Депутат Александр Семенников - настоящий разведчик, юрист; поэт, книгочей и спортсмен. При том, что депутат Семенников человек весьма серьезный, иногда он любит пошутить, разыграть окружающих. На праздновании Дня города он поднялся на сцену в компании двух солидных мужчин в темном и так приветствовал собравшихся:
- Здравствуйте, москвичи! Поздравляю вас с праздником! Я депутат Московской городской думы Александр Семенников. А эти парни - мои телохранители.
Телохранители как-то замялись, переглянулись. Потом один тихо сказал:
- Не верьте, пожалуйста, мы не телохранители, мы депутаты Государственной думы...
Но было поздно. Лично я уже успела поверить Семенникову. Ему, знаете ли, хочешь или не хочешь, а поверишь - не зря ж человек работал во внешней разведке...
...Придя на интервью, я застала Александра Григорьевича заделом нешуточным. Он подписывал поправки в законопроект о запрете размещения объектов игорного бизнеса на предприятиях торговли, питания и бытового обслуживания.
- Я по образованию юрист, - рассказал депутат Семенников, - в Мосгордуме возглавляю комиссию по законодательству. Наша комиссия оценивает законы с точки зрения их профессиональной подготовки. Требований к ним много. Законопроекты и поправки должны учитывать состояние столичного законодательства, федеральных законов, быть востребованными жизнью.
Бабушки в засаде
- Насколько я знаю, вы недавно в Мосгордуме?
- Да, депутат я молодой. Полтора года назад моего предшественника избрали в Государственную думу. На дополнительных выборах Юго-Западное отделение партии "Единая Россия" выдвинуло меня кандидатом, и москвичи проголосовали за меня.
- И что молодой депутат успел сделать полезное для избирателей?
- Думаю, что очень полезным для москвичей станет Кодекс об административных правонарушениях города Москвы, редактором которого я являюсь. Дело в том, что существует множество законов и правил, по которым горожане могут быть наказаны, оштрафованы. А люди даже и не знают об этом. Моя идея - собрать их все в единый документ: то, что устарело, убрать, что работает - оставить, чего не хватает - добавить.
- А как работается в округе?
- Я и до того, как стал депутатом, много лет вел прием населения по юридическим вопросам. Очень часто люди обращаются с жилищными проблемами. Приходит много пенсионеров. Сейчас бабульки знают не только, где я работаю, но и где я живу. И частенько в неприемные дни они караулят меня у подъезда...
- А с молодежью приходится общаться?
- Конечно. Причем молодежь пошла такая, что палец в рот не клади. К примеру, спрашивают: "Вы где работаете, на Петровке? Рабочий день до шести? А чего тогда с нами сейчас в Бутове тусуетесь? Что, делать нечего?" Вот и приходится объяснять, что работа депутата не ограничивается созданием законов.
Привкус опасности
- А вы в детстве-юности, наверное, сами дерзким были?
- Дерзким? Нет... Я дерзал в спорте.
...Родился я в Новокузнецке. Мой дед и отец были сталеварами. Мать - бухгалтер. Старший брат уехал во Владивосток, стал штурманом дальнего плавания. Учеба мне давалась легко. Оставалось время и на общественную работу - я был и командиром пионерского отряда, и секретарем комитета комсомола школы. С 7-го класса заболел футболом. Всегда был вратарем. Я, кстати, и сегодня играл в футбол, в 8 утра, а в 10 уже был на заседании московского правительства...
- Александр Григорьевич, припомните, пожалуйста, какой-нибудь случай из раннего детства...
- Мне было лет пять. Недалеко от дома, где я жил, был пустырь с огромным котлованом. Котлован был заполнен какой-то жижей, болотиной. Родители строго-настрого запретили ходить в те края. Но как-то не доглядели, и я пробрался туда. Споткнулся, упал в эту яму, стал тонуть. Еле выбрался, зацепившись за осоку. Пришел домой грязный, дикий...
- Страшно было тогда?
- Конечно, страшно. И хотя работа в разведке приучила к осторожности, но риск, ощущение опасности всегда влечет меня. В школе, кроме футбола, занимался прыжками с трамплина. Люблю горные лыжи.
Прошлой зимой в Ясенево спускался с горы и столкнулся со сноубордистом. В результате сломал руку. (Тут депутат Семенников заговорщически улыбнулся, открыл ящик письменного стола и выудил оттуда рентгеновский снимок. На черном фоне - полосочка перелома...)
- А сноубордист как?
- Нормально. Невредим.
- А вы как?
- Тоже нормально. Со сломанной рукой на работу ходил.
Я спокойно отношусь к спортивным травмам. В карьере футбольного вратаря столкновения случаются нередко, к этому привыкаешь.
Гуманитарий по складу характера
- Почему, окончив школу, вы не стали профессионально заниматься спортом, а выбрали профессию юриста?
- Тренеры, ребята из команды агитировали продолжить серьезные занятия спортом. Но я к спорту относился как к увлечению, и на выбор профессии повлияла моя склонностью к гуманитарным наукам. Всю жизнь любил историю и литературу. Мне нравилось читать и размышлять. Я и сейчас много читаю.
- Какие книги вам по вкусу?
- Недавно "Обломова" перечитал: метания широкой русской души не могут оставить равнодушным. Но люблю не только классику, и современную авангардную литературу с удовольствием читаю - Мишеля Уэльбека, например, Харуки Мураками... Недавно прочел модного Дэна Брауна "Код да Винчи" - по-моему, бред полный. А вот "Повелитель мух" Голдинга очень заинтересовал.
- А вы сами когда-нибудь пробовали что-нибудь писать, придумывать?
- Однажды, когда я учился в школе, был городской конкурс инсценировки песни о гражданской войне. Я предложил разыграть песню "Как родная меня мать провожала". И что вы думаете? Мы не только не снискали лавров, но были жестоко заклеймены за легкое отношение к революционной тематике. Нам сказали, что мы дискредитируем идею Гражданской войны, подрываем устои Советской власти. Хотя песня написана революционным поэтом Демьяном Бедным...
В студенчестве я писал сценарии и стихи для СТЭМа - студенческого театра эстрадных миниатюр "Гротеск". В моих опусах преподаватели гражданского права танцевали рок-н-ролл, пионеры перевоспитывали девиц легкого поведения, а герои индийских фильмов оказывались сплошь братьями и сестрами... Выступления театра принести мне широкую известность в узком студенческом круге. Был даже такой случай. Как-то я сдавал кровь, и вдруг мне стало плохо. Пошатнулся, какая-то девушка подхватила меня и говорит: "О господи, вы ведь Александр Семенников из СТЭМа... Я так мечтала познакомиться с вами!"
Будни разведки
- Я прочитала о вас на сайте: "служил во внешней разведке, решал государственные задачи на Ближнем Востоке"... Как вы попали в разведку?
- После окончания университета я поступил в аспирантуру. К тому времени я женился на девушке с нашего факультета, у меня подрастал сын. И вдруг мне предложили работать в КГБ. Работа спецслужб всегда была окружена ореолом таинственности, чрезвычайной важности. Я был исполнен желания познать все секреты государственных механизмов...
- Ну и?
- Сначала я получил спецподготовку как оперработник-агентурист. Нас учили, как произвести хорошее впечатление, как войти в психологический контакт с человеком, как направить общение в нужное русло. Ну и потом, показывали, как выявлять наружное наблюдение, слежку то есть, и прочие премудрости.
- А чем вы занимались?
- В России я занимался проблематикой экстремистских и националистических группировок. Схема работы спецслужб одинакова во все времена. Главная задача - найти ценный источник внутри определенной группы, который предоставляет информацию о готовящихся и совершенных преступлениях.
- А что вы делали на Ближнем Востоке?
- На Ближнем Востоке я решал задачи обеспечения государственной безопасности.
- Как это?
- Так... - Депутат Семенников внимательно посмотрел на меня, вздохнул, помолчал и добавил: - Как-то не принято об этом с журналистами говорить. Я тоже вздохнула, помолчала и сказала:
- Жаль.
Юлия Филашихина
Метро, 15 сентября 2005 г.