Разговор с новым послом Российской Федерации в Латвии состоялся в пятницу, когда в Бухаресте саммит НАТО уже отложил принятие Украины и Грузии в альянс на неопределенный срок, а в Риге завершалась подготовка к сегодняшнему раунду переговоров в рамках Российско-латвийской межправительственной комиссии.
"Россия рассчитывает, что при реализации торгово-экономических проектов будут учитываться и ее интересы, в том числе и положение соотечественников".
- Каково отношение России к стремлению Украины в НАТО?
- Если одним словом, то отрицательное. Важно понимать, однако, какой смысл вкладывается в слова "стремление Украины". Для России Украина - это народ Украины. А большинство ее народа не стремится в НАТО. Такое стремление есть у руководства Украины, но мы полагаем, что оно не совсем обоснованно.
В свое время, когда принималось множество решений с участием СССР, когда менялось все геополитическое пространство и Советский Союз шел навстречу Западу в вопросах объединения Германии, вывода войск и т.д., звучали твердые заверения в том, что никакого расширения НАТО не будет. Это зафиксировано в документах, но вместо реализации их положений мы видим, что НАТО активно продвигается на восток.
Возникает вопрос: почему? Существует реальная угроза блоку европейских стран со стороны какого-то государства, в частности России? Мы полагаем, что такой угрозы нет. А попытка радикальным образом изменить баланс сил в Европе не есть хорошая тенденция, которая порождает дополнительное недоверие между нашими государствами.
- Чем же вы объясните упорное желание бывших стран соцлагеря и советских республик вступить в Североатлантический альянс, если ваша страна не угрожает их безопасности?
- Это стремление отдельных политиков. Существует предположение или объяснение, что это - попытка защититься от экспансии со стороны России. Но пусть эти политики раскроют, в чем состоит эта экспансия. Мы не признаем и не принимаем такой риторики.
"Победила трезвость"
Александр Вешняков родился 24 ноября 1952 года. В течение 13 лет работал в Центральной избирательной комиссии РФ, 7 лет возглавлял ее. Реализовал две масштабные реформы избирательного законодательства и провел четыре федеральные кампании по выборам президента и парламента. 13 марта 2007 года А.Вешняков покинул пост председателя Центризбиркома. 12 февраля 2008 года приступил к исполнению обязанностей Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в Латвии.
- Рассматривает ли ваше правительство решение Бухарестского саммита НАТО по вопросу членства в альянсе Украины и Грузии как победу российской дипломатии?
- Определенное удовлетворение должно быть, поскольку мы последовательно говорили, что вообще не нужно ставить этот вопрос в повестку дня НАТО. И то, что альянс в лице соответствующих государств пришел к такому же выводу, вызывает чувство удовлетворения. Но то, что этот вопрос, возможно, будет подниматься в будущем, нас, конечно, не радует.
- Не повлияло ли на позицию этих стран энергетическое сотрудничество с Россией? Может быть, это победа российской энергетики?
- Не думаю, что это так. Более того, уверен, что это не так. Прежде всего сработали аргументы совсем иного характера. К чему такая суета? Зачем торопиться с решением, которое не воспринимается значительной частью украинского народа и может обострить, причем серьезно обострить, замороженные конфликты в Грузии?
Те страны, которые более трезво смотрят на происходящее в Европе, представляют себе как плюсы продвижения НАТО на восток, так и минусы, с этим связанные, пришли к выводу, что им это совершенно не надо.
Вопрос явно не созрел. Значит, его лучше отложить до того времени, когда он либо созреет, либо, наоборот, рассосется и будет снят с повестки дня.
С какой стороны посмотреть
- Как России удастся не политизировать экономические контакты между нашими странами, если такие, казалось бы, чисто экономические аспекты сотрудничества, как поставки энергоносителей, участие российских компаний в строительстве электростанций в Латвии, прокладка газопровода по дну Балтийского моря становятся предметом политических дискуссий с точки зрения т.н. энергетической безопасности?
- В России никакой политизации этих вопросов, никакого шума по этому поводу нет. Шум возникает в определенных кругах здесь, в Латвии, и на Западе.
Может быть, кому-то не нравится укрепление России, ее развитие как сильного, независимого государства, отстаивающего свои национальные интересы и ведущего активную внешнюю политику? А раз это не нравится, то надо что-то этому противопоставить, например, мнимые угрозы, якобы проистекающие от России с ее возможностями в энергетической сфере.
Когда Россия не поднимала свой голос и не противоречила, это многих устраивало. С такой Россией были готовы сотрудничать, но так, что мы ничего от этого сотрудничества не получали. Все изменилось, когда наша страна стала защищать свои интересы.
Вот вам свежий пример. С 1 апреля Россия подняла пошлины на вывоз круглого леса, чтобы стимулировать переработку древесины внутри страны. Тут же начались попытки давления на нас: дескать, это неправильно. Тому, кто привык получать дешевое сырье и на этой основе зарабатывать деньги, преследуя свои государственные интересы, это может казаться неправильным. А с точки зрения России, заинтересованной в увеличении числа рабочих мест и освоении новых технологий, это правильно.
Столкнулись интересы стран, привыкших видеть в России источник дешевого сырья, и самой России, которая уже не желает быть сырьевым придатком богатой Европы.
- Как вы прокомментируете в этой связи инициативу американского сенатора-республиканца Ричарда Лугара внести в текст Договора НАТО дополнение, приравнивающее введение эмбарго на поставки энергоносителей в одну из стран Североатлантического альянса к нападению?
- Это мышление политика, который видит только свои интересы и готов защищать их любой ценой, в том числе путем "холодной войны" и даже перерастания ее в горячую. Это нецивилизованный подход, это неравноправное партнерство. Мы же выступаем за прагматическое и взаимовыгодное сотрудничество. Такое, которое сложилось в последнее время у России с Латвией.
Здесь потеплело
- Чем же вы объясняете значительный рост потока российских капиталовложений в нашу страну?
- Если были отношения холодными, а в некоторых вопросах даже конфронтационными, то и бизнес проявлял большую осторожность в плане сотрудничества и инвестиций. Когда предприниматели почувствовали, что отношения потеплели, что открываются совершенно новые возможности и появляются определенные гарантии, они устремились туда, где можно работать, извлекая соответствующую выгоду. Договор о границе между Латвией и Россией дал положительный импульс в этом плане.
И поскольку руководство наших стран намерено продолжать развитие правовой базы двусторонних отношений через разработку и принятие соглашений о взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения и других договоров, то это повышает рейтинг инвестиционной привлекательности наших стран в глазах российского и латвийского бизнеса.
- Какими вам видятся перспективы сотрудничества в экономической сфере?
- Есть предпосылки для расширения сотрудничества в энергетике, транспорте и промышленности, в том числе в области инноваций. Для конкретизации этих направлений необходимо активно использовать механизм двусторонней Межправительственной комиссии (МПК), а также потенциал созданного в прошлом году Российско-латвийского делового совета.
Надеюсь, что уже в этом году обретут свои очертания, а возможно, будут достигнуты конкретные договоренности по участию России в создании новых электрогенерирующих мощностей в Латвии.
3-4 июня в Риге состоится саммит Совета государств Балтийского моря, в котором планирует принять участие председатель правительства России. В те же дни здесь же пройдет Балтийский экономический форум, на который, как ожидается, прибудут руководители многих крупных экономических операторов России, например, Российских железных дорог, РАО ЕЭС, Газпрома и др.
- Какие российские компании может интересовать участие в реализации проектов строительства электростанций в Латвии?
- Специализирующиеся в этой сфере. У нас есть опыт строительства всех видов электростанций. Если он Латвии интересен, если она готова выставить на конкурс проекты в этой сфере, то мы готовы участвовать.
Наши разногласия
- А как продвигается согласование упомянутых вами выше договоров? В чем состоят разногласия сторон?
- В понедельник, 7 апреля, в Риге состоится второе заседание рабочей группы МПК по экономическим вопросам, в повестку дня которого включена и подготовка этих соглашений. Наша позиция по отмене двойного налогообложения учитывает международные нормы, в частности модель конвенции по налогам и доходам на капитал Организации экономического сотрудничества и развития, а также обязательства ее членов по обмену налоговой информацией. Речь идет не о целенаправленном сборе банковской информации, а о взаимодействии фискальных органов наших стран.
Что касается соглашения о взаимной защите инвестиций, то не могу согласиться с экс-премьером Латвии А.Калвитисом, который в недавней дискуссии в телепрограмме "Что происходит в Латвии?" сказал, что, мол, оно не подписано из-за отказа России предоставлять иностранным компаниям национальный режим. Россия предоставляет национальный режим иностранным инвесторам. Но каждая страна оставляет за собой право в соответствии со своим законодательством определять отрасли экономики, в которых ограничивается деятельность иностранных инвесторов. В России это касается, в частности, природопользования в стратегических отраслях, связанных с добычей нефти и газа. Эта отрасль вряд ли является "чувствительной" для латвийских инвесторов.
Не катастрофа
- Может ли позиция Латвии по вопросам Косово и расширения НАТО служить препятствием к развитию добрососедских отношений между нашими странами?
- То, что здесь наши взгляды расходятся, естественно, не дает дополнительных плюсов в развитии наших отношений, но и минусы не настолько катастрофичны, чтобы прогнозировать их свертывание.
- Высказывались предположения, что с вашим приездом в Ригу возобладает традиционная линия российского МИДа на отстаивание интересов российских соотечественников. Как вы планируете совмещать развитие экономического сотрудничества с решением их проблем в таких сферах, как образование, гражданство и язык?
- Естественно, Россия рассчитывает, что при реализации тех или иных торгово-экономических проектов будут учитываться и ее интересы, среди которых положение соотечественников является приоритетным. Однако мы не выдвигаем ультиматумов: "Мы вам - экономические проекты, а вы нам - решение проблемы гражданства или языка".
Просто мы надеемся, что латвийское руководство будет более внимательно относиться к проблемам наших соотечественников. В то же время многие вопросы, связанные с положением русскоязычного населения, пусть и не так быстро и легко, но все же учитываются и решаются.
Факты - проверить
- Понимают ли в России, что противоречия в трактовке исторических событий ХХ века в двух странах носят принципиальный характер и не могут быть преодолены на компромиссной основе?
- Если мы сегодня не будем излишне политизировать эти вопросы и выносить их на первый план, то со временем, полагаю, может прийти более трезвое осмысление совместной истории. Время лечит. Для преодоления разногласий и выработки общей позиции российская сторона предлагает создать совместную комиссию историков, например, под эгидой академий наук двух стран.
- И Россия может пойти на уступку в смысле признания "факта оккупации"?
- Я по крайней мере не вижу пока никаких оснований для того, чтобы Россия пошла на признание "факта оккупации". Надо разобраться, что такое "оккупация", что под нею понимают, что за нею следует и на основании чего такие выводы делаются отдельными лицами, в том числе и политиками.
http://www.latvia.mid.ru/int_11.html
Газета "Бизнес&Балтия", 07.04.2008 г.
Александр МАЛНАЧ