14 июля 2005
2300

Александр Румянцев: Неядерным странам предлагаются блага атомной энергетики

Обозреватель РИА "Новости" Татьяна Синицына

МАГАТЭ сделало качественно новый шаг в сторону укрепления режима нераспространения чувствительных ядерных технологий, и местом действия выбрало Москву. 227 участников Международной конференции "Многосторонние технические и организационные подходы к ядерному топливному циклу для укрепления режима нераспространения", съехавшиеся из 22 стран мира, продолжают обсуждать (14-15 июля), как в дальнейшем наиболее целесообразно поступать с отходами ядерной отрасли. Организатор и принимающая сторона конференции - Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) действовало, развивая инициативу Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). "Московская конференция - только начало пути, главное, что "лед тронулся", мы начали движение в сторону благой цели", - комментирует событие заместитель директора МАГАТЭ Юрий Соколов.

Цель же - подвести итоги более чем годового обсуждения предложения, выдвинутого директором МАГАТЭ Мухаммедом эль-Барадеем. "Суть этого предложения заключается в том, чтобы выработать такой международный порядок, при котором группа государств, владеющих технологиями изготовления ядерного топлива и обращения с ним, а также имеющих опыт сооружения АЭС, могла бы гарантировано обеспечивать топливом (а также осуществлять его переработку и хранение) те государства, которые собираются развивать ядерную энергетику, - разъясняет руководитель Федерального агентства по атомной энергии Александр Румянцев. - Таким образом, этим странам предлагается использовать блага атомной энергетики в чистом виде".

В России существует многолетний опыт гарантированных поставок топлива и возврата его на хранение и переработку. Исследовательские ядерные реакторы были построены по советским проектам в 17 странах мира. В их числе - бывшие союзные республики, восточноевропейские и дальневосточные страны ушедшего в историю "социалистического лагеря", а также два арабских государства - Ливия и Египет. Возможности, дающие стране и сегодня успешно работать на рынке ядерного топлива, могут вполне найти свое практическое воплощение в тех подходах, которые предложил г-н эль-Барадей. По словам Соколова, "опыт России в этой области МАГАТЭ считает ценным и важным".

Трудно представить, что в наше время 1,6 млрд человек вообще не имеют доступа к электроэнергии. Например, такая африканская страна, как Гана, потребляет всего 80 ватт на человека в год - мощность скромной лампочки в доме россиянина. Проблема устойчивого развития человеческого сообщества заставляет искать надежные источники энергии, и здесь серьезных конкурентов у атомной энергии пока нет. Так называемые "чистые" возобновляемые источники (энергия солнца, ветра, приливов и т.д.) пока не могут сравниться с мощью делящегося атомного ядра.

О желании развивать национальную ядерную энергетику сегодня заявляют Нигерия, Марокко, Алжир, Индонезия, Вьетнам, Турция, Польша. "Решение проблемы отходов для небольших государств с ограниченной атомной энергетикой не очень эффективно в национальных рамках, - считает академик Румянцев. - Чтобы эта отрасль экономически оправдывала себя, страна должна иметь не менее 8-10 атомных реакторов по 1000 МВт. Иранцам мы даже представили расчеты, доказывающие это. Однако в международных рамках обслуживание всего цикла, связанного с ядерным топливом, вполне осуществимо и не является каким-то тяжелым бременем для экономики".

Главная проблема - в создании механизма гарантий. Один из ключевых вопросов, обсуждаемых на московской конференции, - каким образом обеспечить эффективный и дешевый доступ к мирному атому заинтересованным странам и в то же время сделать невозможным использование ядерных технологий в военных целях. В атомном реакторе топливные сборки (твелы) облучаются, уран распадается, нарабатывается плутоний. И, при желании, атомную бомбу вполне можно состряпать. Технологии же обогащения урана сегодня становятся доступными многим странам и дают шанс, в обход международных режимов регулирования экспортного контроля, реализовывать ядерную программу. Именно поэтому и идет поиск механизма, сдерживающего процесс расползания ядерных технологий.

На конференции не обошлось без инцидентов. Представители Гринпис заявили, что "скрытая цель" конференции - создание в Красноярском крае (Сибирь) международного хранилища ядерных отходов. Россия не скрывает, что собирается участвовать в тендере на право построить на своей территории хранилище отработавшего ядерного топлива. В качестве площадки рассматривается горнохимический комбинат в Железногорске. Как считают эксперты Росатома, в Красноярске могли бы храниться десятки тысяч тонн облученного топлива со всего мира. Национальная юридическая база это позволяет - в 2001году Дума приняла соответствующий закон. Российской казне такое хранилище обещает солидный доход - около $1млн за каждую тонну ОЯТ, а Железногорску - немалые отчисления на решение экологических проблем (до 25% от прибыли).

"Московская конференция не ставит целью решить вопросы, где именно будут располагаться хранилища и какие страны монополизируют поставку ядерного топлива. На них даст ответы политическая воля государств и решение МАГАТЭ", - заявил Александр Румянцев. Он подчеркнул, что общественности, склонной к радиофобии, немаловажно иметь представление об объемах отработавшего ядерного топлива, накопившегося в мире за 50 лет истории атомной энергетики. "Оно не так велико, все спокойно поместится в четырехэтажном трехподъездном здании. Надо только действовать разумно", - считает глава Росатома.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


14-07-2005
http://pda.rian.ru/analytics/20050714/40906714.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован