Л. ГУЛЬКО - Алексей?
А. МАЛАШЕНКО - Да, слушаю вас.
Л. ГУЛЬКО - Здравствуйте, да, здравствуйте.
А. МАЛАШЕНКО - Здрасте.
Л. ГУЛЬКО - Мы к вам обратились по поводу сегодняшней публикации в газете "Ведомости", где вы, собственно, тоже даете некие свои комментарии по этому поводу о том, что наши телевизионные каналы как-то встали на сторону одной из сторон в этом конфликте ближневосточном. На сторону, я уж не знаю, как назвать их, "Хезбалла" или Ливан, поскольку члены "Хезбаллы" есть в правительстве Ливана, а Ливан говорит - мы такие друзья все.
О. ПАШИНА - Скорее, Ливана, потому что о Ливане же все время идет речь.
Л. ГУЛЬКО - Алексей, Ливана надо говорить или "Хезбаллы"?
А. МАЛАШЕНКО - Вы знаете, я бы не так сказал.
Л. ГУЛЬКО - А как?
А. МАЛАШЕНКО - Я бы сказал, что наши СМИ, в основном, не все, но, в основном, были против Израиля настроены.
Л. ГУЛЬКО - Тут написано, Первый канал, РТВ и НТВ, т.е. "Россия" и НТВ.
А. МАЛАШЕНКО - Во всяком случае, большая часть репортажей была очень политизирована.
Л. ГУЛЬКО - Да, бедные ливанские дети, их можно назвать.
А. МАЛАШЕНКО - Картинка, действительно, такая впечатляющая картинка, как, знаете, Грозный в первую войну, разрушенные дома, все горит, все дымится, но, понимаете, какая вещь, не было, я бы сказал, честной информации. Не объяснялось толком, почему это произошло, не говорилось, а кто такая, собственно говоря, "Хезбалла". Если мне память не изменяет, то практически никто из серьезных аналитиков на телевидении не задавался вопросом, а почему Израиль так поступил, ведь были какие-то, наверное, причины.
Л. ГУЛЬКО - А почему они не задавались этим вопросом?
А. МАЛАШЕНКО - А это уже был определенный заказ, видимо, те люди, которые бы могли этот вопрос задать, либо они от него уходили, либо выступали те, которых этот вопрос просто-напросто не интересовал.
О. ПАШИНА - При таком замалчивании Израиль выглядел агрессором.
Л. ГУЛЬКО - Как обычно.
А. МАЛАШЕНКО - Не было произнесено этого слова, понимаете, у меня за городом в кабинете лежат подшивки газет за 67-й год, 73-й год и т.д., там, действительно, был полный облом, что называется, там все называлось своими именами, там было просто фантастическое вранье, с нынешних позиций, с нынешнего времени. Это очень четко видно. А что касается того, что мы наблюдали сегодня, во-первых, были очень любопытные репортажи из Израиля.
Л. ГУЛЬКО - Были, и по НТВ у Бориса Кольцова.
А. МАЛАШЕНКО - Или позавчера, или вчера был репортаж, брали интервью у женщины из Хайфы. Был достаточно любопытный репортаж об израильских призывниках, но это были, я бы сказал, частности. А то, что, в общем-то, зрителю, обывателю, не специалисту, а именно обывателю толком так и не объяснили, а почему Израиль полез в эту драку, это, конечно, был самый главный минус, это я объясняю определенным заказом. Кстати говоря, вдобавок, что ли, ведь почему-то никто, опять же, не задавал вопрос, а почему Ливан, почему "Хезбаллу" не поддержали, скажем, ни Египет, ни Иордания, в общем, никто.
Л. ГУЛЬКО - Нет, они так, судя, они мягко так поддержали, какое-то выразили там чего-то такое.
А. МАЛАШЕНКО - Это мы все умеем выражать, а реальной поддержки не было. В общем-то, и специалисты, и те, кто более или менее за этой ситуацией наблюдает, то все прекрасно понимают, что "Хезбаллу" никто не любит, кроме Ирана.
Л. ГУЛЬКО - Еще есть Сирия и Иран, да.
А. МАЛАШЕНКО - И Сирии, но одна сирийская любовь без арабской солидарности ничего не стоит. А ее не было. И уверяю вас, что в том же Каире или в Омане терпеть не могут ни "Хезбаллу", ни ХАМАС.
О. ПАШИНА - Алексей, скажите, в таком случае в чем выгода России поддерживать эту арабскую позицию?
Л. ГУЛЬКО - Да.
О. ПАШИНА - Чем объясняется этот заказ?
Л. ГУЛЬКО - Устами Примакова мы все объяснили, я так понимаю, да?
А. МАЛАШЕНКО - Я думаю, что выгода состоит в том, чтобы каким-то образом пытаться заявить о самостоятельной позиции, о том, что Россия не только действует в русле западного сообщества, но Россия имеет какие-то собственные наработки, которые она пытается отыгрывать. Кстати говоря, это началось не вчера, не позавчера, это началось давно.
Л. ГУЛЬКО - Конечно.
А. МАЛАШЕНКО - Это и позиция России в отношении Ирана, это и переговоры с ХАМАСом. В общем, Россия пытается найти какую-то нишу собственную.
Л. ГУЛЬКО - Но это же...
А. МАЛАШЕНКО - А?
Л. ГУЛЬКО - Простите, я просто вас перебил, но это же экономически, как мне кажется, невыгодно.
А. МАЛАШЕНКО - Вы знаете...
Л. ГУЛЬКО - Выгоду кто-нибудь просчитывал экономическую от поддержки той или иной стороны?
А. МАЛАШЕНКО - Я думаю, что экономической выгоды тут вообще никакой нет. Я знаю позицию многих экспертов, которые говорят, что в отношении с мусульманским миром у нас экономика занимает второстепенное место.
Л. ГУЛЬКО - Так и я о том же.
А. МАЛАШЕНКО - Во всяком случае, пока что. Но единственное, что я могу на это возразить, если посмотреть, как говорил Василий Иванович Чапаев покойный, во всемирном масштабе, то от того, что там постоянные конфликты, от того, что неопределенность в этом мусульманско-нефтяном мире, цены на нефть растут. А что такое рост цен на нефть, это мы все знаем, это мы видим и очень хорошо понимаем. Но это не то, что мы боремся за то, чтобы таким образом эти цены росли, мы просто на этом в каком-то плане паразитируем, я бы так сказал.
Л. ГУЛЬКО - И заодно так немножко раздражаем, когда есть возможность, да?
А. МАЛАШЕНКО - Конечно.
Л. ГУЛЬКО - Ага, может быть, даже и не нарочно, а может быть, даже так случайно получается.
А. МАЛАШЕНКО - Так, действительно, получается, кстати говоря, если вспомнить 70-е гг., тот самый знаменитый нефтяной кризис, в общем-то, Россия тоже, вернее, Советский Союз мог бы тогда на этом очень сильно нажиться, а он нажился относительно мало.
Л. ГУЛЬКО - Ну что же, Алексей Малашенко - наш сегодняшний эксперт, который, собственно, рассказал нам свою точку зрения, политолог, член научного совета московского центра Карнеги, об освещении в СМИ, в частности, на телеканалах российских, ближневосточного конфликта. Спасибо большое, Алексей, спасибо, всего хорошего, до свидания.
http://echo.msk.ru/programs/razvorot/45614/
18.08.2006 / Источник: Радиостанция "Эхо Москвы"/