14 сентября 2001
1453

Александр Шохин в прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` (14 сентября 2001 года)

С.БУНТМАН: Мы продолжаем разговор, мы начинали его еще в 12 часов с другим нашим собеседником. То, что случилось в Америке, не только на финансы российские, не только на банковскую систему - на российскую экономику может ли оказать влияние, если окажет, то какое, если оказывает уже, то какое?
А.ШОХИН: Трагические события в США, безусловно, оказали влияние, но это влияние было взрывным, краткосрочным, и сейчас большинство аналитиков говорит о том, что все уже успокоилось и можно говорить о стабилизации ситуации. Правда, еще не до конца ясно, как будет развиваться этот военно-политический аспект, будут ли новые террористические атаки, будет ли симметричный или асимметричный удар со стороны США и их союзников по странам-изгоям, укрывающих террористов, какая будет география этих ударов, что это будут за удары, только ракетные или с применением других видов оружия, будет ли наземная операция проводиться - отсюда трудно спрогнозировать и реакцию в целом в мире на развитие событий. Поэтому я бы сейчас не говорил о том, как оказала эта ситуация влияние на мировую экономику и на российскую в частности. Можно лишь говорить о том, что эта часть трагических событий, если продолжений не будет, не привела к потрясению мировых рынков, несмотря на то, что Уолл-стрит фактически закрыт, насколько известно, до 14-й улицы, а это именно все основные банки и компании, включая нью-йоркскую фондовую биржу, закрыты, там ведутся работы по расчистке завалов и спасению людей. Биржа откроется только в понедельник, но, тем не менее, уже другие торговые площадки и европейские биржи, азиатские дали четкий сигнал: котировки пошли вверх, и к понедельнику, судя по всему, недельный цикл завершится и котировки акций важнейших компаний, наверно, восстановятся на уровне недельной давности. То же самое можно сказать и о денежной ситуации. Возникла угроза нехватки долларов в ряде стран, но и федеральная резервная система США, и банки стран-членов "семерки", Центральный Европейский банк подкрепили наличностью коммерческие банки, и нигде не возникло проблемы, связанной с нехваткой долларовой наличности. Поэтому можно говорить о том, что власти справились с этой ситуацией, включая и российские власти. Не было никаких нестандартных экзотических решений у российских властей, не было желания опустить доллар, так чтобы побольше заплатить по внешним долгам, правительству прикупить у Центрального банка доллары подешевке:
С.БУНТМАН: Как некоторые пункты до 15 делали.
А.ШОХИН: Если бы ЦБ пошел по пути некоторых обменных пунктов, безусловно, мог бы помочь бюджету расплатиться с внешними долгами, удешевив в два раза обслуживание внешнего долга, но возникла бы, безусловно, паника, и последствия этого решения трудно было бы предсказать даже. Но Центральный Банк и правительство решили действовать так же, как и власти монетарные других государств, они сделали все, чтобы ситуация застабилизировалась как можно быстрее. Если говорить о более долгосрочных последствиях, то здесь разные сценарии возможны, но все-таки элемент незащищенности американской экономики, экономик других стран от террористических налетов, финансовых центров, центров деловой жизни, конечно, создает ситуацию неуверенности многих игроков на рынке. И те негативные тенденции, о которых много говорилось в последнее время, и тенденция к возможному снижению курса доллара, и тенденция к спаду, и американской, и немецкой экономики и т.д., - вот эти пессимистические, может быть, даже психологические в своей основе настроения участников рыночных операций, да и простых граждан-потребителей могут, конечно, эту тенденцию к неопределенности пока сделать более определенной. Действительно, спад в ряде экономик, в американской в частности, может иметь место, а это может спровоцировать и более глобальный экономический кризис, который затронет и Азию, например, Японию, и Юго-Восточную Азию, да и Европу. И это, естественно, не может не сказаться и на российской экономике. Если спрос на ресурсы российского экспорта (а это сырьевой, в основном, экспорт) снизится, то, естественно, снизятся и доходы бюджета, и нам придется, что называется, затягивать пояса. Возможен и другой вариант развития событий, когда противостояние цивилизованного мира и стран-изгоев (эти страны концентрируются в регионах с высокой нефтедобычей - Ближний и Средний Восток) - это может повлиять на устойчивую динамику к повышению цен, по крайней мере, они не будут снижаться ниже того уровня, на котором находятся в последнее время, то есть ниже 25-26 долларов за баррель по мировой корзинке. И на нашу нефть цена, стало быть, не упадет ниже 23-24 долларов, а это выгодно России. И хотя, наверно, неловко говорить о выгодах в такой ситуации, но, тем не менее, учитывая, что страны ОПЕК обычно в таких ситуациях меняют квоты добычи, экспорта и т.д. и Россия в этих технологиях никак не задействована, то, если цены будут расти, страны ОПЕК могут снижать добычу экспорта. Россия обычно этого не делает и зарабатывает на этом довольно большие деньги. Кстати сказать, известно какие. Один доллар изменения мировой цены на нефть - это миллиард долларов дохода в бюджет. Поэтому если цена на нефть будет не 23,5 доллара, как планируется, а на доллар больше, это уже плюс миллиард, на два доллара больше - это два миллиарда и т.д.
