Интервью Посла России в Латвии А.А.Вешнякова газете "Телеграф"
Свое пребывание в Латвии новый российский посол Александр Вешняков начал с активного общения с прессой. И надо сказать, показал себя опытным оратором. Как он сам признается, может говорить без перерыва по несколько часов. Видимо, опыт чиновника с большим стажем не прошел даром. Впрочем, даже часового интервью трем русским газетам ему хватило, чтобы нарисовать широкую программу действий.
Вариант с Косово - не лучший
- Г-н Вешняков, первый вопрос подсказывает ситуация. На днях вы дали понять, что признание Латвией независимости Косово может как-то отразиться на российско-латвийских отношениях. Что вы имели ввиду?
- Ситуация с Косово крайне неприятная. Мы говорили на эту тему с министром иностранных дел Латвии и госсекретарем МИД. Я сказал, что Россия имеет однозначную позицию в этом вопросе: нельзя игнорировать нормы международного права и решения таких организаций как Совет Безопасности ООН. Нельзя создавать опаснейший прецедент по пересмотру границ. Такие прецеденты, к сожалению, в нашей истории бывали. И кончались иногда военными действиями. Пересмотр границ нарушает также Хельсинский акт 1975 года. Поэтому - и здесь, кстати, министр со мной согласился, - хорошего выхода из этой ситуации не существует. Есть несколько сценариев. Но тот, который начал действовать, на мой взгляд, уж точно не самый лучший из всех худших вариантов.
- И это как-то может повилять на отношения с Латвией?
- Я немного знаком с тем, как эта ситуация обсуждалась министрами иностранных дел Евросоюза. Там была очень жаркая дискуссия. И насколько я понял, по ряду вопросов были разные подходы. А министры, кстати, порой заседали за закрытыми дверями. В конечном итоге даже на уровне Евросоюза не было принято однозначного решения. Пришли к выводу, что каждая страна принимает решение в соответствии со своим национальным законодательством и нормами международного права.
Кстати, интересная формулировка. Национальное законодательство у всех разное. Но международное право - для всех одинаковое. И не может быть международного права, понимаемого одной страной так, а другой - иначе. Так что эта фраза меня как специалиста в сфере международного права даже как-то заинтриговала - что за ней стоит? А за ней стоит попытка соблюсти лицо и показать миру, что этот уникальный вопрос решить надо, может быть, так: признав независимость этой республики, которая сама себя провозгласила, но не допустить такого рода прецедентов в других странах.
Но это очень беспокоит крупнейшие страны мира. Не только Россию. Китай, Индонезию, да и европейские страны - Испанию, Кипр и так далее. Поэтому говорить, что признание независимости Косово рядом европейских стран прибавит плюсов в отношениях с Россией, наверное, нельзя.
Вместе с тем, утверждать, что это приведет к жесткой конфронтации, тоже с моей точки зрения неправильно. Потому что жизнь продолжается, и из сложившейся ситуации надо выходить. Когда я выступал на пресс-конференции неделю назад, я сказал, что принцип, на основе которого необходимо работать, это - самые сложные вопросы решать не путем конфронтации и раздувания политических противостояний, а профессионально, доказательно, аргументировано. Поэтому мы будем убеждать, доказывать - в том числе и нашим партнерам по ЕС, включая Латвийскую Республику, - что вариант, по которому хотят пойти некоторые страны Евросоюза, отнюдь не лучший, и даже опасный.
Не с чистого листа
- Один из самых актуальных сегодня вопросов для стран ЕС, в том числе и для Латвии, - вопрос энергообеспечения. Не секрет, что именно проекты строительства в Латвии угольной и газовой электростанций, поддержанные вашим предшественником Виктором Калюжным, во многом позволили сдвинуть с мертвой точки отношения между нашими странами. Получат ли эти проекты дальнейшее развитие?
- Вопрос об энергетике, с одной стороны, частный. А с другой - общий. Конечно, я не с чистого листа собираюсь работать. Лист в какой-то степени заполнен. И заполнен во многом позитивом. Особенно за последние два года. Состоялся визит премьер-министра Айгара Калвитиса в Россию, чего не было раньше в наших отношениях. Первый в истории наших отношений визит в Латвию министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Приняты серьезнейшие решения - подписан и ратифицирован договор о границе. Он вступил в силу, равно как и соглашения о воинских захоронениях, о социальном обеспечении... Это явный прогресс.
Более того, уже есть задел на будущее. Где-то порядка 10 проектов перспективных договоров сейчас находятся в проработке. Наверняка некоторые из них в этом году будут готовы к подписанию. Приоритетными являются договор о защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения, о туризме...
В ходе встречи с Премьер-министром Иварсом Годманисом было также предложено выйти на соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел наших стран. Он, как бывший глава МВД, выдвинул такую инициативу. Неплохо бы заключить соглашение о сотрудничестве в случае чрезвычайный ситуаций. Ведь они возникают тогда, когда их совсем не ждешь. И тогда нужно быстро принимать решения о защите людей.
Впереди у нас, вы знаете, визит Президента Латвии в Россию. Впереди - участие Председателя Правительства России в саммите стран Балтийского моря в июне этого года. И, возможно, двухсторонние контакты Председателя Правительства России и Премьер-министра Латвии в рамках этого визита. То есть видите, сколько уже в этом листе написано?
Теперь об энергетике... Точно известно, что в 2009 году Игналинская АЭС будет закрыта. Значит, меньше электричества будет поступать в Латвию. И совершенно ясно, что электростанцию необходимо строить. Но пока еще не определено окончательно, какой источник будет использован. Возможен даже вариант, что будет частично будет применяться газ, а частично - уголь. Но это решение правительства Латвии.
Если пойдут по варианту газовой электростанции, то Россия готова участвовать в этом проекте и гарантировать поставки на многие годы вперед. Что и было сказано еще в марте прошлого года представителями Газпрома при контактах с латвийской стороной. А то, что мы - надежные партнеры, об этом знает не только вся Европа, но и Латвийская Республика, которая уже многие-многие годы получает газ из России и имеет уникальное газохранилище, в наполнении которого участвует и российская сторона.
Здесь важно, чтобы не было недоверия, боязни друг друга, которая, к сожалению, присутствовала и мешала в решении многих вопросов. Я надеюсь, что недоверие начинает таять. А оно тает только тогда, когда есть уважительное отношение друг к другу. Поэтому я и сказал, что один из принципов - это уважение друг к другу. Уважение к латвийскому народу, к законно избранной власти. Так же как и к России - независимой, самостоятельной, новой. Вот что должно развеять холодок недоверия.
Дефицит демократии
- Камнем преткновения в отношениях Латвии и России всегда был вопрос о правах русскоязычного населения, в частности - неграждан. Собираетесь ли вы держать в поле зрения эту тему?
- Один из принципиальных подходов, которыми я бы хотел руководствоваться: нужно уважать права человека и защищать их на основе международного права. В этой области у Латвии есть проблема. И это признается международным сообществом. Выборы, как один из показателей демократичности формирования власти, продемонстрировали, что в Латвии имеется определенный "дефицит демократии". При этом я использую определение, использованное в заключении миссии наблюдателей ОБСЕ в октябре 2006 года. Он выражается в том, что значительное количество населения, постоянно проживающего на территории республики, не обладает правом участвовать в выборах. Ни в государственные органы власти, ни в местные самоуправления. И это число - 380 тысяч человек. Любое государство заинтересовано в том, чтобы его общество было объединенным, а не разъединенным. И это хорошо понимают в Евросоюзе. Так что перед латвийским государством стоит задача, которую надо решать.
- Что вы можете сказать о возможностях облегчения визового режима для неграждан, а может и для всех соотечественников?
- Вообще-то говоря, многое делается для того, чтобы эту задачу решать. Но не все удается. В Латвии уникальная ситуация. Принять закон под одну Латвию было бы неправильно. Тем не менее, что-то сделано: например, виза для граждан Латвии стоит 35 евро, а для неграждан - 10 долл. США. Кроме того, сейчас в Госдуме рассматриваются поправки к двум федеральным законам. Это Закон о порядке въезда и выезда в Российскую Федерацию и Закон о прядке пребывания в России иностранных граждан. И среди тех поправок, которые обсуждаются, есть такие, которые могут существенно облегчить оформление виз и сборы для неграждан, проживающих в Латвии.
- К редакции наших газет обращаются российские пенсионеры, которые жалуются на задержки с пенсиями. Получают они их не ежемесячно, а через два или три месяца. Видимо, это связано с тем, что здесь нет представителя пенсионного фонда России?
- Я думаю, что после ратификации договора о соцобеспечении появится возможность существенного повышения пенсий всех граждан, которые проживают в Латвии и имеют трудовой стаж до 1991 года в России. Аналогично - для тех, кто проживает сейчас в России. И это сразу снимет ряд вопросов. Будет ли необходимость после этого в постоянном присутствии здесь представителей пенсионного фонда, я пока не знаю. Но думаю, что эту проблему можно будет разрешить и без их постоянного присутствия. Вместе с тем, делегация Пенсионного фонда России в очередной раз приедет в Латвию в мае, чтобы консультировать граждан по вопросам пенсионного законодательства.
О симпатиях лучше забыть
- Поделитесь, каковы ваши пристрастия в политике? Вы за левых или за правых?
- Моя предыдущая работа - председателя ЦИК - научила меня быть очень политкорректным. Приходилось быть арбитром в избирательном процессе и работать со всеми партиями, со всеми политиками, которые есть в таком огромном государстве. Это подразумевает, что ты свои личные пристрастия и симпатии должен так глубоко спрятать, что даже лучше о них забыть. И мне кажется, я с этой задачей справлялся. Я полагаю, что для дипломата, представляющего Россию в Латвийской Республике, такая политкорректность вполне уместна. Она нужна для того, чтобы работать, уважая латвийский народ, законную власть, граждан Латвийской Республики и само государство.
-Как вы оцениваете то, что реализация договора по воинским захоронениям доверена комиссии по подсчету ущерба от оккупации?
- Я задавал подобный вопрос представителям МИД Латвии. Они сказали, что это еще не значит, что комиссия будет главной в исполнении соглашения. Кроме того, пока не ясно, как она вообще будет фигурировать в документе. Но по крайней мере я понял из их пояснений, что нам не надо бояться какой-то политизации этого процесса.
На одной колее
- Александр Альбертович, вы - родились у моря -- в Архангельской области. Часть вашей жизни была связана с пароходством. Так что вопросы портового бизнеса вам не чужды. Каковы, на ваш взгляд, перспективы использования Россией латвийских портов?
- Господь Бог, матушка-природа создали уникальные возможности для использования прибалтийских портов в тех транспортных схемах, которые складываются на нашем континенте, и в которых участвует не только Россия, но и другие государства. Перспектива здесь налицо. Вопрос, как она реализовывается. Товарооборот в 2007 году увеличился более чем на 40% - он превысил 3 миллиарда долларов. Здесь есть и заслуга портов.
На прошлой неделе состоялась международная конференция "Партнерство 1520 - Балтийский регион", в которой принимал участие и президент Российских железных дорог Владимир Якунин. Более того, он принял участие и в переговорах с Президентом и Премьер-министром Латвии. Так вот, везде отмечалось, что нужно и дальше развивать возможности объединяющей нас железной дороги - колеи 1520. Российской стороной с удовлетворением воспринято, что Латвия не будет переходить на другие рельсы. Так что можно не только угольное направление развивать, но и, например, контейнерные перевозки. И это, кстати, один из путей решения проблем на наших пограничных автопереходах. Если мы перенаправим часть грузов с автомобильных дорог на железные, тогда очередей будет намного меньше. Товарооборот будет больше, грузопотоки будут больше. Но к этому надо еще прилагать условия самими властями, портовыми и государственными.
