26 января 2006
6778

Александр Зиновьев: `Закон зеркальности`

Ибанск является уникальным явлением в человеческой истории в том смысле, что в нем все социальные законы можно наблюдать в лабораторно чистом виде. Неудивительно, что лишь тут я смог открыть закон, который я назвал законом зеркальности. Поясню, в чем он заключается.

В социальной эволюции одновременно имеют место две противоположно направленные ветви - восходящая и нисходящая. В них действуют одни и те же социальные законы. Но результат их действия в одной из них является зеркальным отражением результата действия в другой, т.е. является похожим и одновременно противоположным, как это имеет место в случае отражения предметов в зеркале. В Ибанске при социзме действовали обе ветви эволюции, но доминировала все-таки восходящая ветвь. Так что в целом происходил эволюционный прогресс. После отмены социзма и с установлением псизма восходящая ветвь сохранилась, но сильно ослабла, и доминировать стала ветвь нисходящая. Ибанск в целом вступил в стадию эволюционного упадка, деградации. И в силу закона зеркальности все стало происходить вроде бы так же, как при социзме, но одновременно наоборот. У людей, не понимающих законов эволюции, происходящее в Ибанске, естественно, вызывает недоумение, кажется патологическим отклонением от неких здоровых норм.



Рассмотрим такой пример, иллюстрирующий сказанное. Строители социзма в свое время обещали, что при полном социзме государственная власть (государство) отомрет. Ибанцы это истолковали как постепенное ослабление государства, сокращение его функций в отношении управляемого общества. А фактически происходило укрепление государства и проникновение его контроля во все аспекты жизни ибанцев. Государство отмирало путем укрепления. Строители же псизма, наоборот, всячески пекутся об усилении государства и принимают меры, которые, по идее, должны служить этому. А фактически государство оставило без своего контроля именно те сферы общества, которые оно обязано контролировать. Государство укрепляется путем фактического отмирания. В чем тут дело? Государство тут укрепляется свиптально, отмирая субстанциально. В отвергнутом социзме было наоборот: государство отмирало свиптально, укрепляясь субстанциально. И тогда, и теперь имели место и укрепление и отмирание, только в зеркально перевернутом виде.



Сравним, далее, ибанскую конституцию при социзме с конституцией при псизме. В обеих фиксировались обязанности и права граждан. В обеих одни доминировали над другими. Но при социзме обязанности доминировали над правами, а при псизме - наоборот. Причем, при социзме обязанности были реальными, за невыполнение их наказывали. Права граждан были гарантированы, обычно они соблюдались автоматически, а в случае их нарушения граждане могли добиваться своего (я имею в виду права, зафиксированные в конституции, а не западные права, не имевшие силы в Ибанске). Например, труд был обязанностью. Тех, кто уклонялся от труда, называли тунеядцами и принуждали к трудоустройству. Право на труд было производным от обязанности. При псизме же права понимаются лишь как отсутствие запрета. Они не гарантируются реально. Обязанности не определяются правами. Они фактически остаются неопределенными, скорее - лишь идеологическими декларациями и призывами. Конституция при социзме была явлением субстанциальным. Конституция при псизме есть явление свиптальное. При социзме ибанцы были обязаны иметь права, а при псизме они имеют права на обязанности.



Трудность понимания ибанской жизни усиливается из-за того, что в реальности явления субстанциального мира перемешаны с их свиптальными зеркальными копиями. В повседневной жизни они существуют наряду друг с другом просто как различные и даже независимые. Требуются особые интеллектуальные средства, чтобы заметить их связь, рассмотренную выше. Добавлю к сказанному еще то, что зеркала бывают разные. Бывают и кривые зеркала, искажающие отражаемые предметы до неузнаваемости. Когда-то в годы социзма для развлечения граждан устраивали "Комнаты смеха" с кривыми зеркалами. В нынешнем Ибанске жизнь идет так, что, как говорится, не до смеха. Тут сама реальность выглядит так, как в мире кривых зеркал. Чем сильнее ибанцы тужатся изображать серьезную историю, тем карикатурнее она выглядит в ее зеркальном отражении.

Зиновьев Александр Александрович родился в 1922 году. Русский. До 1978 года жил и работал в Советском Союзе, в 1978-1999 жил в вынужденной (под угрозой ареста) эмиграции в Германии, в 1999 году вернулся в Россию. Участник ВОВ. Доктор философских наук, профессор, член академий наук Финляндии и Италии, член Баварской Академии искусств, член Российских академий социальных наук и Российской словесности, член Международной академии наук Евразии. Награжден рядом европейских и международных премий, среди которых Премия Медичи (1978), Премия Алексиса де Токвиля (1982) и Премия Тевере (1992). С 1955 по 1976 год работал в Институте философии АН СССР и в МГУ им.Ломоносова, где заведовал кафедрой логики, был членом экспертной комиссии ВАК. Опубликовал более 40 книг и около 200 статей по логике и социологии, а также литературных сочинений, изданные более чем на 20 языках планеты. В настоящее время А.А.Зиновьев - профессор МГУ им.Ломоносова и Литературного института им.Горького, главный научный сотрудник в Институте философии РАН, возглавляет Исследовательский центр А.А.Зиновьева при Московском гуманитарно-социальном университете.
В литературе А.А.Зиновьев создал новый литературный жанр, названный им социологическим.
Хобби - живопись и графика. Делал иллюстрации к своим книгам и рисунки для обложек. Имел ряд выставок в картинных галереях Швейцарии, Италии, Франции, Германии. Издавались альбомы. Женат, отец 4-х детей в возрасте от 15 до 60 лет, имеет трех внуков и двух правнуков.


Ибанск, 25 января 2006 г.
Александр Зиновьев
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован