовь`. Тут превращение происходит в рамках человеческих отношений. Разошлись супруги, поругались влюбленные. И их с помощью ТВ пытаются помирить.
- Вам не кажется, что зрители давно не воспринимают `мыльные` истории с экрана как реальные? `Подставы` мерещатся даже там, где их нет.
- А в этом шоу будет видно, что истории реальные. Этот жанр тем и хорош, что он непостановочный. Один из героев, к примеру, взялся из нашей же межпрограммной рубрики `Скажи!`. Шел по улице, ему дали микрофон, и он на всю страну пожаловался на жизнь. Мы этого человека нашли и попробовали его жизнь изменить.
Маяковский вместо `Насти`
- Другой жанр, на который вы делаете ставку, это, вероятно, `мыло` в духе `Бедной Насти`...
- Да, большой телероман, открытый нами в прошлом сезоне. Новый сериал `Грехи отцов` - это более амбициозный проект, чем `Бедная Настя`. Эпоха модерна, Серебряный век, молодой Маяковский, Бурлюк, олигархи и художественная богема.
- Можно себе представить, как будут плеваться, скажем, литературоведы!
- Ну, разумеется, делать такой сериал в расчете на интеллектуалов было бы странно. Но это не примитивное кино. Естественно, то, что будет с героями происходить, многие знатоки сочтут не соответствующим своим представлениям о той эпохе. Но это такой жанр. Если в нем нет неуважения или надругательства, он имеет право на существование.
- У широких масс теперь сложится специфическое представление о Серебряном веке...
- Над сериалом работают консультанты-историки, серьезные, между прочим, специалисты. И потом - вы же не будете книжки Бориса Акунина сравнивать с книжками Григория Чхартишвили. У меня ощущение, что успешная акунинская `Алмазная колесница` соотносится с японскими реалиями XIX века примерно так же, как с ними соотносится фильм `Последний самурай`. И это при том, что автор книги японовед.
- Чем еще потрясете зрителя?
- Ситкомом - комедией ситуаций. Этот жанр никогда на российском ТВ не получался. Видимо, потому, что характеры были гротескными. А в нашей комедии `Няня` характеры - без преувеличений. Очень узнаваемые и типичные. Девушка из Таганрога с ярким выговором попадает няней в семью музыкального продюсера с тремя детьми и без жены. При такой завязке сценаристам есть где развернуться.
Желтое ТВ не в моде
- Вы говорите, что зрители устали от игр. От чего еще?
- Я убежден, что телевидение циклично. Жанр становится популярным, надоедает, отдыхает и возвращается. Заметьте, исчезли ток-шоу. Можно объяснять это политическими причинами, но есть и другие. Трудно сейчас представить программу, в которой зрители оживленно дискутировали бы на острые темы. Зато вернулось документальное кино. Я ожидаю возвращения научно-просветительского телевидения и очень надеюсь в этом поучаствовать.
- А что скажете про `Большую стирку` и иже с ней? Про жанр скандального ток-шоу?
- Желтое ТВ еще востребовано, но и от него у зрителя началась усталость. Мы в этом направлении не работаем.
- Понятно, что в новом сезоне СТС будет меняться. Если в двух словах, канал станет более каким?
- Более непредсказуемым. Более семейным. Более событийным.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр РОДНЯНСКИЙ родился 2 июля 1961 года в Киеве. Окончил факультет кинорежиссуры Киевского института театрального искусства. С 1983 по 1990 год работал на киностудии `Киевнаучфильм`.
Режиссер фильмов: `Миссия Рауля Валленберга`, `Марш живых`, `Прощай, СССР`. Продюсер шести художественных фильмов. Лауреат более 20 кинопремий. Дважды номинировался на `Оскар` - как продюсер фильмов `1000 и 1 рецепт влюбленного кулинара` и `Восток - Запад`.
С 1995 года - руководитель самого популярного украинского телеканала `1+1`. С 2002 года - гендиректор телекомпании СТС.
Женат, двое детей.
02 сентября 2004 г.
Лариса ХАВКИНА
ЗАО ИД `Комсомольская правда`, 2002
http://nvolgatrade.ru/