Интервью Посла России в Латвии А.А.Вешнякова газете "Вести сегодня"
Новый посол России в Латвии не собирается начинать работу с "чистого листа", потому что лист уже заполнен позитивом
- Александр Альбертович, начнем с самой горячей новости. Вы специалист по международному праву, как вы оцениваете факт провозглашения независимости Косово?
- Создан опаснейший прецедент по пересмотру границ. Россия занимает однозначную позицию в этом вопросе: нельзя было игнорировать мнение международных организаций, в первую очередь Совета безопасности ООН, нельзя нарушать Хельсинкское соглашение. Предпринята попытка убедить мир в том, что Косово - это уникальный случай. Но такого рода прецеденты в истории заканчивались военными конфликтами. Хорошего выхода из этой ситуации нет. Из всех сценариев разрешения проблемы нынешний - худший.
В Евросоюзе были жаркие дискуссии по поводу признания независимости Косово, в итоге пришли к тому, что каждая страна принимает решение "в соответствии со своим законодательством и международным правом". Странная формулировка. Национальное законодательство у всех разное, а международное право для всех одинаково! Не может одна страна трактовать его так, а другая - этак. Этот прецедент беспокоит и Россию, и Китай, и Индонезию, и многие европейские страны.
- Тем не менее, Латвия признала независимость Косово. Как это отразится на ее отношениях с Россией?
- Конечно, это вряд ли добавит плюсов в наши отношения. Но к конфронтации тоже не приведет. Жизнь продолжается.
- Ваш предшественник при вступлении в должность объявил, что он начинает свою деятельность с "чистого листа", отодвинув груз взаимных претензий и обид между Латвией и Россией. А вы с чего начнете?
- Я не собираюсь начинать с "чистого листа", потому что этот лист во многом уже заполнен. Буду продолжать то позитивное, что уже наработано в наших отношениях, особенно за 2006-2007 годы. Из самых важных прорывов отмечу прежде всего визит премьер-министра Латвии в Россию, первый в истории наших стран; подписание договора о границе, соглашений о воинских захоронениях, социальном обеспечении. Еще около десятка различных проектов договоров сейчас в работе. Некоторые из них будут готовы к подписанию уже в этом году. Приоритетные - соглашения о защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения. На встрече с г-ном Годманисом мы говорили также о необходимости заключения соглашения о сотрудничестве МВД двух стран.
Впереди визит вашего Президента в Россию, в начале июня саммит правительств стран Балтийского моря, где возможны двусторонние контакты премьеров Латвии и России. Видите, сколько всего надо подготовить? А кроме того, принятые договора требуют ратификации. Уже завтра я буду говорить об этом с председателем Сейма. Буду делать все, чтобы и в российском парламенте эти договора также не задержались.
Нужна демаркация границы. Она требует серьезных организационных усилий и финансовых затрат. Нужно определиться с двусторонней комиссией, которая будет этим заниматься. Летом она будет сформирована. Так что планов у нас много.
Главное, сохранить подход, который себя полностью оправдал, - курс на взаимовыгодное сотрудничество, прагматизм в наших отношениях и меньшую политизацию того, что нас разделяет.
- Камнем преткновения в отношениях Латвии и России всегда было положение русскоязычного населения, и в частности, проблема неграждан. Ваш предшественник эту тему не педалировал, он сделал упор на экономические связи. Какова будет ваша позиция в этом вопросе?
- Моя принципиальная позиция: нужно уважать права человека и защищать их на основе международного права. В этой части в Латвии есть проблемы. И это признается международным сообществом. Да, Латвия сделала огромный шаг в развитии демократии за последние 16 лет. Но в то же время выборы, как один из показателей демократичности процесса формирования власти, показали, что в Латвии есть определенный "дефицит демократии". Это буквальные слова из заключения миссии наблюдателей ОБСЕ в октябре 2006 года. 380 тысяч постоянных жителей не обладают правом участвовать в выборах ни государственных органов власти, ни местного самоуправления. Есть рекомендации международных организаций, которые призывают Латвию решить этот вопрос и объединить гражданское общество, сделать его интегрированным. В этом заинтересовано любое государство.
- У нас работает комиссия по подсчету ущерба от оккупации Латвии. Как ни странно, ей вверено занимается и реализацией договора по воинским захоронением. Вас это не смущает?
- Я задавал этот вопрос в Министерстве иностранных дел Латвии. Там меня заверили, что никакой политизации в вопросе о воинских захоронениях не будет.
- Вы человек, выросший у моря. И вам, наверное, не чужда тема портов. Как Россия будет пользоваться нашими портами?
- Господь Бог подарил Латвии уникальное географическое положение. Как оно используется? Товарооборот между РФ и ЛР в прошлом году превысил 3 миллиарда долларов, значительная часть этого объема приходится на порты. На прошлой неделе состоялась международная конференция "Партнерство 1520 - Балтийский регион", в котором приняли участие члены латвийского правительства, президент Российских железных дорог. Колея 1520 объединяет латвийские и российские железнодорожные магистрали и открывает большие возможности для транзита. Мы восприняли с удовлетворением заверение, что ЛЖД не планирует переходить на европейскую колею. На этом форуме говорили о том, что транспортировка по рельсам кузбасского угля это хорошо, но недостаточно. По железной дороге могут пойти и другие грузы. И это снимет заторы грузовиков на пограничных переходах. Наши железнодорожные сети имеют большой потенциал, а если их еще электрифицировать, грузопотоки вырастут. Но власти вашего государства должны создать условия, при которых отправлять грузы было бы выгодно именно через ваши порты. При грамотной политике у латвийских портов отличные перспективы.
- Ваш предшественник не скрывал своих пристрастий в отношении латвийских политических партий и отдельных лидеров. А у вас какой подход?
- Работа председателем Центральной избирательной комиссии приучила меня быть очень политкорректным. ЦИК - орган, который призван быть арбитром в избирательном процессе. Председатель ЦИК должен работать со всеми политическими партиями, забыв о своих личных политических симпатиях. Мне кажется, я с этой задачей справлялся. Я полагаю для дипломата, представляющего великую страну, такое требование тоже необходимо. Дипломат должен работать, уважая латвийский народ, законную власть и ее государственные органы.
- Тем не менее, лидер ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский в свое время объявил своим личным врагом...
- Вы правы. В 1999 году у нас был серьезный инцидент, когда ему на законных основаниях отказали в регистрации его политической партии на парламентских выборах. Дошло почти до бросания стаканов в мою сторону. Но выдержка всегда обезоруживает оппонента. Да и сама атмосфера ЦИК делает невозможным такого рода выходки. Так что обошлось без физического воздействия. Причем позднее вопрос был решен положительно и политический блок Жириновского был зарегистрирован и принял участие в выборах.
Потом, после выборов, на одном приеме в Кремле Жириновский подошел ко мне и попросил извинения, мол, погорячился, предвыборная горячка, азарт... Я ему ответил: это хорошо, но угрозы в мой адрес вы произносили публично с экрана, а извиняетесь тет-а-тет, даже супруга моя в этот момент отошла. Частично я извинения принимаю, но сделать надо по-другому. Но по-другому он не сделал. Зато потом очень активно участвовал в обсуждении необходимых изменений в нашей избирательной системе.
- Вы же бывали уже в Риге?
- Первая моя поездка была 35 лет назад. Но тогда это было совсем другое мировосприятие. Полтора года назад в сентябре был здесь в деловой поездке - участвовал в международной конференции Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы и на все смотрел тогда глазами председателя ЦИК. А сейчас смотрю глазами человека, перед которым стоит задача развивать добрососедские отношения между нашими странами. Поэтому даже впечатления о Старой Риге теперь другие.
- В музей оккупации зайдете?
- Ну может и зайду когда-нибудь...Но я не уверен, что он создан с целью объективно отразить нашу общую историю. Когда схожу, меня спросят о впечатлениях, тогда придется критиковать, а начинать свою работу посла с критики мне бы не хотелось. Давайте начнем с позитива.
- По стране поедете?
- Обязательно. Сначала - в Лиепаю, потом в Даугавпилс - там у нас генеральные консульства, есть у меня приглашения от мэров и других латвийских городов. Хочу как можно лучше узнать людей Латвии, руководителей страны, понять их, выслушать их аргументы, сопоставить их со своим видением, сверить позиции. Есть поговорка - хочешь испортить дело, позвони по телефону. Я не хочу испортить дело. Я хочу работать глаза в глаза. С людьми, от которых зависят наши отношения.
- Виктор Иванович Калюжный привлекал на гуманитарные проекты средства со стороны, пользуясь своими деловыми связями. Не будут ли теперь свернуты эти программы?
- Гуманитарные проекты нужны, потому что они вписываются в задачу развития нашего сотрудничества. Да, я бизнесом не занимался, не занимаюсь и, наверное, не буду заниматься. Я другого склада человек. Всегда был связан с политикой. Я из Архангельска. В Москве оказался в 1990 году, победив на прямых выборах депутатов Верховного совета РФ своих конкурентов, их было 13. В выборах участвовал, будучи секретарем горкома КПСС по идеологии. Из всех партийных работников, баллотировавшихся в Архангельске, в том числе и в органы местной власти, прошло тогда только два человека. Все остальные были заблокированы. Я стал одновременно депутатом горсовета и депутатом Верховного совета РФ. Потом - заместителем председателя совета одной из палат Верховного совета. Так что есть реноме, политические связи и опыт, накопленный за 55 лет. Надеюсь, все это поможет и на новом посту. Думаю, посольство изыщет возможности и продолжит поддержку значимых гуманитарных проектов.
- С соотечественниками уже встречались?
- В ближайшее время встречусь с Координационным советом. А вчера (19 февраля - ред.) у меня уже состоялась встреча с руководителями ветеранских организаций. Я их заверил, что им будет оказана всяческая поддержка со стороны российского посольства. Завтра (21 февраля - ред.) я приму участие в заседании ветеранских организаций в честь Дня защитника Отечества .
- Какое-то упрощение визового режима не планируется для соотечественников?
- В Госдуме сейчас рассматриваются изменения к Закону о порядке въезда и выезда в Российскую федерацию и к Закону о пребывании иностранных граждан (регистрации). Некоторые из поправок, если будут приняты, существенно облегчат визовой режим. Мы аргументируем их необходимость перед депутатами Госдумы и надеемся, что вопросы решатся более радикально, чем было до сих пор...
- Российские пенсионеры жалуются на задержки с оформлением пенсий. Не планируется открытие в Латвии постоянного представительства Российского пенсионного фонда?
- Пока нет. Но в мае мы ожидаем очередную группу представителей Пенсионного фонда РФ, которые будут вести прием граждан и консультировать их по вопросам пенсионного законодательства .
- Судя по вашей информированности, вы основательно готовились к приезду в Латвию. Но с предшественником вы не встречались. Это ваша принципиальная позиция или стечение обстоятельств?
- Будем считать, что стечение обстоятельств. Я был открыт для общения.
- Наш Президент Затлерс уже не успеет встретится с Владимиром Путиным. Вы считаете, это провал или закономерность?
-Я не вижу ничего драматического в том, что визит пока не состоялся. Принципиальная договоренность есть, но ведь два президента встречаются не только для того, чтобы посмотреть друг другу в глаза и заглянуть в душу, но и для того, чтобы закрепить подписями серьезные договоренности. Пока ни одна сторона еще не сказала, что все вопросы по проектам договоров сняты. Зачем же форсировать тогда встречу? В конце лета состоится заседание межправительственной комиссии. Это может стать завершающим этапом подготовки визита. Так что наши отношения выходят на прагматичный уровень.
- Говорят, вы спортивный человек. Каким видом спорта занимаетесь?
- Люблю лыжи. В позапрошлом году установил для себя рекорд - на лыжной трассе в Подмосковье пробежал 40 километров за два часа и 40 минут. После этого не упал, а пообедал и поехал поздравлять сына с днем рождения.
- Чем занимаются ваши дети?
- Дочка работает в АО "Совкомфлот". Сын закончил юридический, сейчас определяется с местом работы, возможно, уйдет в бизнес. Внуков нет - оказывается, я еще молодой человек. (смеется)
- Резиденция в Юрмале Вас устраивает?
- Вполне. Переделывать радикально ничего не собираюсь. Вообще я очень люблю сосны, и очень рад, что буду жить в сосновом бору. У нас ведь в Архангельске похожая природа.
- Вы коренной помор?
- Да, мой род из Поморья. Я недавно в архивах установил, что все мои предки по отцовской линии поморы. Самый старший из них - Иван Вешняков - родился в 1650 году.
- Ваши земляки - народ суровый?
- Архангельские жители по характеру похожи на латышей. Море, север создают нордический характер.
- Спасибо за интервью. Желаем вам успехов!
Наталья Севидова
http://www.latvia.mid.ru/int_03.html
22 февраля 2008 года