БЕСЕДУ ВЕЛ МИХАИЛ ЧАБАН
В сентябре Экспертно-консультативному совету при Председателе Счетной палаты РФ (ЭКС) исполняется десять лет. >За это время специалисты Совета подготовили сотни аналитических предложений и экспертных положений. По ним принимались решения, которые помогали не только повышению эффективности экспертно-аналитической работы Счетной палаты, но и совершенствованию бюджетной системы и бюджетного процесса в стране. > Какой сегодня видится роль Совета в деятельности Счетной палаты РФ и какие задачи приходится решать аналитикам и консультантам в условиях экономического кризиса? Об этом - беседа с Ответственным секретарем ЭКС Александром Венидиктовичем Коровниковым.
Александр Венидиктович, прошло то время, когда итоги проверок финансовых контролеров преподносились как сенсация. Сегодня Счетная палата не столько изобличает, сколько исследует причины тех или иных нарушений законодательства, Бюджетного кодекса, увода государственных денег за рубеж...
- Я думаю, что вы не так далеки от истины. Ведь по Закону Счетная палата Российской Федерации занимается не только контрольно-ревизионной, но и экспертно-аналитической, и информационной деятельностью. Закон прямо предписывает главному контрольному ведомству страны осуществлять экспертизу проектов федеральных законов, а также нормативных актов федеральных органов власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федеральных средств.
В Счетной палате работает немало грамотных, высококвалифицированных специалистов. Надо отдать должное высокому уровню их профессионализма. Но они занимаются в основном контрольно-ревизионной деятельностью.
А для проведения всесторонней финансово-экономической экспертизы и подготовки экспертных заключений нужны высококлассные специалисты иного плана. Они должны не только оценивать целесообразность и эффективность реализации государственных проектов и программ, но и давать научно обоснованные экспертно-аналитические заключения и рекомендации по самому широкому кругу социально-экономических проблем: вопросам укрепления обороны и безопасности России, работе кредитных организаций и финансовой отчетности и многим другим.
Кроме того, возникает настоятельная необходимость в анализе рассматриваемых депутатским корпусом законопроектов, регулирующих бюджетно-финансовую политику государства. Надо дать квалифицированную оценку, насколько реальны подготовленные по каждому из них финансово-экономические обоснования, не заложена ли в них коррупциогенная составляющая. Ведь от этого, насколько полной и обоснованной будет эта оценка, во многом зависит работоспособность каждого закона.
С этой целью при Председателе Счетной палаты Российской Федерации и создавался постоянно действующий Экспертно-консультативный совет, в состав которого вошли видные ученые, специалисты в области права и финансов, депутаты Государственной Думы, банкиры и предприниматели.
- Экспертно-консультативные советы создаются сегодня при многих министерствах и ведомствах, бизнес-структурах и общественных организациях. Чем отличается от них Экспертно-консультативный совет при Председателе Счетной палаты РФ?
- Прежде всего, тем, что задачи нашего Совета гораздо шире и масштабнее. Вот почему в Экспертно-консультативном совете при Председателе Счетной палаты РФ представлены специалисты самого широкого профиля: строители, реставраторы, нефтяники, оборонщики, авиаторы. Есть среди них и академики с мировыми именами, и нобелевские лауреаты, разработчики самых передовых на сегодня технологий.
ЭКС собрал немало неравнодушных, болеющих за судьбу страны людей. У нас они не получают зарплату и готовы бескорыстно послужить финансовому контролю.
- Первоочередная задача ЭКС - экспертно-консультативная помощь в осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета и государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов...
- Обусловлено это тем, что Счетная палата, в соответствии со ст. 21 Федерального закона, имеет право разрабатывать предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы России и представлять их на рассмотрение Государственной Думы.
И здесь без заключений нашего Совета не обойтись.
Мы стремимся максимально приблизить экспертно-аналитическую работу Совета к решению практических задач, поставленных перед Счетной палатой РФ Президентом России Дмитрием Медведевым на встрече с руководством Счетной палаты. Прежде всего - это модернизация и технологическое перевооружение экономики, кардинальное повышение эффективности расходов федерального бюджета, управление государственным имуществом, борьба с коррупцией.
Именно на решение этих приоритетных задач и нацелена совместная работа Счетной палаты Российской Федерации и нашего Совета в ближайшее время. Все эти задачи соотнесены с 12 направлениями деятельности Счетной палаты, возглавляемыми аудиторами.
Сама возможность тесного взаимодействия координаторов Экспертного совета с аудиторами, начальниками инспекций, аппаратом Счетной палаты должна обеспечить более высокую степень востребованности результатов нашей деятельности, повысить актуальность теоретических и экспертно-аналитических разработок.
- Как сочетаются аналитика и контроль в работе Счетной палаты?
- У нас не принято делить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, осуществляемые в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля. Вместе они составляют единую систему контроля Счетной палаты за формированием и исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Как известно, тематические проверки и экспертно-аналитические мероприятия проводятся не сами по себе, а в соответствии с планом работы Счетной палаты, по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
- ЭКС готовит сотни различных заключений и рекомендаций. Не получается ли так, что ценные советы и предложения научной элиты ложатся под сукно, как в девяностых?..
- Сегодня другое время. Правительство заинтересовано в эффективном использовании бюджетных средств, ищет индикаторы, которые помогли бы определить эффективность вложений в зависимости от результатов деятельности министерств и ведомств. И предложения серьезных экспертов и аналитиков как никогда востребованы.
Еще за два года до начала активной фазы кризиса Счетная палата в своих заключениях и докладах парламенту, составленных с помощью наших экспертов, предупреждала о возможных опасностях для бюджета, связанных с бесконтрольным ростом консолидированного внешнего долга.
Это стало одним из основных факторов риска при поддержании финансовой стабильности в условиях кризиса. Благодаря оперативно принятым антикризисным мерам негативного сценария развития ситуации удалось избежать.
Наши эксперты также обращали внимание на необходимость повышения оперативности в реализации антикризисных мер. К таковым, в частности, относится предоставление государственных гарантий банкам для кредитования реального сектора экономики.
Проведенный нами анализ показал, что предоставление этой формы поддержки экономики настолько заформализовано и усложнено, что банкам и предприятиям просто не выгодно ее использовать. В результате были внесены соответствующие изменения в нормативно-правовые акты, что позволило сделать эту меру одним из основных инструментов расширения кредитования экономики в условиях кризиса.
Таких примеров великое множество.
- Председатель Счетной палаты Сергей Степашин не раз указывал на то, что сегодня, как никогда, актуальной становится прогностическая и, можно даже сказать, стратегическая функция высших органов финансового контроля (ВОФК), способность выявлять наиболее узкие места в экономической и бюджетно-финансовой политике и оперативно информировать власть и общество о вытекающих из этого рисках.
А значит, и возрастает роль ЭКС...
- Да, к мнению специалистов нашего Совета прислушиваются при определении целесообразности и эффективности расходов бюджетных средств, использования федеральной собственности, при проведении независимой экспертной оценки эффективности операций с государственным имуществом, при финансовой экспертизе проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти. Наши эксперты оказывают методическую помощь в организации взаимодействия Счетной палаты с федеральными органами государственной власти, осуществляющими контрольные и другие функции.
Совет активно взаимодействует не только с сотрудниками Счетной палаты России, но и контрольно-счетными органами субъектов Федерации. Члены Совета принимают самое активное участие в подготовке и проведении всех общероссийских совещаний контрольно-счетных органов, издании литературы, освещающей вопросы региональных контролеров. Руководит рабочей группой по их подготовке Н. С. Столяров, ответственный секретарь АКСОР.
Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше экспертно-консультативных советов появлялось и на региональном уровне. Их роль в выстраивании системы финансового контроля страны трудно переоценить.
Наш Совет не замыкается сам в себе. Мы активно сотрудничаем с государственным научно-исследовательским институтом системного анализа Счетной палаты (НИИ СП), Центром ситуационного анализа Счетной палаты, с Аналитическим центром Правительства РФ и многими другими авторитетными организациями.
- В ЭКС встречаются представители разных экономических школ и направлений. Как они договариваются при выработке совместных заключений?
- У нас никому ни с кем не надо договариваться, и тем более идти на уступки. Истина, как известно, рождается в споре или в сопоставлении оценок и мнений, убедительной аргументации. Конечно же, наш Совет не дискуссионный клуб. Но при обсуждении спорных вопросов обязательно должен присутствовать и дискуссионный момент. Для этого мы и проводим круглые столы, заседания рабочих групп, на которых споры не только допускаются, но и приветствуются.
Предпочтение отдается тем ученым и специалистам, которые могут наиболее убедительно доказать свою точку зрения, с вескими аргументами и фактами обосновать логику своих расчетов. Предложения членов Совета и подготовленные ими материалы проходят обязательное обсуждение на заседаниях рабочих групп и межведомственных комиссий, совещаниях координаторов направлений.
Все это делается с одной целью, чтобы любая экспертная оценка содержала в себе научно обоснованные и выверенные заключения на тот или иной законопроект, прогнозы и предложения министерств и ведомств.
В нашем Совете давно отлажен механизм экспертно-аналитической работы, методика рассмотрения и обсуждения актуальных вопросов. Но это вовсе не значит, что он не должен совершенствоваться. И хотя работа Совета ведется по основным направлениям, которые были примерно соотнесены с 12 направлениями деятельности аудиторов Счетной палаты, мы стараемся сохранить гибкий подход к рассмотрению проблем.
Наши эксперты могут оперативно выдать заключение практически по любым актуальным вопросам, представляющим интерес с точки зрения экономической и финансовой безопасности нашего государства, совершенствования государственного финансового контроля, бюджетного процесса. И если для этого потребуется создать новую рабочую группу или межведомственную комиссию (постоянную или временную), то мы охотно идем на это.
Если потребуется, привлекаем к работе не только ученых, но и аналитические подразделения ведущих компаний. Например, нефтяных. Подготовленный ими материал лег в основу изданной Советом книги "Нефтяной комплекс России: состояние и прогноз развития".
А когда мы получили материалы по совершенствованию бюджетного процесса и разработке эффективных механизмов его мониторинга (рабочая группа В. О. Исправникова), то родилась идея другой книги "Резервы совершенствования бюджетного процесса", впоследствии выпущенной отдельным изданием. Без преувеличения могу сказать, что аналогов таких публикаций в российской финансово-экономической литературе не было.
И, что особенно важно, - при подготовке двух названных работ были использованы аналитические материалы, полученные от всех аудиторских направлений деятельности Счетной палаты. Так теоретические построения получают конкретное подтверждение и обоснованные выводы из практики.
- Деятельность Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты невозможно представить без издания книг, брошюр, "Бюллетеня Счетной палаты", информационной ленты "ФК-новости", телевизионного журнала "Фитиль"...
- Все это, как мы говорим, - дети ЭКС, а детей мы не бросаем. В их числе и журнал "Финансовый контроль", в котором часто публикуются члены нашего Совета.
Мне бы хотелось, чтобы и в дальнейшем наше сотрудничество развивалось и крепло. А наша совместная работа служила совершенствованию государственного финансового контроля, помогала всем уровням власти отражать экономические угрозы государства.
- Что бы вы хотели пожелать всем экспертам и аналитикам, собранным в Совете?
- Больше здоровья и сил, энергии и оптимизма. И главное - оставаться неравнодушными к судьбе России. Верить в то, что наша страна обязательно превратится в мощную и сильную державу, с интересами которой не может не считаться весь мир.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
КОРОВНИКОВ Александр Венидиктович
> Родился 30 апреля 1955 года в г. Грязи Липецкой области в семье военнослужащего.
> Полковник внутренних войск МВД России (стаж военной службы - 30 лет).
> С августа 1990 года - народный депутат Верховного Совета РСФСР.
> С 1991 по 1993 год - председатель Комитета Верховного Совета РФ по делам инвалидов, ветеранов войны и труда, социальной защиты военнослужащих и членов их семей; член Президиума Верховного Совета РФ.
> С 1995 по 2000 год - депутат Государственной Думы.
> До назначения в Совет Федерации работал помощником Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
> С ноября 2007 года - представитель в Совете Федерации от администрации Новгородской области.
> Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению.
> Член Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ.
> Доктор юридических наук, действительный член Академии естественных наук.
НАША СПРАВКА НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКС
Первоначально в состав Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты входили 64 эксперта. Сегодня он объединяет более 234 известных ученых и специалистов в области юриспруденции, экономики, бюджетного процесса, руководителей государственных и негосударственных организаций. В нем представлены 15 академиков РАН, 10 членов-корреспондентов РАН, 10 академиков РАЕН, 2 члена-корреспондента РАЕН, 1 академик РАМН, 75 профессоров, 109 докторов наук, 63 кандидата наук.
ЭКС СОБРАЛ НЕМАЛО НЕРАВНОДУШНЫХ, БОЛЕЮЩИХ ЗА СУДЬБУ СТРАНЫ ЛЮДЕЙ. В СОВЕТЕ ОНИ НЕ ПОЛУЧАЮТ ЗАРПЛАТУ И ГОТОВЫ БЕСКОРЫСТНО ПОСЛУЖИТЬ ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ.
ЭКСПЕТРНО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ПРИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ АКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ НЕ ТОЛЬКО СО СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РОССИИ, НО И КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ.
ФОТОГРАФИИ: АРХИВ ИД "ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ"
ФОТО: АРХИВ ИД "ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ"
http://www.naloglib.net/
02.09.2010