Особая профессиональная каста композиторов, сочиняющих музыку для кино, до сих пор полагает непреложным деление на маститых (как Владимир Дашкевич или Эдуард Артемьев) и модных (как Леонид Десятников или Антон Батагов). Алексей Айги не принадлежит ни к тем, ни к другим, хотя после Страны глухих Тодоровского-младшего ему положено стать модным, а приглашение на Ретро втроем Тодоровского-старшего можно расценить в том числе и как приглашение в клан маститых.
Первыми опытами А. А. в кино были Зимние кутежи Киностудии им. Довженко и короткометражный фильм англичанки Кейт де Пьюри Прогулки Орфея, где играли Петлюра и Рената Литвинова. Затем последовали живые перфомансы: ансамбль "4`33" (названный как одна из пьес Джона Кейджа) под управлением А. А. играл его музыку, сопровождавшую во время кинематографических акций Гете-института немые фильмы - Метрополис Фрица Ланга, Куклу Эрнста Любича, Зимний сад братьев Складановских.
В 1997 году по заказу ОРТ А. А. сочинил оригинальную музыку к Дому на Трубной Бориса Барнета: фильм был показан с живым сопровождением в кинотеатре "Иллюзион", а позже в эфире ОРТ с записанным на пленку саундтреком. Музыкальные пристрастия А. А. сосредоточены вокруг синтеза академической музыки и авангардной джазовой импровизации, а также рок-музыки. Генетически А. А. близок к Сергею Курехину. Учитывая его пристрастие к повторяющимся структурам в духе минимализма, некоторые называют А. А. русским последователем Майкла Наймана. Это верно, хотя лишь отчасти: музыка А. А. звучит мягче, лиричнее и непосредственнее музыки его старшего английского коллеги. Об этом свидетельствует самая важная на сегодняшний день работа композитора в кино - фильм Страна глухих Валерия Тодоровского, где А. А. иногда притворяется современным городским урбанистом, а иногда и возвышенным романтиком. В любом случае его музыка в Стране глухих или неигровых Частных хрониках... Виталия Манского ведет себя так, словно говорит: я тоже здесь, хоть вы меня не видите. И далека от намерения раствориться в палитре кинематографических настроений.
ТКАЧЕНКО И. [Алексей Айги] // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 1. СПб, 2001.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=15