Юрий Алексеевич, министр финансов Алексей Кудрин считает, что снижение НДС не приведет к расширению экономики. И маневр по снижению НДС и выпадающим доходам не позволит увеличить зарплаты, это даст скорее отрицательный эффект в среднесрочной перспективе. Кудрин считает, что НДС чрезвычайно важен, потому что не связан с ценами на нефть и фактически является некоторой страховкой бюджетной системы России от дефолта. Можно вспомнить, что Минфин в последнее время с большой неохотой соглашается на какие бы то ни было налоговые преобразования. В министерстве считают, что налоговая система сейчас оптимальна. Но достаточно ли убедительна аргументация Кудрина в данном вопросе?
Проанализировать, какие результаты даст снижение НДС весьма сложно. Но если это рацпредложение высказывал Фрадков, соответственно, оно родилось в аппарате правительства, там грамотные люди посчитали, это все родилось не на пустом месте. Но для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, хорошо это или плохо, нужно видеть эти расчеты.
Что касается замечания Кудрина о том, что НДС является основой российского бюджета, - это так и есть, его проще всего собирать, он имеет наивысшую долю в структуре доходов бюджета и если что-то неумное сделать с НДС, то будет если не дефолт, то неисполнение бюджета по доходам.
Что касается стабильности налоговой системы, ее оптимальности, я не соглашусь с тезисом об оптимальности, потому что есть что оптимизировать и довольно много. Но то что наша налоговая система стала гораздо лучше, чем она была десять лет назад, то что она стала стабильной, является одной из самых главных причин возможных суждений о ней, как о хорошей налоговой системе. Самое важное в любой налоговой системе - ее стабильность. Это тот тезис, с которым я абсолютно согласен. Налоговая система должна быть стабильной. Но это не исключает того, чтобы налоговую систему оптимизировать в каких-то точечных моментах.
Проблема как раз в том, что в нынешней экономике НДС - основа бюджетного благополучия, поскольку он просто лучше всего собирается. По сути дела, Минфин в данном вопросе идет по пути наименьшего сопротивления. Есть у нас налог, который мы очень хорошо умеем собирать, благодаря его простоте, значит, его собирать и будем.
Аналогичные налоги и в некоторых других странах являются основой бюджетных сборов. Мы не единственные. Другое дело, что в США доля подоходных налогов гораздо выше, чем у нас (но у нас и в 10 раз ниже доходы). Если кто-то предлагает снизить налог на добавленную стоимость, я готов согласиться с тем, что к этому могут быть основания, но тогда покажите, что заменит этот налог. Если вместо этого предложат увеличить подоходный налог, это будет большая-большая глупость, несмотря на то, что будут кивать на американский опыт и т.д. Уйти от подоходного налога сейчас не представляет никаких трудностей. Если вместо налога на добавленную стоимость предлагать увеличить налог на прибыль, - это тоже плохо. Найдите те доходы бюджета, которые заместят НДС, тогда действительно можно его снижать. Возможно, когда Фрадков делал свое предложение, аппарат правительства такой вариант нашел.
Подоходный налог мало собирается и не приносит большой прибавки к бюджету именно потому, что большая часть зарплат серая.
А большая часть зарплат серая потому, что большие ставки единого социального налога, в конце концов, потому, что значительная часть бизнеса серая. В сером или черном бизнесе, в неофициальном бизнесе белую зарплату невозможно оценить, даже если бизнесмены хотели бы это сделать, это сделать невозможно.
Здесь еще есть некоторые факторы, почему вредно увеличивать подоходный налог. Один из этих факторов - экономика в России находится в таком положении, когда весьма важным стимулом экономического роста является рост спроса со стороны населения. Если мы увеличим подоходный налог, мы сокращаем объем спроса. Есть еще многие и многие факторы, почему не растет доля белой зарплаты. Это и продаваемые во всех переходах и в метро диски, которые можно вставить в компьютер и прочитать, какой гражданин РФ какой белый доход получил в прошлом или позапрошлом году. Пока у нас будет править криминал в этих областях, ни о каком сборе подоходных налогов не может быть и речи.
То есть альтернатива НДС есть, только нужно создать условия для того, чтобы зарплаты вышли из тени?
Даже если сажать всех людей, которые воруют этот налог, даже если бизнес выйдет из тени, то есть, уже два предположения, которые заведомо невыполнимы, даже при этих условиях нельзя поднимать подоходный налог.
Не надо поднимать, просто повысится его собираемость.
В этом случае надо считать. Но думаю, что подоходный налог даже при идеальной собираемости не сможет заместить НДС. Кроме того, чтобы зарплата была вся белая, нужно слишком многое сделать, что идет вразрез с понятиями многих влиятельных людей. То есть, это задача дальняя и многолетняя.
Источник: www.opec.ru
Юрий Данилов
25.09.2005