ВЕДУЩИЙ: Я представляю гостя нашей программы. Это Александр ВЛАДИСЛАВЛЕВ, секретарь политсовета движения ОТЕЧЕСТВО, депутат ГД.
Сейчас в стране, кроме задач партийного строительства, нет более важных? Сейчас у нас более 200 политических партий уже зарегистрировано, и они более-менее о себе заявляют. Вот как вы считаете, что это за явление само по себе?
Александр ВЛАДИСЛАВЛЕВ: Я хочу сказать, что все те, кто сегодня пришли в политику, они в огромном долгу перед людьми, перед населением нашим, потому что 200 политических организаций, и тут вы правы, и крику у них на 500 партий, а толку никакого. И это в тот самый момент, когда РОССИЯ проходит невероятно сложный период своей истории. Все это многоголосье сформировало в обществе такой сильный антипартийный синдром.
ВЕДУЩИЙ: Это легко понять. У нас замерзает Приморье. У нас проблемы и с северным завозом, я уже не говорю об учителях, о врачах. У нас масса задач... и у нас столько политических партий.
Александр ВЛАДИСЛАВЛЕВ: Я так понимаю, что такие сложные этапы в развитии страны, они всегда сопровождаются нарождением мощной политической инициативы, создается много партий. Мы тут задержались уже лет на 15. Пора из этого выходить. Я скажу почему. При наличии этого огромного антипартийного синдрома все-таки я думаю, что большинство населения понимает, что кроме мощных, хорошо организованных политических партий реального инструмента навести в стране порядок и одновременно защитить демократические ценности, которые есть в нашей стране, ничто не может.
ВЕДУЩИЙ: Почему? Неужели это так необходимо - иметь политические партии?
Александр ВЛАДИСЛАВЛЕВ: У нас все время, когда говорят о политических партиях, то говорят как об инструменте захвата власти. Вот вам убедительный пример - ЕДИНСТВО. На ровном месте за три месяца создалась машина для выигрыша выборов. Кто в нее вошел? Только представители власти. Они выиграли эти выборы. Где они сейчас? И что они предложили стране в обмен на огромное доверие, высказанное им населением? Ничего.
Политическая партия, помимо машины для захвата выборов, является единственным во всем цивилизованном мире инструментом соединения человека и власти. Только политическая партия в состоянии пройти все этапы от изучения, а иногда и от формирования интереса и спроса людей до создания программ, которые могли бы реализоваться во имя интересов людей, на которые опирается политическая партия, на основе предложенных обществу программ выиграть выборы и привести к власти своих кандидатов.
И есть четвертая, самая важная составляющая всего этого дела - это контроль за тем, кто пришел к власти. Вот сегодня по опыту нашего труднейшего этапа перестройки, которая продолжается до сих пор ни ГОРБАЧЕВ, ни ЕЛЬЦИН... и по существу это и есть причина того, что и тот и другой оставили страну в полной разрухе, в полном хаосе, потому что у нас не было политических инструментов, которые позволили бы людям влиять на власть и контролировать ее исполнение.
ВЕДУЩИЙ: Я не совсем согласен с вами насчет разрухи. Если иметь в виду политическую разруху, то да.
Александр ВЛАДИСЛАВЛЕВ: Конечно. Нет, насчет того, что происходит в стране в экономике, это можно оставить. Там тоже очень тяжелая ситуация, но страна другая. Я очень много езжу по стране, и я вижу старушек, и, конечно, это невозможно видеть, но тем не менее страна мне напоминает газонную зеленую травку. Мы изменились очень сильно, правда заплатили за это безумную цену. Но такова историческая судьба РОССИИ.
Вот сегодня наступает момент - как поступить? Как из этого бессмысленного, абсолютно не влияющего ни на что многоголосья организовать нечто похожее на хорошо организованные, мощные политические партии, которые могли бы организовать публично, открыто и ясно цивилизованную такую дискуссию, предлагая людям способ решения тех или иных проблем РОССИИ.
ВЕДУЩИЙ: Коль вы вспомнили ситуацию с выборами, я тоже помню, как складывалось движение ОТЕЧЕСТВО, потом выборный блок ОВР. Кто же мешал и кто мешает сейчас?
Александр ВЛАДИСЛАВЛЕВ: Я очень критично отношусь к тому, как проходила избирательная кампания. Я считаю, что было допущено очень много ошибок, прежде всего нами. И поэтому я имею абсолютно объективное право сказать, что только отсутствие политических партий, только отсутствие каких-то бы ни было механизмов контроля за деятельностью власти объясняет ту грязь, которая заполнила эфир по отношению к реальным политическим лидерам, которые реально имели большой авторитет и доверие населения, к ПРИМАКОВУ и к ЛУЖКОВУ. Я не знаю стран, где власть могла бы позволить СМИ, говоря о желании и намерении закреплять какие-то демократические преобразования, свободы, и свободу слова, чтобы власть позволила так вести себя государственным СМИ.
ВЕДУЩИЙ: Я думаю, что исследователи будущего посвятят специальные тома нашим девяностым годам.
Александр ВЛАДИСЛАВЛЕВ: Реальным инструментом нормализации всего этого и построения действительно гражданского общества, по крайней мере создать каркас общества... вот сейчас предпринимается попытка создать закон о партиях. Я рад этому обстоятельству. Форсирует этот путь президент ПУТИН, и я считаю, что это вообще самый важный шаг из тех, которые он осуществляет. Консенсус в обществе, согласие в обществе всех ветвей власти и людей, которые пришли в политику, сложилось по поводу необходимости создания такого закона. И вот закон о партиях способен сегодня создать условия, при которых ответственные политики будут искать способы объединяться.
ВЕДУЩИЙ: Как вы видите способ разобраться с этими 200 политическими партиями?
Александр ВЛАДИСЛАВЛЕВ: Тут дело не в программах партий. У нас еще из этих 200 партий нет еще и общественных организаций серьезных. Я с огромным уважением отношусь к тому, что делает Григорий ЯВЛИНСКИЙ. Он человек образованный, энергичный, волевой, активный, разумный, но я приехал в ЕКАТЕРИНБУРГ, интересовался работой нашей организации и поинтересовался... там один человек от ЯВЛИНСКОГО. Это не общественная организация, это элитнейший политический клуб. Если сегодня он не превратится в партию, его судьба будет такой, какой она была на протяжении последних 6 лет. Ну, он будет говорить, появляться на экранах ТВ, но влиять на что-то так нельзя.
Только партия, имеющая организации в регионах, в городах, больших и малых, способная в открытом диалоге общаться с населением, не только с центрального экрана, а общаться с населением на языке нужд и потребностей региона, в состоянии получить какую-то поддержку или доверие.
Сегодня партийное строительство развивается по принципу двух полюсов: приоритет производства, то есть то, что называется либеральной идеей, то, что называется капитализмом; и приоритет распределения - это то, что называется социализмом, социал-демократией. Вот существует реально два полюса.
Позиция Юрия ЛУЖКОВА и большинства людей, которые идут вместе с ним, заключается в том, что не идеологические построения, не идеологические формы получат поддержку в РОССИИ в ближайшие годы, а только реальные решения реальных конкретных проблем. Сегодня какой-нибудь политик может возражать, чтобы минимальная зарплата была равна прожиточному минимуму? Пенсия может быть меньше прожиточного минимума? Не может. А трезвый политик, он может сегодня поставить эту задачу в качестве конкретной, практической? Не может. Иначе ты снова будешь обманывать население, обманывать людей. Нет средств для этого.
Что надо делать? Вот ОТЕЧЕСТВО предлагает. Мы сегодня будем договариваться в ГД по поводу того, чтобы одновременно с законом о приравнивании зарплат и пенсий к прожиточному минимуму принять 2-3 закона, которые бы дали возможность заработать средства и направить их только на это. А какие такие законы? Ну, например, Земельный кодекс. Огромные же ресурсы он таит в себе. Коммунисты против этого дела. Я тоже против того, чтобы это делать за 5 минут. Но чем раньше начнем, тем быстрее закончим. Этот процесс будет идти несколько десятилетий, приватизация земли, но пора начинать. А закон о разделе продукции? Это ключ к инвестициям в РОССИЮ. Есть целый ряд вещей, по которым нужно договориться и внести эти два законоа вместе - и коммунистический закон КПРФ, и либеральный закон о разделе продукции, вместе их внести.
Это может предложить только политическая организация, в которой находятся люди дела, которые хотят заниматься не идеологическими дискуссиями, а конкретными делами.
ВЕДУЩИЙ: Насколько ваше движение готово сотрудничать с другими политическими силами? Насколько оно готово к компромиссу?
Александр ВЛАДИСЛАВЛЕВ: Сегодня контуры такой многопартийной системы политических организаций сложились. Слева существует КПРФ. 20-22-23 процентов они будут получать еще несколько лет. Какая у них перспектива? Единственная - это смещаться плавно и медленно в сторону цивилизованной социал-демократии. И этот процесс уже прослеживается. Многоукладная экономика, частная собственность. Приход молодых людей в КПРФ ускорит этот процесс.
Есть правая сторона. Вот этот вот шумный либерально-демократический, очень образованный, блистательно говорящий, дел там не очень много конкретных, знания страны очень мало. Ошибка этих молодых реформаторов не в том, что они не знают экономику, они ее прекрасно знают, они не знали страну, в которой они ее реализовывали. Они не знали той меры антиэкономики, антикультуры, анти всего прочего.
Как бы два полюса существуют. Ни тот, ни другой полюс в обозримом будущем выиграть выборы не может. Выигрывать будет только политическая организация, которая найдет способ решать конкретные дела. Давайте каждый раз не обманывать население зарплатой, а делать так, чтобы она действительно была.
Здесь борьба идет с ЕДИНСТВОМ. Мы пришли в политику с реальных рабочих мест, и мы знаем, что мешает сегодня работать. Вот эти завалы мы хотим расчищать, используя ценности и либеральной теории, и социалистической. Нужно начать разговаривать с людьми на понятном языке.
Для меня самая главная статья закона о партиях - это статья, связанная с взаимной ответственностью партий перед избирателей и людьми, которых партия привела к власти, перед партией, а через партию - перед избирателями. Вот как это делать? Как защитить страну от человека, который, придя к власти, начинает не реализовывать обещания? Мы его сразу выгоняем. Тогда люди поверят, что, проголосовав за какую-то партию, есть какой-то шанс. А если это не так, то на следующих выборах эта партия закончится.
ВЕДУЩИЙ: Этот спектр, который вы обрисовали, он сложится в нашей стране?
Александр ВЛАДИСЛАВЛЕВ: Он уже сложился в какой-то мере. Закон о партиях должен создать условия, при котором партии могли стать таким инструментом, о котором мы сейчас говорим. Сегодня есть все предпосылки для того, чтобы, используя закон о партиях, ОТЕЧЕСТВО стало политической организацией, действительно способной поднять РОССИЮ с колен. /Радиостанция "Маяк", 24 ноября/
http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_40_aId_44295.html
номер 47(78) от 30.11.2000