С.БУНТМАН: Это впрямую затрагивает бюджет. Бюджет - одна из тем нашей беседы, которую мы продолжим после кратких новостей.
-
С.БУНТМАН: Достигли в Сенате соглашений о том, что будет выделено 40 млрд. долларов на то, что и там тоже называется антитеррористической операцией, только вселенского масштаба. Что это может быть для экономики? Дыра в бюджете или, может быть, наоборот?
А.ШОХИН: Я хотел бы напомнить, что основные бюджетные споры в Конгрессе, в Сенате и в Палате Представителей США идут сейчас вокруг того, куда девать излишки денег, так называемый бюджетный профицит, и споры шли между отдельными направлениями, почти как у нас, только при меньших объемах, естественно. И, в частности, речь идет о том, увеличить ли ассигнования на здравоохранение, социальную политику либо увеличить военный бюджет в связи с созданием системы национальной противоракетной обороны. Сейчас без образования дыр новых в бюджете США просто будет решаться вопрос о концентрации этих излишних дополнительных доходов бюджета на проведение и антитеррористической операции, и, видимо, на восстановление разрушенной экономики. Кстати, это большие заказы будут строительным компаниям, другим компаниям, связанным, в том числе, и с системами безопасности, полетов или просто с системами национальной безопасности. И в итоге это может, кстати сказать, послужить серьезным стимулом оживления американской экономики, в котором она, безусловно, нуждается, и пока еще не получила она этого импульса. Так что здесь могут быть разные, безусловно, варианты развития событий, и если не все эти 40 млрд. уйдут на десанты, на бомбардировки и т.д., то, безусловно, американская экономика может здесь получить серьезный импульс к обновлению и к экономическому росту.
С.БУНТМАН: "Как Вы думаете, - спрашивает наша слушательница Ирина, - если американцы начнут военные действия, как поведет себя доллар при этом?" Напомните, как было в 91-м году, как реагировали курсы валют?
А.ШОХИН: Во время "Бури в пустыне"?
С.БУНТМАН: Ну да, когда в 90-м напал Ирак на Кувейт, а в 91-м началась "Буря"
А.ШОХИН: В принципе, такого рода операции:. Ведь на самом деле, когда Ирак напал на Кувейт и аннексировал часть территории Кувейта, объявив о 19-й провинции в целом Ирака, то, в принципе, цивилизованный мир оказался в таком униженном положении, оказалось, что кому угодно можно делать все что угодно. И, в принципе, это уже дестабилизировало ситуацию. А когда объединенные силы союзников, не только США, стали наводить порядок, то очень быстро ситуация стабилизировалась в пользу в том числе того же доллара. Кстати сказать, когда Балканская война началась, вы помните, как раз в это же время был введен евро в безналичный оборот, и хотя он поначалу был дороже доллара на 20 центов, при введении, Балканская война его очень быстро опустила, и сейчас он на 10 центов дешевле доллара. Многие считали, что это такой хитрый замысел американцев, что благодаря развязываю войны и поддержанию напряженности в так называемом подбрюшье Европы, на Балканах удалось создать ощущение нестабильности евро на европейском континенте в целом и благодаря этому, не имея внутренних побудительных мотивов к росту, он, тем не менее, вырос. Так что военно-политические события, безусловно, влияют, достаточно напомнить резкое колебание в первые часы после того, как информация о трагедии американской появилась, но, тем не менее, устойчивые тенденции таковы. Любой конфликт, конечно, влияет на соотношение валют, но самое главное - чтобы не было затяжных конфликтов и меры были адекватные. В частности, конечно, самая большая угроза для мировой экономики состоит в том, что начнется серия ответных действий, нанесение ударов по 5 странам, как сейчас вроде бы планируется, месть этих стран, талибы сегодня заявили, что выдавать Бен Ладена они уже вроде и не собираются, но если вдруг будет по территории Афганистана нанесен удар, то они отомстят обязательно - и если будет раскручиваться эта спираль напряженности между цивилизованным миром, как теперь принято говорить, и странами-изгоями, то, безусловно, последствия предсказать будет довольно тяжело, скорее всего тогда сработает сценарий перехода мировой экономики в глобальную депрессию или даже кризис.
С.БУНТМАН: Придется ли мировой экономике и мировой финансовой системе искать другие эквиваленты, не такие, как доллар? Здесь очень много наши слушатели спрашивают о золотом эквиваленте и прочих более, как они считают, стабильных вещах.
А.ШОХИН: В первые часы рынки стали показывать рост котировок золота. Но дело в том, что многие центральные банки мира уже давно осуществляют программы избавления от золотых запасов, и спрос повышенный на золото как на более устойчивое, более материальное богатство, нежели доллар, который является долговым все-таки инструментом (на нем так и написано, что это стопроцентно правовой документ, подтверждающий долг правительства США перед держателем этой бумаги), тем не менее, золото не может сейчас считаться надежным помещением, в том числе потому, что цены действительно все время ползут вниз и от золотого стандарта все уже отказались несколько десятков лет назад, когда доллар стал мировой резервной валютой. Конечно, у нас есть и другой сосед - Восток, не только Европа, европейский монетарный союз с евро, но и Китай. Юань довольно устойчивая валюта. Это, может быть, в порядке шутки воспримут радиослушатели, но, тем не менее, нельзя исключать, что через некоторое время и китайская национальная валюта станет если не резервной, то средством формирования корзины у каждого государства, у каждого потребителя. Я думаю, что каждому гражданину нужно диверсифицировать свой портфель и держать свои деньги и в рублях, и в иностранной валюте, иностранную валюту диверсифицировать, если евро будет введен в наличный оборот, а кстати, сейчас много разговоров о том, что не надо торопиться:
С.БУНТМАН: Вы сказали, что если: А что, есть сомнения еще:.
А.ШОХИН: Уже представители некоторых стран буквально вчера -позавчера заявили, что поскольку есть элемент неопределенности в развитии мировой экономики, стоит ли объединять усилия в формировании единой валюты, когда напряженность в одной стране и какие-то события типа террористических атак могут повлиять на стабильностью финансовую во всех странах.
С.БУНТМАН: То есть, начинают думать, что если будут франки и марки, если, не дай бог, Франция:
А.ШОХИН: Каждый думает - если шарахнут по Франции, то марка устоит, если по Франкфурту шарахнут, то с франком будет все в порядке. Но, я думаю, это, скорее, пока первые психологические реакции на события. Евро, конечно, будет введен. И еще один момент очень серьезный - то, что деньги, нужно держать в надежных финансовых инструментах, как акции российских, иностранных компаний и т.д. Каждый гражданин в ближайшее время станет финансистом и инвестором, и будет, пользуясь либо услугами консультантов инвестиционных, либо напрямую через Интернет или через публикации в наших экономических изданиях, сам решать, как лучше вкладывать. Поэтому одной технологии сохранения сбережений, безусловно, предложено быть не может.
С.БУНТМАН: В отличие от истории с евро, Вы так уверенно говорите, что каждый гражданин станет финансистом и инвестором. Что этому будет способствовать, по Вашему мнению, в новом бюджете или в ситуации в 2002 году в России?
А.ШОХИН: На самом деле, может способствовать, прежде всего, законодательное оформление таких надежных способов помещения денег для граждан, в частности, негосударственные пенсионные фонды, вся пенсионная система, которая реформируется, в том числе и для того, чтобы люди могли, отчисляя на протяжении трудового своего периода деньги в пенсионную систему, могли точно знать, куда они инвестируются, как возвращаются к ним и т.д. Сейчас мы, я думаю, в ближайшие 2 недели примем закон об инвестиционных фондах. Эти фонды позволят тоже гражданам, в отличие от чековых инвестиционных фондов, не защищенных законом, обеспечить такую систему перекрестного контроля за каждым шагом, каждым инвестированным рублем этих фондов, что через некоторое время, я думаю, доверие к таким паевым инвестиционным фондам повысится очень серьезно. И я думаю, что, кроме бюджета бездефицитного профицитного бюджета с ориентацией на социальные аспекты политики, в частности, заложено повышение, если реально посмотреть, где-то в полтора раза, а не в два, как из номинальных цифр бюджета следует повышение зарплаты бюджетникам, поскольку ряд льгот изымается. Тем не менее, полуторакратное и более повышение зарплаты бюджетникам - это серьезное подспорье, по крайней мере, есть возможность дотянуть до прожиточного уровня средней заработной платы. Но сейчас у граждан фактически нет других возможностей разместить свои деньги, кроме как Сбербанк и наличные доллары, именно поэтому наши граждане так чутко, если не сказать - нервно, реагируют на события за пределами России. Я считаю, что задача политиков, правительства - депутатов сделать все, чтобы наши граждане не вздрагивали, глядя в телевизор и думая, что будет с их сбережениями.
С.БУНТМАН: Если все пойдет как нужно, будут приняты акты, будет сделано все, что нужно, как Вы считаете, в идеале, когда примерно может быть сдвиг у граждан к реальному инвестированию и вложению в ценные бумаги?
А.ШОХИН: Я думаю, не раньше чем через пару-тройку лет. Потому что нужно не только все это сделать, законодательно оформить - нужно еще завоевать доверие людей. Здесь подталкивать в спину людей нельзя, надо доказать им, что это эффективно, надежно, прозрачно, выгодно.




Эхо Москвы
14 сентября 2001 года
http://www.shohin.ru/index.htm

Эфир ведет Сергей Бунтман
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован