Эксклюзив
Каздым Алексей Аркадьевич
23 июля 2015
3160

Алексей Каздым: Древние ювелирные технологии

Первыми украшениями человека были частицы самой пpиpoды, исполненные мистического смысла. Они были сделаны из кости, зубов или рогов животных, раковин, кусочков дерева - и то, что одевал на себя человек, не просто украшало его, а оберегало, защищало, давало удачу в охоте, дарило мудрость и даже возвышало над другими членами племени.

Таким образом, сама история ювелирного искусства – это еще и история  магии. Самые древние украшения были найдены на Юге Африки, их возраст около 75 тысяч лет – это бусы из ракушек, выкрашенные красной глиной. Ракушки были тщательно подобраны по размеру и форме и, вероятно символизировали высокий статус их владельца.

К сожалению, история донесла до нас очень мало украшений наших предков – кость, дерево, зубы и когти животных очень плохо сохраняются и только камень, а потом и металл, смогли сохраниться и дать нам возможность узнать, как возникло и развивалось ювелирное искусство.

Сначала человек использовал камень только в том виде, в каком находил его в природе. Его привлекал его блеск, форма кристалла, но в дальнейшем он научился облагораживать обрабатывать камни, положив тем начало ювелирному делу

Безусловно, навыки работы с камнем появились очень давно, около миллиона лет назад. Тогда человек (Homo Habilis, Человек умелый) уже умел делать примитивные орудия из кремня и обсидиана, а затем это искусство достигло необычайных вершин… И до сих пор не совсем понятно, как древний человек, не имея никаких орудий труда, кроме того же камня, рога и кости животных, мог изготавливать такие замечательные, идеальной формы наконечники для стрел или копий!

Однако именно ювелирная обработка камня возникла, вероятно, лишь в Древнем Египте, затем и в Месопотамии, Древней Греции, получило необычайное развитие в Древнем Риме,  Византии,  а затем и в Средневековье.

Так, например резьба по камню – глиптика, о которой мы уж писали на страницах журнала, появилась в Древней Месопотамии и Древнем Египте, достигла своего рассвета в Греции в VI веке до н.э.,  а затем и в Риме, добившись необычайных высот в Средние века.

Но сначала обработка камня была очень несложной, египтяне, например, для изготовления изображений священных жуков-скарабеев использовали довольно мягкий синий лазурит, обтачивая его на твердом песчанике, придавая нужную форму. А затем полировали на мокрой коже  с мельчайшим кварцевым песком. Использовали египтяне в  основном бирюзу, сердолик и лазурит (ляпись-лазурь), а также… стекло, крашеное под эти камни!

Более твердые камни почти не обрабатывали, их либо обкалывали, ли шлифовали и полировали природные грани, обработка была сложна и требовала очень много времени.... Но именно время работало на древнего мастера-ювелира… Более грубую, простую  работу обычно выполняли рабы, и лишь затем мастер доводил изделие до нужной формы и блеска. И часто обработка камня длилась не неделю и не месяц – а целые годы!

В Раннем Средневековье обработка камней усложняется – камень долго шлифовали на мелкозернистом песчанике, а затем полировали на свинцовой плитке с кирпичной мукой или толченым горным хрусталем. Использовались и шлифовальные круги, сделанные из песчаника по типу мельничных жерновов, или свинцовые и оклеенные кожей деревянные круги для полировки.

В те времена камни в основном, получали форму, схожую с формой современных кабошонов. Ими украшали чаши, кубки, оружие, сбрую лошадей, церковную утварь и одеяния.

Чаще всего в издeлияx XII - XIII веков в Европе  пpимeняли аметисты, гopный хpyстaль, сepдoлик, изyмpyды, сaпфиpы, бирюзу.

В XIV-XV в.в. в 3aпaднoй Европе культура и технологии обработки камня резко возросла, с 1327 года в Брейсгау (Германия) начала работать «шлифoвaльная» мельница с водным и ручными приводами, в 1350 г. такая же мельница была пoстpoeнa в Пpaгe, в 1385 г. - в Нюpнбepгe, a затем и в Идap-Обepштeйнe. В 1400 г. немецкие мастера появились в Париже, где в 1456 г., личный гранильщик Карла Смелого Бургундского, Луи де Беркен из Брюгге, открыл, что именно толченый алмаз является непревзойденным средством огранки.

Дело в том, что по разным граням твердость алмаза немного отличается и таким образом алмаз можно обрабатывать алмазом! Луи де Беркен выявил и уникальные свойства алмазов – преломлять свет при их огранке. Существует правда предположение, что технология огранки алмаза в бриллиант была изобретена в Париже, но позже, в 1600 году, есть и мнение, что впервые огранку  изобрел ювелир В. Перуччи из Венеции.

Но именно с XV века огранка алмазов шагнула вперед,  сначала  алмаз гранили в виде таблицы, с XVI века – фасетированием. В XVII веке бриллиант стал основным украшением ювелирных изделий.

Еще древнеегипетские мастера были знакомы  с техникой сверления камня – сверла представляли собой полые трубки, в которые засыпали кварцевый песок, и диаметр этих трубок был всего несколько миллиметров.

Существовала и имитация драгоценных камней из цветных непрозрачных стекол (как и в Древнем Египте), подкладывали смальту, и тонкую фольгу из металла, склеивали два камня, «обыгрывали» дефект камня сложной, красивой оправой. Золотая и серебряная фольга в подложке также «заставляла» камень играть и этого добился и достиг высочайшего мастерства знаменитый Бенвенуто Челлини.

С металлом человек познакомился давно, находя различные блестящие кристаллы или используя некоторые руды как минеральные краски – красноватые гетит, гематит, киноварь, желто–зеленый реальгар  и аурипигмент, синий азурит.

Но именно выплавка металла из руды положила начало новому витку ювелирного мастерства и расширила возможность древних технологий. Первоначально человек использовал лишь самородные металлы – золото, серебро, самородную медь, редко самородное и даже метеоритное железо...

В дальнейшем народы населявшие Южный Урал и Предуралье в  России научились плавить малахит, выплавляя  из него медь, а холодная ковка меди давала возможность сделать её более твердой. Медь использовалась и для украшений, браслетов, и в быту, и для изготовления инструментов и оружия.

С VII тыс. до н.э. человек  изобрел технику механической обработки  самородных металлов – ковку, выгибание, обрезку, сверление, обтачивание, и лишь начиная с V тыс. до н.э. высокотемпературное плавление в горнах и печах,  освоили технику лить.

Но главное – это изделия из золота и серебра. И не только литье, но и изделия из проволоки, золотая и серебряная скань, золотая фольга. Золото всегда было дорогим металлом, и там где было возможно, используя его пластичность, предмет оклеивали золотой фольгой.

Плиний Старший писал, что «римские мастера могли из римской унции (27, 3  г) золота получить 750 квадратных листов шириной в четыре пальца». Толщина такого «листика» было менее 4 микрон!!!! Технология изготовления золотой фольги был такова – тонкую золотую лену резали на квадраты и укладывали стопкой, прокладывая листом пергамента. Затем, положив стопку на гладкую гранитную плиту, её били молотком, а когда размеры квадратиков удваивались, а их толщина уменьшалась в 4 раза, их разрезали на 4 части, получая листки толщиной с современный лист бумаги. Затем листки золота снова складывали в стопку, но вместо пергамента перекладывали специально обработанной оболочкой из бычьих кишок.  Затем зажимали прессом и снова били молотком. Когда золото выступало из-за краёв, стопку разбирал, и все начиналось заново. Это был длительный процесс и тяжелый процесс и выполняли его рабы, мастер лишь следил, чтобы не было прекоса пластин. В дальнейшем технологию ковки частично заменили вальцовкой, пропуская тонкие листочки через металлические вальцы, но это было уже в Средние Века. И кстати, также делают и сейчас…

Золочение предметов, до изобретения процессов электролиза в XIX веке (хотя по косвенным данным эту технологию применяли ещё в Древней Греции) использовалось амальгамирование. Для покрытия амальгамой (золото, смоченное ртутью) поверхности её накладывали на медные предметы или листы, ставили их в печь или нагревали над жаровней, ртуть испарялась, а золото прочно прикреплюсь к меди. Многие из тех, кто работал в ювелирных мастерских, умирали мучительной смертью от отравления парами ртути.

Способ амальгамирование использовали и на Руси для золочения куполов церквей и храмов.

Был и способ так называемого «Византийского рисунка». Там также использовалось амальгамирование – на горячую медную поверхность наносили черный лак, который затем соскабливали, делая определенный рисунок.  Затем горячую поверхность натирали золотой амальгамой и в тех местах, где лак был удален золото прочно «сцеплялось» с медью, образуя красивый золотой рисунок на черном фоне.

Инки золотили предметы, проковывая и обжигая медь, в которой содержалось немного золота. Лист меди проковывался, затем отжигался, покрываясь черным оксидом меди, и снова проковывался и отжигался. Оксид меди удалялся кислыми соками растений, и лист все более и более обогащался золотом. В зависимости от степени  обогащения цвет мог быть красным, розовым, желтым. Это способ золочения инки применяли в течение 2000 лет.

Еще один из способов изготовления золотых изделий кроме ковки и литья – это изготовление золотой (да и серебряной) проволоки. Наиболее древние образцы проволоки изготовлены либо тщательнейшей проковкой, либо резкой тонкого золотого листа. В Абидосе (Египет) при археологических раскопках был обнаружен браслет, состоявший из двух групп бусин, соединенных прядью свитых вместе золотой проволоки и …волоса. Причем диаметр проволоки был точно такой же, как и волоса - 0.33 мм.

Золотые нити для одежды в Египте уже умели изготавливать вначале третьего тысячелетии до н. э. (2755 - 2733 г.г.), а во втором тысячелетии (1587-1518 г.г.) изготавливали  и серебряные нити (что сложнее, так как серебро менее ковкое и более ломкое, чем золото).

В Месопотамии в около трех тысяч лет до н.э ювелирное дело достигло больших высот. В городе Ур было  изучено погребение царицы Шубад (XXIII – XXV век до н.э.). Одежда царицы была покрыта богатейшими украшениями из золота, лазурита, сердолика, а массивный головной убор состоял из золотой диадемы, венка из золотых листьев, золотых колец и трех золотых цветов. Диадема была изготовлена из тончайшей, диаметром 0.25-0.3 мм, проволоки, свитой в спираль. Вероятно, именно в  Месопотамии, впервые использовали технику волочения золота, когда металл многократно (сотни и тысячи раз) протягивается через отверстия разной толщины - фильеры.

Образцы золотой проволоки были найдены и при изучении курганов и погребений V - IV веков до н.э. Северного Причерноморья, Поволжья, Урала и Зауралья.

На Алтае, на далеком плато Укок, жившие там племена кочевников, не умея плавить золото, в V веке до нашей эры умели делать уникальные изделия из золотой фольги, оборачивая ей кольца из меди и бронзы.

В раннем Средневековье  в X - XIII веках волочение золотой проволоки было важной отраслью ювелирного дела, причем изготавливали не только золотую, но и медную, бронзовую и железную проволоки (из них делали булавки, застежки, иголки, гвозди и т.д.).

Техника изготовления золотых нитей и проволоки волочением была хорошо известна и мастерам Древней Руси. В IX – X веках в Киеве, русские золотых дел мастера изготавливали золотошвейные нити, а из толстой проволоки, диаметром 2-3 мм, делали браслеты, традиционные гривны (шейные обручи), и другие украшения.

А.А.  Каздым, Кандидат геолого-минералогических наук

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован