Столичные парламентарии приняли во втором чтении Кодекс об административных правонарушениях города Москвы (КоАП). 198 статей -198 способов рублем призвать нерадивых граждан, должностных и юридических лиц к общественному порядку, цивилизованному отношению к окружающим, созданию комфортной городской среды.
Наш обозреватель встретился с редактором законопроекта, председателем Комиссии по законодательству Александром СЕМЕННИКОВЫМ.
Наказывать нельзя помиловать
- Александр Григорьевич, давно принят и вроде бы успешно работает Кодекс об административных правонарушениях РФ. Чем вызвана разработка аналогичного московского закона?
- Федеральный кодекс не охватывает всех правонарушений. В настоящее время уже действуют более 20 законов города Москвы, в которых содержатся нормы, устанавливающие административную ответственность. Однако значительное количество таких правовых документов создает существенные неудобства в их практическом применении. Эти законы не унифицированы, зачастую перегружены нормами общего характера. В некоторых отсутствуют необходимые для правоприменения нормы, устанавливающие круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и органы, рассматривающие дела об административных правона¬рушениях. Кроме того, в настоящее время в Москве совершаются правонарушения, которые по своему характеру могут быть отнесены к административным правонарушениям, однако ответственность за их совершение не установлена ни КоАП РФ, ни городским законодательством. Регулировать вопросы привлечения к административной ответственности за совершение подобных правонарушений путем принятия новых законов города Москвы означает еще больше увеличивать общее количество таких законов.
В этой ситуации сведение всех норм в единый кодекс является объективной необходимостью и представляет собой качественно новый этап развития и столичного законодательства. В последние годы кодексы об административных правонарушениях были приняты в 14 субъектах Российской Федерации. В большинстве регионов также действуют комплексные законы об административных правонарушениях, по существу представляющие собой те же кодексы.
- Любой КоАП по определению - в известном смысле карательный. Насколько ваш проект соотносится с правами и свободами горожан?
- Прав и свобод законопослушных граждан документ не нарушает. Возможности МГД в законотворческой деятельности (увы, не очень большие в силу опять же федерального законодательства) позволяют нам усилить противодействие тем негативным явлениям реальной жизни, которые на сегодняшний день не признаны административными нарушениями, однако очень часто встречаются и доставляют неприятности людям. Понятно, что здесь не идет речь о проблемах глобальной преступности, в том числе терроризма (это прерогатива федерального законодателя). Но в борьбе с большим злом не стоит забывать, что ему мы должны противопоставить ответственное отношение к установленным нормам и самодисциплину, начиная с мелочей.
Штрафная прогулка
- Граждане участвовали в подготовке таких норм?
- Самым активным образом. В частности, мы учли предложения об установлении ответственности за выгул собак на территории школ и детсадов, что стало настоящим бедствием для образовательных учреждений. По инициативе горожан не останутся безнаказанными уклонение от регистрации и вакцинации собак и кошек, нарушение требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности граждан в период строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов.
- Предусмотрены ли новые составы правонарушений, которые прежде отсутствовали в федеральном и городском законодательстве?
- Да. В новый кодекс дополнительно включены нормы об ответственности за нарушения, посягающие на общественный порядок. К примеру, приставание к гражданам с целью купли-продажи, навязывания услуг, попрошайничества, религиозной агитации. Предлагается установить административную ответственность за неисполнение постановлений и представлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; за воспрепятствование деятельности этих комиссий; за невыполнение обязанности по выделению бесплатных билетов для организации досуга несовершеннолетних; за нарушение требований пожарной безопасности в подземных инженерных коммуникациях и сооружениях и за ряд других правонарушений.
- Какие статьи, по-вашему, нуждаются в доработке на предмет соответствия меры ответственности серьезности правонарушения?
- Вопросы размеров штрафов очень важны как с точки зрения соразмерности правонарушению, так и в целях профилактики этих правонарушений. Безусловно, есть над чем продолжить работу. Недаром же и КоАП РФ - один из наиболее динамично развивающихся законов, в который часто вносятся изменения. И далеко не всегда это свидетельствует о ненадлежащем качестве закона. Во многом это обусловлено спецификой административного законодательства, которое к изменениям подталкивают стремительно меняющиеся реалии нашей жизни.
Поощрение наказанием
- За невыполнение требований по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры предприятию грозит максимальный штраф в 300 МРОТ (30 тыс. рублей). Отвечает ли такое наказание стремлению создать в городе благоприятную среду для этой категории москвичей?
- На мой взгляд, надо провести мониторинг этой новой нормы (как, впрочем, необходим постоянный мониторинг кодекса в целом), чтобы убедиться, что такое наказание стимулирует создание максимальных условий адаптации инвалидов к столичной жизни. Но позорные случаи дикого отношения к людям с ограниченными физическими возможностями, когда они не могут попасть в организацию или транспортное средство, - согласитесь, следует искоренять. И одним из методов такого воздействия является административная ответственность.
- Она прописана и для лю¬бителей устраивать фейерверки. Полагаете, что 15-20 МРОТ действительно остановят тех, кто в ту же новогоднюю ночь "выбрасывает" на воздух десятки тысяч рублей?
- Ладно бы, свои деньги только тратили, а то ведь в процессе запуска петард не редко калечат и даже убивают людей. Эти бурные развлечения необходимо ограничивать цивилизованными рамками. Ограничение использования пиротехнических средств в общественных местах - первый шаг в этом направлении.
- Воспрепятствование законному использованию земельного участка может стоить гражданам от 5 до 10 МРОТ. Между тем в го¬роде возникают конфликтные ситуации, когда жители протестуют против строительства, законность которого под большим вопросом. Справедливо ли наказывать тех, кто готов стоять "живым щитом" на пути строителей?
- В нашем проекте ответственность установлена именно за воспрепятствование законному пользованию землей. Мне, как юристу, чужды рассуждения о гипотетических сомнениях в законности чего-либо. Если у пользователя имеется выданный в надлежащем порядке правоустанавливающий документ, его законность следует оспаривать в суде, и только решение суда либо развеет, либо подтвердит эти сомнения в законности.
Абсолютной свободы не бывает
- На первоначальном этапе были, скажем так, экзотические предложения, которые вы, как редактор, не приняли во внимание?
- Особой экзотики в нашем проекте не было. Нам пришлось отказаться от установления ответственности за то, что при проведении зрелищных мероприятий организаторы не предупреждают об использовании исполнителями фонограмм. Это уровень федерального законодателя. Жаль, что не сохранились нормы о выбрасывании с балконов, лоджий, крыш, из окон жилых домов, иных помещений, а также из транспортных средств мусора и иных пред¬метов. Или, допустим, о загрязнении одежды или иного имущества пешеходов, находящихся на остановочных площадках, пешеходных переходах, тротуарах, совершенном по неосторожности в результате движения транспортных средств. Большинство участников рабочей группы посчитали эти нормы нежизнеспособными из-за проблем правоприменения. Как и кем, например, будет составляться протокол, если из мчащейся на большой скорости машины выбрасывается упа¬ковка из-под сигарет, чипсов или банановая кожура? Правоприменение - это вообще очень серьезная проблема для исполнения многих законов. Однако она только подтверждает необходимость дальнейшей работы по повышению правовой да и общей культуры как жителей, так и сотрудников различных органов, уполномоченных фиксировать нарушения и наказы¬вать нарушителей.
- Какой эффект ожидаете от принятия кодекса? Какова его основная цель: пополнить городскую казну или же повысить законопослушность москвичей?
- В наши планы не входила погоня за некоей доходностью проекта. Это очень важный и нужный для Москвы документ, своего рода Кодекс городской жизни. Хотя некоторые журналисты поспешили назвать его "административным комиксом", суть которого будто бы в стремлении опутать простых москвичей густой паутинно всяческих, в том числе абсурдных, штрафов. Вместо серьезного разговора занялись ерничаньем и зубоскальством. Так, одна популярная газета скорбит, что "за кидание снежком в реки гражданам придется выкладывать 10- 15 МРОТ". На вопрос, что такое "снежок", которым кидаются, каждый ответит: маленький комочек снега. И представит жуткую картину: злой милиционер тянет бедолагу-снежкометателя в околоток. Но посмотрим в проект, статья 4.7: "Сброс снега в водные объекты, на территорию прибрежных защитных полос, а равно размещение его вне специально отведенных мест хранения и удаления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда...". Любому непредвзятому человеку ясно, что речь идет об уборке снега с улиц, когда объемы его исчисляются грузовиками, и санкция эта направлена на защиту чистоты рек и почв нашего города.
Мы живем в Москве, здесь растут наши дети и реализуются мечты. Вряд ли кто-то из нас хотел бы существовать в любимом городе в окружении беспорядка и хаоса. Нет и не может быть абсолютной свободы: свобода одного всегда ограничивается свободой другого. А одна из задач государства состоит в том, чтобы свобода одних граждан не обернулась несвободой других.
Виктор Барулин
Москвичка, 21 марта 2007 г.