В минувшую субботу избирком Санкт-Петербурга отказался зарегистрировать партию "Яблоко" в качестве претендента на места в городском Законодательном собрании. Дескать, выявлено слишком много недействительных подписей избирателей в поддержку списка этой демократической партии. Почти 12 процентов. А по закону допускается не больше 10.
Тут важно заметить, что для "Яблока" эти выборы имеют почти судьбоносное значение. Во-первых, в северной столице позиции "Яблока" традиционно сильны. Во-вторых, последние перед думскими, питерские выборы должны были продемонстрировать готовность партии мобилизовать различные ресурсы в борьбе за кресла в Охотном ряду. Снятие с выборов в Питере - несомненно, тревожный сигнал, как для активистов партии, так и для ее сторонников. Оказывается, ресурсов все еще мало. Или это какие-то не те ресурсы.
Ясно, что речь идет о вполне определенном позиционировании в российском политическом пространстве. Понимать это надо следующим образом: руководство партии сигнализировало наверх, что готово участвовать в парламентских выборах. Такой сигнал расшифровывается просто - "Яблоко" ни в какой альянс с "Другой Россией" не вступит, а будет функционировать в рамках, предложенных властью. По сути, Григорий Алексеевич обратился к Кремлю с просьбой: "Товарищи в Кремле, определитесь, пожалуйста, нужна ли вам еще для чего-нибудь одна из старейших демократических партий во главе с одним из старейших демократических лидеров? Если нужна, так дайте знать, а не нужна, ну тогда мы... ну, в общем, сами понимаете..." Не думаю, что Григорий Алексеевич стал конкретизировать, что произойдет, если его партия вдруг Кремлю больше не нужна. Но там же все-таки не дураки сидят - должны сами понимать.
Из Кремля, надо думать, ответили незамедлительно. Мол, Григорий Алексеевич, дорогой, придите скорее в наши объятия. Хватит уже блудному сыну скитаться по чужим дворам. А мы вас и приголубим, и обогреем, и к делу вашему любимому пристроим. В смысле, в Думу посадим, а, может, еще и комитетец какой подбросим - там видно будет. Григорий Алексеевич, ясное дело, возликовал душой - ему-то злые люди наговорили, что его больше в Кремле не любят, а любят там, наоборот, СПС. А тут оказывается - не все еще потеряно. Вон и накормить обещают. И даже не просто обещают, а сразу посыльного с судками прислали. Словом, все в порядке, и жизнь вновь обретает смысл и содержание. А даже, если только содержание, то и того уже достаточно.
И вдруг - страшный облом. Сначала на осенних выборах в Карелии облом, а теперь вот в Питере облом. Причем, именно из-за административного беспредела. Ситуация, прямо скажем, для российской политической традиции последних лет - не вполне стандартная. Спрашивается: зачем тогда обласкали и накормили, если все равно, в конце концов, придушили? Проглядывается очевидная непоследовательность. Григорию Алексеевичу впору взроптать. Дескать, на убой вы меня, что ли, кормили? Мальчик я Вам, что ли - то выставляете на соревнование, то снимаете?!
В принципе, это может быть коллективное письмо, подписаться под которым имеют все основания и другие коллеги г-на Явлинского по "примиримой" оппозиции - лидер СПС Никита Белых и главный коммунист Геннадий Зюганов. Партийный список Никиты Юрьевича сняли в Дагестане, а с Геннадием Андреевичем плохо обошлись в том же Дагестане, а еще и в Тюменской области.
С вопросом: зачем Кремль додавливает своих очевидных союзников - "Яблоко", СПС и КПРФ - корреспондент "Ежедневного Журнала" обратился к одному опытному и близкому к первоисточникам политологу.
"Я вас уверяю, - с некоторым раздражением ответил политолог, - что никакого отношения к снятию данных партий с выборов Администрация президента не имеет. Это все - местные инициативы, ставшие возможными в результате слабой информированности руководителей в регионах. Раньше про таких говорили: не улавливают суть момента. Если вернуться к конкретной питерской ситуации, то она вызывает наибольшее беспокойство. "Яблоко" там ходит в общественных лидерах много лет, и, думаю, что в этой ситуации должен разобраться Центризбирком".
Предположение, что в северной столице "Яблоко" могут вернуть на дистанцию, высказал в эфире "Эха" и руководитель Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров, который, несомненно, знает, о чем говорит - питерское отделение "Яблока" чуть ли не поголовно входит в ОГФ.
Что ж, поживем - увидим.
Только мне представляется, что тезис о том, будто местные власти "плохо проинформированы" не выглядит слишком убедительным. Неужели и вправду, скажем, г-жа Матвиенко совсем уж не интересуется последними достижениями кремлевской политологической мысли? Другими словами, она не в курсе, что "Яблоко" снова в игре и учитывается в каких-то кремлевских раскладах. По-моему, просто дело в том, что разные региональные лидеры уже поняли: в некоторых случаях они могут себе позволить игнорировать точку зрения московских начальников. Причем, похоже, что чем ближе к 2008 году, тем таких случаев будет становиться все больше и больше.
Когда у бар в доме пожар, умные холопы сначала обольют водой свои избы, а уж потом, может быть, поспешат на помощь хозяевам.
http://www.ej.ru/?a=note&id=6001
30.01.2007