в Эрмитаже
На съемках "Русского ковчега"
Михаил Пиотровский, долго сопротивлявшийся съемкам художественных фильмов в стенах Эрмитажа, не устоял перед проектом Александра Сокурова "Русский ковчег". Он долгие годы руководствовался принципом, который ввел в Эрмитаже: кино здесь не снимать. Но в то же время директора Эрмитажа увлекали проекты, которые могли бы оживить великий музей. Такая попытка предпринималась в сотрудничестве с фирмой Ай-би-эм, где компьютерными методами предполагалось сделать так, чтобы в залах появились люди, которые тут жили или бывали. Еще одна такая попытка - CD-ROM "Зимний дворец и его обитатели". Но, познакомившись с проектом Александра Сокурова, Михаил Пиотровский решил рискнуть.
В стенах Государственного Эрмитажа в самый короткий световой день режиссер снял полуторачасовой исторический фильм "Русский ковчег" одним планом, хотя трижды из-за отказов техники и перепадов напряжения съемку приходилось начинать заново. В грандиозном постановочном действе участвовали около 1000 человек: 101 актер, 760 человек массовки, 80 человек съемочной группы - режиссерская группа, художники, художники по костюмам, гримеры, реквизиторы, осветители и оператор Тильман Бюттнер. В режиме непрерывной съемки он прошел по 35 залам Эрмитажа. "Русский ковчег" будет одним из первых российских фильмов, снятых в формате High Definition. Для его съемки используется цифровая камера SONY High Definition (SONY HDW - F900), которая дает, по оценкам специалистов, "картинку", приближающуюся по качеству к той, что дает кинопленка. "Конечно, цифра - не самоцель, - говорит продюсер проекта Андрей Дерябин, - но уже выросло поколение, для которого компьютер важнее и понятнее того, что в веках называлось искусством. И Александр Сокуров возвращает настоящее искусство этим людям при помощи близкой им технологии".
В проекте участвовали работники различных отделов Эрмитажа, а его директор дебютировал в игровом кино: Михаил Пиотровский сыграл самого себя. Заместитель директора - главный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов помог авторам картины добиться исторической достоверности при воспроизведении церемониалов в некоторых сценах, а также предоставил образцы деловой документации XIX века, которая использовалась в сцене приема послов Николаем I. Для съемок изготовлено 360 исторических костюмов. За основу взята эпоха Николая I. Руководством к действию стал указ императора от 1834 года о введении партикулярного платья.
В подборе актеров Александр Сокуров всегда руководствуется двумя принципами. Во-первых, он преимущественно приглашает петербургских артистов. В "Русском ковчеге" участвуют: Елена Руфанова, Мария Кузнецова, Елена Спиридонова и Наталья Никуленко. Во-вторых, режиссер любит актеров, которых он знает и уже когда-то снимал, пусть в небольших ролях. Например, Максим Сергеев в "Молохе" играл адъютанта Гитлера, в "Тельце" - адъютанта Сталина, теперь приглашен на роль Петра Первого. Александр Чабан, который также играл адъютанта Сталина, здесь будет Пиотровским-старшим. Мария Кузнецова (Крупская в "Тельце") - Екатериной Великой.
Исполнителем главной роли - маркиза де Кюстина стал Сергей Дрейден. Французский путешественник Астольф де Кюстин, автор книги "Россия в 1839", известен историкам как основоположник русофобии. Француз прибыл в Россию с самыми добрыми чувствами и поначалу был очарован нашей страной, но перед торжественным приемом в Зимнем дворце, выходя из кареты, сломал каблук. И все дальнейшее представилось ему в мрачном свете. Специально для участия в проекте 22 декабря в Петербург прибыл художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Под его руководством во время сцены бала в Николаевском зале Эрмитажа 66 музыкантов (только мужчины, как было заведено в позапрошлом веке) исполнили мазурку из оперы "Жизнь за царя".
По оценке Александра Сокурова, сделанной режиссером сразу по окончании съемок, сегодня "удалось лишь загрунтовать холст", начинается работа над изображением и процесс озвучания. "Русский ковчег" - это фильм об Эрмитаже и для Эрмитажа, который, будто библейский ковчег, плывет по волнам времени, сосредоточив в себе несметные богатства, ставшие национальным достоянием и достоянием всего мира.
Параллельно съемкам фильма польский кинодокументалист Михал Букоемский снимал 25-минутную документальную картину с рабочим названием "Фильм за один день" - о том, как снимался "Русский ковчег". Начиная с 16 декабря он был неотлучно при съемочной группе и фиксировал все самые зрелищные и содержательные моменты ее работы. Его фильм выйдет в свет в составе DVD-проекта "Русский ковчег".
Решением губернатора Петербурга Владимира Яковлева проект "Русский ковчег" включен в программу мероприятий по подготовке к 300-летию города. Мировая премьера фильма предполагается на одном из крупных международных фестивалей 2002 года, российская премьера состоится во время празднования 300-летия Петербурга в мае 2003 года.
www.kultura-portal.ru