Окружной суд Сибири 12 апреля удовлетворил иск правительства Хакасии - признал приватизацию Саяно-Шушенской ГЭС от 1993 года незаконной. Разразившийся скандал захлестнул не только правительство Хакасии и руководство РАО `ЕЭС России`, но и практически все уровни власти. Министерство экономического развития получило задание разработать механизм возврата активов станции в федеральную собственность, что поставило главу ведомства Германа Грефа перед выбором - игнорировать поручение правительства или войти в историю в роли `деприватизатора`. Совет директоров РАО официально обратился в Белый дом с просьбой предотвратить национализацию станции. Глава Хакасии Алексей Лебедь попросил аудиенции у Владимира Путина, чтобы лично убедить его: потребители его республики не должны лишиться льгот по ценам на электроэнергию. Аудиенция пока не состоялась. Алексей Лебедь слег в ЦКБ с сердечным приступом. 13 мая энергохолдинг направил в Высший арбитражный суд надзорную жалобу, опротестовывающую решение Окружного суда Сибири.
Признание руководителя шахты `Енисейская` в корыстных мотивах задержки зарплаты шахтерам еще не дает гарантии стабильной выплаты денег горнякам в будущем. Вообще кризисных ситуаций в Хакасии несколько. Ситуация на шахте `Енисейская`, не успев разрешиться, сменяется другой - борьбой вокруг Саяно-Шушенской ГЭС. В марте Арбитражный суд Сибири, приняв сторону губернатора Алексея Лебедя, вынес решение об отсутствии юридических оснований для приватизации и передачи в свое время станции РАО `ЕЭС России`. Лебедь, избранный на пост губернатора в 1996 году, настаивает, что речь идет о защите интересов Хакасии, и борется за национализацию ГЭС. Оппоненты губернатора рассматривают его мотивы как популистские, а то и вовсе обвиняют в подыгрывании алюминиевому магнату Олегу Дерипаске, чьи заводы потребляют дешевую электроэнергию. В интервью корреспонденту `Известий` ИЛОНЕ ВИНОГРАДОВОЙ губернатор Хакасии, находящийся сейчас в ЦКБ, высказывает свою точку зрения на происходящее.
`Енисейская` зарегистрирована в Вологодской области
- Почему вообще стала возможна такая продолжительная и тяжелая голодовка шахтеров?
- Это интересный вопрос. По законам нашего государства шахтеры должны были умереть. Какие были выходы из кризиса? Если идти по судебной процедуре и привлечь к уголовной ответственности господина Тен Ен Така (совладельца шахты. - `Известия`), то она может занять год, а то и больше. Если оформлять процедуру банкротства предприятия, то по законам российского государства это невозможно. Закон разрешает регистрировать предприятия где угодно. Шахта `Енисейская` зарегистрирована в Вологодской области. Налоги они платят в их казну, а нам - головная боль.
- Кому сейчас принадлежит шахта?
- Эта шахта уже 10 лет из одних рук в другие переходит. Сейчас контрольный пакет (51%) принадлежит фирме `Юнал`, хозяин которой - господин Ларин - умер. От расстройства, наверно, что купил такое предприятие. Теперь пакет перешел его вдове и сыну. Они в угольном бизнесе ничего не смыслят. И передали шахту в 6-месячную аренду.
- Если шахта частная, почему долги будут гасить из бюджета Хакасии?
- Я что, должен отвернуться от людей и дать им умереть с голоду? Мы выкрутимся. Решение будет подстраховано внесением изменений в бюджет республики, на ближайшей сессии депутаты узаконят то, что мы сделали.
Нефть, газ и уголь добывают по всей стране, а налоги платят в городах
- А что дальше?
- Если у шахты не появится новый собственник, то через месяц шахтеры снова начнут просить деньги. Мы со своей стороны будем принимать меры к тому, чтобы лишить лицензии безответственных собственников, и искать нового владельца. В принципе шахта-то прибыльная, если в нее вложить деньги и работать на перспективу, а не ждать сиюминутной отдачи.
- И все-таки, откуда в небогатом республиканском бюджете нашлись деньги?
- Деньги выданы Федерации профсоюзов республики как бюджетный кредит. По этому поводу принято постановление правительства, расписаны сроки его возврата. Это не подарок. Федерация до конца года будет рассчитываться с кредитом.
- Есть ли гарантия, что такая ситуация не повторится в будущем?
- Нет никакой гарантии. Я не гарантирую, что завтра не начнется забастовка в поселке Черемушки или около генераторов, которые расположены в республике. А поскольку Саяно-Шушенская ГЭС скоро будет зарегистрирована в Красноярском крае, то мы будем бессильны что-то предпринять. Чтобы не было такого, что нефть, газ, уголь добываются по всей стране, а налоги с этого платят только в крупных городах, 3 июня наши депутаты примут обращение к Госдуме с тем, чтобы они внесли поправки к соответствующим кодексам.
Чубайс решил показать, кто в доме хозяин
- ГЭС - это второй конфликт на территории республики. Станция дает 18% доходов всего республиканского бюджета. Теперь принято решение о перерегистрации Саяно-Шушенской ГЭС из Хакасии в Красноярский край. Как вы собираетесь реагировать на это решение совета директоров РАО `ЕЭС`?
- Это ответ РАО на наше обращение в суд по поводу незаконной приватизации ГЭС в 1993 году. Анатолий Чубайс, вероятно, решил показать республике, кто в доме хозяин. Кстати, перерегистрация гидростанции - не единственный ход менеджеров РАО: в ближайшее время `ЕЭС России` намерены провести еще несколько реформ, которые могут повлиять на республику самым негативным образом, в частности передать контроль за высоковольтными линиями из республики в Федеральную сетевую комиссию, руководство которой находится в Москве, а зарегистрирована она в Ленинградской области. Вот туда и уйдут наши налоги. Одновременно планируется передать Красноярскому краю Абаканскую ТЭЦ, выделив ее из состава `Хакасэнерго`. Мне кажется, все это подпадает под определение `грабеж республики`.
Перерегистрация ГЭС приведет к выпадению из бюджета республики порядка 500 млн. рублей. Действия РАО в первую очередь скажутся на самых незащищенных слоях. При нынешнем уменьшении налогов и дефиците бюджета вырастет задолженность по зарплате, будут приостановлены программы социально-экономического развития, а выросшие тарифы на электроэнергию повлекут за собой повышение цен практически на все товары и услуги.
- А как насчет заявления главы Минэкономразвития Германа Грефа о готовности компенсировать ущерб?
- Мне известно лишь об идее Минэкономразвития, предложенной им к собранию акционеров, перерегистрировать станцию не прямо сейчас, а с 1 января 2005 года, чтобы `отсрочить последствия этого решения для бюджета Хакасии до конца этого года`. Предложение не относится к экологическому ущербу. И срок действия этой компенсации - лишь до конца этого года. А дальше получается, что дороги Хакасии и РАО `ЕЭС России` разойдутся совсем и ни за что РАО отвечать уже не будет: ни за прошлое, ни за настоящее.
- Решение о перерегистрации можно оспорить из-за юридической нелегитимности собрания акционеров станции 21 мая?
- Сам ход проведения собрания вызвал много вопросов. На него не были допущены акционеры, которым в сумме принадлежит около 15% акций станции. Хотя все документы, необходимые для участия в собрании и для голосования, были у них на руках. Каких-либо разъяснений о причинах отказа не последовало. Логично предположить, что эти акционеры захотят обжаловать итоги собрания в судебном порядке. Более того, знаю, что они намерены это сделать. На собрание, кстати, не был приглашен ни один представитель республиканского уровня, хотя заявки на участие были отправлены заблаговременно. Правда, пригласили мэра Саяногорска, но, когда он приехал, на собрание не пустили. Зато не забыли позвать нового `хозяина` станции - главу Шушенского района Красноярского края.
Мы будем обращаться в правительство и к законодателям
- Собираетесь ли вы предпринимать меры для того, чтобы удержать ГЭС?
- По сути дела РАО, не дожидаясь окончательного судебного решения по вопросу приватизации ГЭС, `прячет` ее в Красноярском крае. Но давайте не будем забывать о том, что сейчас в силе остается решение Восточно-Сибирского арбитражного суда от 12 марта о признании незаконности приватизации ГЭС и о необходимости возврата ее в федеральную собственность. Да, РАО подало апелляцию. Некоторые эксперты считают, что у ведомства Чубайса есть шансы выиграть дело. Но мы по-прежнему убеждены в нашей правоте. Мы не ставим под сомнение всю приватизацию в стране, мы хотим исправить только явную ошибку правового характера. Не сказали своего последнего слова правительство и президент. Мне кажется, что они должны вмешаться в сложившуюся ситуацию.
Республика намерена сейчас выйти с законодательной инициативой, предусматривающей, что регистрация предприятий и уплата налогов должны производиться по месту нахождения производственных мощностей. Надеемся, что на фоне конфликта на шахте `Енисейская` наше предложение поддержат и в правительстве, и законодатели.
`Финансовые известия`
http://nvolgatrade.ru/