Кстати, что касается тарифов на железнодорожные перевозки, то идет их выравнивание, снижение со стороны Российской железной дороги. В 2009 году они приблизятся к общеевропейским. Поэтому конкурентоспособность латвийских портов очень высока. И при грамотной политике их дальнейшего развития и использования имеются очень большие перспективы.
- Россия усиливает свое экономическое присутствие в странах Евросоюза. Какие еще российские проекты могли бы на ваш взгляд, реализованы на территории Латвии?
- Проектов много. И энергетических, и связанных с инновациями. Мой предшественник, насколько мне известно, в январе с.г. направил предложение о создании инновационного центра в Риге, который бы способствовал развитию новых проектов, новых технологий, которые есть в России и СНГ, чтобы реализовывать их в Латвии и продвигать дальше, в Европейский союз. Значительную роль в этом могли бы сыграть Торгово-промышленная палата России, Союз предпринимателей, Деловой совет...
- С кем-то из наших бизнесменов вы уже успели познакомиться?
- Пока никакого личного знакомства с серьезными бизнесменами Латвии я не имею. Я человек не из бизнеса. Но познакомлюсь, конечно.
Чем севернее народ, тем чище
- Чем вы сейчас займетесь в ближайшее время?
- Мой приоритет сейчас - как можно лучше узнать людей Латвии. И прежде всего тех, которые стоят у руля власти. Понять их, услышать их аргументы, сопоставить со своими, сверить позиции. А потом уже развивать отношения. Есть даже такая поговорка в России: "Хочешь испортить дело - позвони по телефону". Поэтому я не хочу испортить дело по телефону. Я хочу работать глаза в глаза, с аргументами, с конкретными людьми, от которых зависят наши отношения.
- Говорят, вы спортивный человек. Где мы вас здесь увидим - на теннисном корте или где-то еще?
- На лыжах, но, к сожалению, не этой зимой. У меня даже есть личный рекорд: 40 километров за 2 часа 40 минут. Поставил его в позапрошлом году в Подмосковье. И надо сказать, что после пробежки не упал, а пообедал и поехал поздравлять сына с днем рождения.
- А чем ваши дети занимаются?
- Дочка работает по профессии, связанной с морем - в акционерной компании "Совкомфлот". Сын закончил институт МВД, у него юридическое образование. Но работу по специальности сейчас оставил и находится в поиске. Может быть, его даже занесет в бизнес.
- А внуки у вас есть?
- Внуков нет, оказывается, я еще молодой человек. (Смеется)
- Чем занимается ваша супруга?
- Она по образованию медик. Мы с ней оба с Севера. А на Севере на пенсию уходить можно раньше. Поэтому она этим правом сейчас и пользуется.
- Как видите, у нас с лыжами пока напряженка, так что придется вам что-то другое выбирать.
- Я уже теннисный корт присмотрел на территории резиденции, так что можно будет заняться теннисом.
- Как вам понравилось в юрмальской резиденции?
- Место неплохое, в перестройке не вижу необходимости. Я вообще очень люблю хвойный лес. Сосна - это мое любимое дерево. И я очень рад, что оказался, можно сказать, в сосновом бору.
- А вообще, какие у вас впечатления от Риги?
- Эмоционально - очень положительные. Мне очень нравится историческая часть Риги, бережное отношение к этому властей, культура города. Кроме того, здесь есть очень много похожего на мою родину. Море... Климат похож - правда, там более суровый. У меня даже поговорка есть: "Чем севернее народ - тем чище". Поэтому я надеюсь, что сама суровость климата, близость моря создают нордический характер людей, которые здесь живут и которые мне симпатичны.
http://www.latvia.mid.ru/int_05.html
22 февраля 2008 года