Бедность села может поставить под удар все сельское хозяйство страны. Такое заявление сделал в понедельник на первом Всероссийском конгрессе экономистов-аграрников министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. На первый взгляд, это заявление звучит парадоксально - ведь количество убыточных хозяйств в отрасли уменьшилось почти втрое. Причина пессимизма кроется в возрастающей конкуренции на мировом рынке. Чтобы конкурировать на равных, необходимо внедрять сверхновые технологии, а на это нет денег.
По словам министра, за последние пять лет количество убыточных хозяйств в российском агропромышленном комплексе (АПК) сократилось с 88% до 33%. Если в 1998 году убытки отрасли составили 8 миллиардов рублей, то сегодня АПК в целом вышло на самоокупаемость. Решающую роль в этом сыграла девальвация рубля после августовского кризиса 1998 года. Резко подешевевшие на фоне импорта отечественные продукты отвоевали больше половины рынка - с 30% до более чем 80%. При этом российское сельское хозяйство сумело не только сохранить и укрепить крупные комплексы, но и привлечь в отрасль значительные капиталы из добывающих отраслей. В результате в стране появились несколько вертикально интегрированных холдингов (как шутят специалисты `от грядки до батона`), ставших несущей конструкцией всего АПК. Вдобавок, огромный урожай зерновых 2002 года и относительно успешные 2003 и 2004 годы позволили селу накопить финансовые резервы. С этими достижениями отечественное сельское хозяйство вступило в относительно благополучную эпоху.
Однако это благополучие вовсе не является устойчивым. Совсем небольшие колебания условий рынка приводят к значительным переменам в отрасли. Особенно подвержено резким переменам конъюнктуры животноводство. Только за первое полугодие прошлого года количество скота вдруг уменьшилось на 8%. Да и урожаи зерновых не являются стабильными. Просто в последние годы сельхозпроизводителям везло с погодными условиями. Однако внесенные в последние годы существования СССР на отечественные поля удобрения из почвы окончательно исчезнут через год-два. Ведь с 1990 года количество используемых удобрений уменьшилось в сотни раз. Поэтому уже в близкой перспективе АПК может пережить падение урожайности в 2-3 раза.
Конечно, вносить удобрения несложно. Однако их производство в стране было подорвано в 1990-е годы. Как ранее писала Страна.Ru, восстанавливать свое производство удобрений, равно как переходить на массовое потребление западной продукции, отечественному агропромышленному комплексу сейчас не по средствам. Отчасти слова Гордеева о том, что `устойчивая сельская бедность` является `почти нерешаемой проблемой`, можно отнести к этой ситуации. Тем не менее, по настоящему тревожными перспективы АПК выглядят с точки зрения мировой конкуренции - как за пищевые ресурсы и воду, так и производителей на мировом рынке. По словам министра, на сельскохозяйственные территории России в скором времени поступят претензии `со стороны перенаселенных стран`. Несложно видеть за этими словами намек на Китай, в котором производство продовольствия постоянно снижается. Локальные войны за доступ к продовольственным ресурсам и пресной воде остаются потенциальной опасностью даже в США.
Между тем эксперты полагают, что спасти Россию и ее сельское хозяйство от серьезных угроз может только `большой скачок`. Примером такого скачка являются Соединенные Штаты, в сельском хозяйстве которых за последние пять лет произошла технологическая революция. Львиную долю работников ферм теперь составляют высококвалифицированные научно-технические кадры: программисты, биологи и инженеры. Трактористы используются пока только для того, чтобы развернуть трактор в конце поля. Впрочем, сейчас им на замену уже готовят роботов.
Обработка полей производится с помощью спутниковой системы определения географических координат GPS (Global posioning system), позволяющей автоматически обрабатывать каждый участок в индивидуальном режиме. Такой подход в сочетании с генной инженерией - в США находится 66% сельскохозяйственных угодий планеты, засеянных генно-модифицированными растениями, - позволяет поднять урожайность и снизить себестоимость настолько радикально, что конкуренция с другими, более традиционными странами становится слишком неравной. Чтобы применить эти технологии, необходимы не только гигантские инвестиции в производственную базу, но и огромное количество специалистов очень высокого класса - а их подготовка также упирается в инвестиции. Этот назревающий разрыв в конкурентоспособности может свидетельствовать о тупиковом положении отечественного АПК. Государство способно осознать эту проблему, но бизнес сегодня не готов вести политику перевооружения села такого масштаба и выделять необходимые для этого средства. Поэтому решать государственную проблему придется, скорее всего, самому государству.
Николай Чеховский
15.02.2005
Национальная информационная служба Страна.Ru