28 февраля 2007
1800

Александр ШАГАНОВ: `За свои песни отвечаю биографией`

Я живу на Таганке

- так просто Александр Шаганов объяснил нам, как добраться до его дома. Правда, найти легендарную улицу Таганскую в российской столице нам, людям приезжим, оказалось не так-то просто. Пока мы рассекали на машине по московским улочкам, ненароком въехали под "кирпич". Остановивший нас гаишник долго выписывал штраф в 50 рублей (1лат!) и костерил за "несоблюдение ПДД". Ну как тут не вспомнишь шагановские стихи: "Улица Таганская - доля арестантская"!

В результате наших дорожных приключений к Александру Шаганову мы приехали с заметным опозданием и были готовы ко всему - вплоть до "публичного порицания", но поэт был настроен доброжелательно и к ситуации отнесся с пониманием.

- Москва - это мегаполис, город для карьеры, для бизнеса, для учебы, для становления, если хотите, но для обычной жизни он мало приспособлен. С московскими пробками вряд ли что-то может сравниться, - философски заметил Александр Шаганов, отпаивая нас с фотографом горячим чаем.

А милиционеров московских, которые полчаса выписывали нам штраф, поэт вспомнил добрым словом. С милицией у него отношения практически родственные - это же он написал стихи к ставшей поистине народной песне "Прорвемся, опера!".

Спасают опера!

- Как рождалась эта песня? - начали мы беседу с Александром.

- Я очень люблю сериалы "Менты" и "Убойная сила". И с первым режиссером "Ментов" Александром Рогожкином, который открыл эти персонажи, у меня хорошие отношения, - рассказал он. - Однажды мне позвонил заместитель генерального директора Первого канала господин Максимов и попросил написать песню для нового сериала "Убойная сила". Во время общения с ним по телефону я узнал много новых слов. Он так витиевато излагал простые вещи, что мне пришлось даже в толковый словарь залезть, чтобы расшифровать его послание в полном объеме.

Дело было в ноябре. Погода стояла осенняя, магазины работали круглосуточно, когда я позвонил своему другу Петру Синявскому и говорю: "Петь, соавтором будешь?" А он в ответ: "Буду!" В итоге получилась очень хорошая песня. Ее сразу полюбили дети и милиционеры. И теперь, если со мной случаются казусы на дороге, я говорю гаишнику, что это я написал "Оперов". И милиционеры тут же начинают улыбаться.

- И штраф за нарушение ПДД соответственно платить не приходится?

- Да. Но не только "Опера" спасают на дороге. У меня был такой случай: останавливает меня гаишник и говорит: "Вы превысили скорость!" Я делаю такой в меру испуганный взгляд и отвечаю: "У меня такое ощущение, что я что-то нарушил... но вот что - ума не приложу!" А он хмуро: "Вы летите со скоростью 100 километров в час!" Я: "Возвращаюсь с футбола, хочу выпить за победу любимой команды с женой..." (а жены у меня тогда не было - зачем это сказал, сам не понял). Он не отступает: "Будем составлять протокол". Я пытаюсь задействовать тяжелую артиллерию и говорю: "А вы знаете песню "Прорвемся, опера!"? Это я ее написал". Он холодно кивает и спрашивает: "А сейчас что же не работаете, не пишете?" Я: "Как же не работаю? Вот написал песню: "Твой малыш растет не по годам". Что-то у него с этой песней было связано: взгляд сразу потеплел. Отдает мне документы и говорит: "Езжайте". Приятный эпизод.

Стихи как дети!

- Как рождаются песни?

- Для меня рождение песни связано с провидением. Стихи поэт пишет всю жизнь, они рождаются из каждого прожитого дня, и даже если нет вдохновения, это ничего не значит, все равно происходит определенное накопление замыслов. Нужно более внимательно смотреть на мир вокруг себя. Стихи как дети - за ними нужен глаз да глаз.

- А первые стихи когда написали?

- Очень давно. В этом году 20 лет с того момента, как мои песни зазвучали на всю страну. Тогда все было иначе - молодой Саша Шаганов, вступающий в жизнь после окончания технического вуза, придумал песню "Владимирская Русь". Ее исполнила группа "Черный кофе". Успех был феноменальный. Эта песня вышла миллионным тиражом, и тогда многие люди узнали, что в России есть начинающий поэт Шаганов.

- Пробиться на эстраду было легко?

- Я придумал "Владимирскую Русь", когда мне было 17 лет, и только через 5 лет я начал ее показывать разным музыкантам. Но никто не брал. Потом судьба свела меня с Димой Варшавским из группы "Черный кофе". Мы оба были тогда никому не известны и практически ровесники. И все так завертелось!

Первый успех очень важен. Он дает толчок. Тебя начинают узнавать, хотят познакомиться... Но после успеха "Владимирской Руси" я понял парадоксальную вещь: нужно бежать от успеха! Если ты сделал важную работу, не нужно на этом останавливаться - обязательно надо переходить на следующую ступень и ставить себе новые задачи. И на ней ты опять должен удивить, в первую очередь самого себя.

- "Владимирская Русь" cтала началом вашего поэтического пути... Потом было немало других хитов.

- После этого началась огромная работа с группой "Любэ". Я написал первые песни Димы Маликова. Они до сих пор звучат в эфире - "Сторона родная", "До завтра" и другие.

Я писал для Сережи Чумакова, для Жени Белоусова, Влада Сташевского, Софии Ротару, Данко, группы "Рондо", "Иванушек". Девушек из группы "Фабрика".

Еще я написал песни для таких наших грандов, как Алла Пугачева и Людмила Зыкина. С Пугачевой мы не общались пятнадцать лет, и мне было приятно, когда совсем недавно она, прочитав мою новую книгу "Я Шаганов по Москве", сказала мне много хороших слов. И даже написала свой отзыв к ней: "Саша, твоя книга интересна и талантлива, как твоя жизнь. Алла Пугачева". Мне было безумно приятно.

Как и все поэты-песенники, режиссеры, мы "люди в тени", нас никто не знает. Но у меня счастливая судьба хотя бы потому, что в 1992 году я стал самым молодым лауреатом национальной премии "Овация". Получил приз им. Роберта Рождественского за вклад в развитие отечественной эстрадной песни. Признание нашло поэта, и я этим безумно горд. Значит, кусочек тщеславия еще живет в моем сердце. ( Смеется .)

Я готов сочинять за рубль!

- В одном из интервью вы сказали, что стихи для вас это стопроцентный бизнес...

- Я за свою жизнь давал много интервью и чего только не наговорил журналистам. Положа руку на сердце скажу: естественно, поэзия для меня не бизнес. Но я подозреваю, что мог так сказать. Наверно, было настроение такое. Хочу уточнить: даже если бы мне платили один железный рубль, я бы все равно занимался тем делом, которым занимаюсь.

Я люблю эту профессию не за то, что она приносит дивиденды, хотя, безусловно, это приятно, ведь любой труд должен быть вознагражден. Для меня поэзия - возможность разобраться с самим собой. Это - диалог с сердцем, душой. Любой человек, который берется за перо, - не важно, известен он или нет украшает планету.

А это очень важно, ведь на свете есть масса вещей, которые разрушают ее, - и военные ракеты, и людская злоба, ненависть. Поэзии же свойственны сострадание, гуманизм. И поэтому я призываю всех молодых авторов: не отчаивайтесь - пишите!

- Поэзия - выгодный бизнес в России?

- Еще Пушкин сказал: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать..." Если бы я жил в европейской стране, то мог бы сказать: да, это выгодно! На Западе успешные поэты-песенники - состоятельные люди. В России ситуация иная. С другой стороны, в Монголии еще хуже....
Фото Оксаны Джадан.

Но моя задача не в том, чтобы стать богатым. Я хочу, чтобы люди вокруг меня не были бедными. Я не очень состоятельный человек, у меня нет яхт и вертолетов, но мне хватает на жизнь и на то, чтобы помочь своим друзьям.

- Как вам заказывают песни?

- По-разному. В основном звонят и говорят: надо написать песню. Ты встречаешься с исполнителем и обсуждаешь с ним творческие моменты, а потом включается вдохновение. Иногда исполнитель приходит и спрашивает: что у тебя в портфеле имеется? Я показываю ему материалы, выбираем то, что его устраивает, и начинаем работать.

- Сколько стоит заказать песню у Александра Шаганова?

- Тайна вкладов обычно охраняется государством. ( Смеется .) Я никогда не ставил рекордов в этом плане. У меня не было задачи стать самым высокооплачиваемым поэтом. Если я назову сумму, то она вашего читателя повергнет в некоторый шок. Одни скажут: почему так мало за такие гениальные стихи? ( Смеется .) Другие, наоборот: как же, я целый день провожу на заводе, а моя зарплата не дотягивает даже до половины этой суммы. Поэтому для кого-то это большая сумма, для кого-то - не очень. Пускай это останется небольшим секретом.

За свои песни отвечаю биографией

- Одна из самых популярных песен группы "Любэ" - "Там, за туманами" - стала без преувеличения гимном русских подводников. Что вас сподвигло написать ее?

- История этой песни соприкоснулась с трагедией "Курска". "Там, за туманами" была любимой песней экипажа погибшей подводной лодки. Я придумал эти стихи, вспоминая историю своего отца, который четыре года прослужил моряком в Кронштадте. Это большая песня. Я очень горд, что ее сочинил.

У меня был концерт в Балашихе, где расположен госпиталь, в котором лечатся ребята, прошедшие горячие точки. Я сам пел эту песню и видел, какое выражение было на лицах тех, кто сидел в первых рядах. А там были те, кто остался без ног, без рук...

Зал встал! Тем, у кого легкие ранения, это было несложно, но там был один парень на коляске. У него не было обеих ног, и он приподнялся на вытянутых руках и всю песню так простоял. И в глазах у него я прочитал, что он не сдастся... Дай бог ему здоровья... Я тогда понял, что эта песня уже принадлежит не мне, а этому парню, народу, она им помогает...

- "Батяня-комбат" тоже стала народной песней...

- Да. Мне кажется, ради такой песни, как "Батяня-комбат", я и был рожден на этот свет, потому что песне больше 10 лет, а она так же популярна. Я был при первом ее исполнении в парке ЦДСА (Центральный дом Советской армии). Солдаты говорят, что эта песня поднимает дух. Я общался с офицерами, генералами, судьба как-то свела меня с ныне покойным министром обороны, маршалом Сергеевым. И все они говорили так: "Это та песня, которая нам помогает в нелегкой работе".

- В одном из интервью вы сказали, что за песню "Cтанция "Таганская" отвечаете биографией....

- Это верно. И мне очень приятно, что вы сегодня оказались у меня в гостях на Таганке. Именно здесь я пишу свои песни. Я очень люблю путешествовать, но стихи пишу только дома.

- А вы хулиганом были в юности?

- В меру. Я увлекался спортом, вообще был таким ярким молодым человеком, но в то же время меня судьба уберегла от дурных компаний. У меня очень хорошие друзья, и, что очень приятно, они не растерялись по жизни. Мы и сейчас общаемся. Человека ведь воспитывают двор, школа, семья. Дворовое окружение - одно из самых важнейших для становления личности.

Песня "Ребята с нашего двора" автобиографичная. У меня в детстве был приятель, его называли Флакон, потому что во время винного кризиса он покупал одеколоны "Тройной", "Гвоздика" и пил их. Так что все, что я написал в стихах, правда.

Коля Расторгуев (cолист группы "Любэ". - Прим. авт .) рассказывал, что когда он встречался с президентом Путиным, Владимир Владимирович признался ему, что "Ребята с нашего двора" его любимая песня", слушая ее, он вспоминает юность.

- Песня "Бледный бармен дрожащей рукой..." в исполнении группы "Рондо" тоже вошла в историю...

- Это мои юношеские стихи. Там такие смелые образы - "черствый коньяк", "разбавленный хлеб"... В том возрасте я ощущал Вселенную. Не знаю, как эти стихи сочинились, это для меня самого большая загадка, но я их очень люблю. Такие бесшабашные строчки можно сочинять только в юности.

Ребята с моего двора

- С одной стороны, "Любэ" и "Рондо", а с другой, "Иванушки" и Дмитрий Маликов - это ведь совершенно разная музыка... Вам все равно, для кого писать песни?

- Ну да. При этом я все равно пишу песни, которые чем-то объединены. Все эти исполнители очень разные, но они все равно живут, если говорить образно, в моем дворе, хотя и в разных подъездах. У них разные взгляды, но это все мои друзья, и мне легко с ними работать.

- А вам какая музыка ближе?

Награды поэта.

- Мне больше нравится гитарная музыка, музыка моей юности, музыка 70-80-х годов. Поэтому я частенько слушаю радио "Ретро". И, конечно, мой любимый коллектив - это "Любэ".

Мне очень нравится группа "Звери", их слог, их порыв, это мне напоминает тот заряд, который у меня был в работе с "Черным кофе". Но это может быть только в юности. В юности ты революционер, и нет ничего глупее, если ты остаешься революционером в зрелости.

- Сейчас говорят о кризисе эстрадной поэзии. Всякие "муси-пуси" заполонили эфир...

- Есть кризис редакторов. Мы все слушаем суждения людей, в руках которых прай-лист радиостанций. И у них есть такая замечательная отмазка: формат - не формат, подходит- не подходит. Но ситуация скоро в корне поменяется. У каждого бомжа сегодня есть мобильный телефон и в ближайшее время увеличится число телеканалов. Сейчас у меня их семнадцать, а лет через пять будет 170. И тогда появится спрос на хорошие проекты.

Сейчас же мы наблюдаем совершенно навязчивые ротации... Навязывают то, что совершенно не интересно.

Я вспоминаю замечательный период жизни - "перестройку", - когда все шлюзы были открыты и общество жило энергетически. Да, не было мобильных телефонов, джипов, жвачки... Но по прошествии времени осознаешь, что это не самое важное. В людях был заряд. А сейчас такое потребительское отношение ко всему. Каждый водитель троллейбуса хочет жить красиво, и его в этом нельзя упрекнуть. Но ведь человек рождается на свет не для того, чтобы съесть положенные килограммы колбасы и износить энное количество модных брюк. Есть вещи поважнее...

Источник: Час

http://www.d-pils.lv/news/2/252496
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован