Л.Н. Гумилев, географ, историк, основоположник новых научных направлений– исторической географии, ландшафтной этнологии, теории этногенеза, затрагивал в своих работах и определённые экологические проблемы.
Этногенез, как этап развития биосферы и ноосферы напрямую связан с экологическими проблемами, палеоэкологическими аспектами древних цивилизаций, которые способствовали процессами миграции, заселения или оставления определенных территорий.
С первых шагов своего развития отдельные этносы воздействовали на окружающий его ландшафт, с одной стороны сживаясь с ним, а с другой стороны - видоизменяя как отдельные его составляющие, так и практически весь ландшафт в целом.
Этнос – явление лежащее на границе биосферы и социосферы, имеющее весьма специальное назначение в строении биосферы Земли на стыке истории, географии, экологии, социологии. Историческая судьба этноса - следствие хозяйственной деятельности, непосредственно связана с динамическим состоянием вмещающего ландшафта [Гумилев, 1997, 1998]. Археологическая культура этноса отражает палеогеографическое и палеоэкологическое состояние ландшафта в определенную историческую эпоху.
Сочетание географических, палеоэкологических, палеопочвенных и археологических материалов позволяет судить о характере вмещающего человека ландшафта (геосферу и биосферу) в ту или иную эпоху, о характере его изменений.
Хозяйственная жизнь народов тесно связана с ландшафтами и климатом населенных территорий. Человек неоднократно и постоянно модифицировал свое распространение на поверхности Земли. Географический ландшафт воздействует на организм принудительно, заставляя все особи варьировать в определенном направлении.
Районы лесостепей и саванн были наиболее благоприятны для жизни и именно там росли те злаки, которые и стал одомашнивать и выращивать человек – ячмень, сорго и просо. Зерновые сеяли на территории Палестины, Малой Азии, западе Иранского нагорья уже в X – VIII тыс. до н.э., в Египте, на Балканах, в Южной Туркмении – не позже шестого тысячелетия до нашей эры. Вероятно, в то же время были одомашнены коза, овца, осел, чуть позже – крупный рогатый скот и свинья (собака была первым животным, одомашненным человеком еще в палеолите). Этот период перехода человека от охоты и собирательства к сельскому хозяйству называют неолитической революцией.
Около 10 тысяч лет назад из Сахары расселились афрозийские племена и заняли Северную Африку и Ближний Восток, земледельцами и скотоводами были освоены долины великих рек Африки и Азии – Нила, Тигра, Евфрата, Инда. Обилие зерновых дало возможность сохранять зерно на случай неурожая, и в ряде случаев освободить часть общинников от сельскохозяйственных работ. Стали интенсивно развиваться ремесла – гончарное, ткацкое, выплавка металлов и т.д.
Интенсивность и особенности заселения территории связаны как продуктивностью охотничьих угодий, а в дальнейшем и сельскохозяйственного освоения, но и возможностью создания определенных производственных комплексов (изготовление каменных орудий, добыча руды). Немаловажный фактор освоения и максимального заселения территории - это безопасность, защита от природных и антропогенных факторов.
Соотношение человека с ландшафтом есть величина постоянная, определяемая адаптацией. Во времена Римской империи мигранты, часто бывшие военнопленные, отправленные в ее отдаленные части (Сирию, Британию, Галлию, Фракию) попадали часто в незнакомый, иногда враждебный ландшафт. Мигранты предпочитали жизнь в городах, где стены отделяли и защищали их от враждебной природы. Отношение у них было чисто потребительским, хищническим. Были сведены 2/3 лесов Галлии (Франция), буковые рощи Аппенинского полуострова, распаханы и обеспложены долины гор Атласа, съедены козами холмы Эллады и Фригии [Гумилев, 1998].
«Бедность» природы Подмосковья – результат деятельности племен фатьяновской, а затем дьякокультур, впоследствии славянских племен которые тысячи лет сводили леса под пашни и пастбища. В настоящее время на территории Подмосковья преобладают леса, выросшие на месте старых корчевок и пашен, выжженных и вырубленных лесов [Гумилев, 1997].
Все народы Земли живут в ландшафтах за счет природы, но сколь разнообразны ландшафты, то также разнообразны и народы их населяющие, ибо как сильно не изменяли бы они ландшафт, путем создания антропогенного рельефа, реконструкции флоры и фауны, людям приходится кормиться лишь тем, что может дать природа данной территории. Человек не только приспособляется к ландшафту, но и приспособляет ландшафт к своим нуждам и потребностям и когда ландшафт меняется – под воздействием антропогенных или природных факторов, люди должны либо приспособиться, либо уйти, либо умереть [Гумилев, 1998].
Кочевые цивилизации при изменении климата, (в эпоху аридизации) были вынуждены локализоваться в определенных районах, где был корм для скота, вода, т.е. была возможность вести тот образ жизни, как и их предки. Однако, концентрация на небольшой территории большого количества скота, резко усиливала нагрузку на экосистему. Происходило не только уничтожение растительности и резкое уменьшение водоемов, но и интенсивное уничтожение копытных (как конкурентов) или как объектов охоты (вследствие падежа скота).
Приспособленность к определенным ландшафтам не позволяло населению резко, за короткий период времени перейти к другому типу хозяйствования. Оставалось попытаться освоить другие территории (в основном на границе ландшафтов), например степи и лесостепи, леса и лесостепи, в основном занятые племенам иной культуры (что приводило к конфликтам, набегам, войнам) или ...умереть.
Кроме того, зависимость полукочевых или кочевых племен от определенного ландшафта, приводила, в ряде случаев, к изменению и деградации экосистемы, вследствие определенной системы хозяйствования, преимущественно отгонного (а не кочевого, круглогодичного) скотоводства. Л.Н. Гумилев отмечал, что «…Для нужд средней семьи (гуннской или казахской) в пять душ необходимо было иметь столько скота, чтобы поголовье его в общей сложности соответствовало 25 лошадям, исходя из следующего расчета. Одна лошадь равна пяти коровам, 6 овцам; двухлетка (лошадь двухлетка, А.К.) ½; взрослой лошади… Кроме того, лошади для перевозки жилища и верховые по числу взрослых членов семьи» » [Гумилев, 1998].
Л.Н. Гумилев отмечал, что «…отношение к природе не совпадает у земледельца и кочевника, восприимчивость к чужому различна, стиль жизни – достояние определенного народа, особенно заметное по отношению к тем ландшафтам, в которых создавались и обитали этносы… Грандиозные стихийные бедствия не влияли ни на смену формаций, ни на культуру, ни на этногенез. Они воздействовали только на хозяйство, а через него на уровень государственной мощи кочевых держав, ибо те слабели в экономическом и военном отношении, но восстанавливались, как только условия жизни приближались к оптимальным» [Гумилев, 1997].
Список литературы
1.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М. ДИ-ДИК, 1997. 503 с.
2.Каздым А.А. Историческая экология. М.: Изд. «ЧП Скороходов», 2010. 148 с.
А.А. Каздым, доцент кафедры архитектуры и градостроительства РУДН