БРИКС - межгосударственное объединение, союз пяти государств: Бразилии, России, Индии, КНР, Южной Африки был основан в июне 2006 года. Двусторонние отношения между странами БРИКС строятся на основе невмешательства, равенства и взаимной выгоды. Основными сферами, где они бросают вызов США, являются международное право, геополитическое соперничество и межрегиональное сотрудничество. Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстроразвивающиеся крупные страны:
В августе 2023 года 40 стран выразили заинтересованность в присоединении к БРИКС, около 20 из них официально обратились с просьбой о приёме. Часть этих стран благодаря своему региональному влиянию, экономическому потенциалу, размеру территории и численности населения по праву претендует на то, чтобы надолго войти в ареал деятельности БРИКС. Приглашены к присоединению с 1 января 2024 года в качестве полноправных членов Аргентина, Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия, тогда число членов увеличится до одиннадцати. Непрерывно формируются группы стран БРИКС+ и БРИКС++.
Тезис БРИКС предполагает, что Бразилия, Россия, Индия и Китай начали экономические или политические реформы, чтобы перезапустить экономику, перевести ее на плановые рельсы, начать новую индустриализацию и модернизацию. Централизованное планирование и переход на массовое товарное производство по всем областям в рамках БРИКС формирует такую новую индустриализацию. Это позволяет перевести экономику межгосударственного объединения и отдельных его стран на более высокий уровень, наладить суверенный выпуск всей необходимой продукции и всех нужных товаров народного потребления.
Такой подход позволяет БРИКС стать привлекательной частью мировой экономической системы. Для этого сделан упор на образовании, иностранных инвестициях, внутреннем потреблении и внутреннем предпринимательстве, а значительный интеграционный потенциал позволяет более эффективно влиять на глобальные процессы.
Однако существующие вызовы и угрозы международной безопасности требуют эффективных действий по обеспечению национальной безопасности стран БРИКС. Необходимым фактором решения этой задачи является анализ и прогнозирование современных вызовов и угроз национальной безопасности стран БРИКС и союзу в целом, выработка мер и направлений по их нейтрализации. Для эффективной реализации преобразований одним из главных условий является обеспечение как общей безопасности стран БРИКС, так и безопасности их столиц, как мест размещения органов управления государствами.
В этой связи предлагается опираться на многолетний опыт противодействия военным и террористическим угроза, накопленный в нашей стране. Использование основных положений «Стратегии национальной безопасности РФ[1]», в частности анализ стратегических национальных приоритетов, приведенных в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ» позволяет наметить основные направления деятельности в сфере безопасности стран БРИКС с учетом адаптации к местным условиям:
1) сбережение народов и развитие их человеческого потенциала;
2) оборона (совершенствование нормативных документов по комплексной безопасности объектов);
3) государственная и общественная безопасность (совершенствование нормативных документов по антитеррористической безопасности);
4) информационная безопасность;
5) экономическая безопасность (принятие решений о финансировании проектов на основании анализа рисков);
6) научно-технологическое развитие (разработка Концепции технологического развития БРИКС);
7) экологическая безопасность и рациональное природопользование;
8) защита традиционных для стран БРИКС духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти (на основании обеспечения информационно-психологической безопасности личности);
9) стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество стран БРИКС.
Такой подход позволяет значительно ускорить процесс формирования систем противодействия рискам и угрозам природного, техногенного и антропогенного характера в столичных регионах БРИКС и сформировать для каждого из них программу «Безопасный город», максимально учитывающую местные особенности.
При разработке этих программ для столиц БРИКС нужно исходить из того, что каждая из них имеет свои особенности, но в то же время угрозы и риски деструктивных воздействий природных и техногенных факторов, противоправных действий (бездействий), в том числе терактов, имеют общий вид и характер. В качестве основы прилагается использовать наиболее практически отработанный с 2007 года комплекс нормативных документов по транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств[2]. Он может служить ориентиром по определению направленности и перечня проблем обеспечения безопасности в современных условиях. Постановления правительства РФ по вопросам антитеррористической защищенности объектов (территорий) послужат качественным дополнением для формирования требований по определению проектных решений и мер обеспечения защиты объектов городской инфраструктуры столиц БРИКС. При этом должен быть использован опыт анализа проектной документации, накопленный в последние годы ГАУ города Москвы «Московская государственная экспертиза» в ходе реконструкции объектов городской инфраструктуры города Москвы.
При разработке мероприятий и проектных решений, направленных на обеспечение защиты объектов городской инфраструктуры столиц БРИКС от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения должны использоваться актуализированные и адаптированные к местным условиям положения Свода Правил СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования». Антитеррористическая защищенность обеспечивается также путем осуществления комплекса мер предусмотренных
нормативными документами ИКАО[3], как изначально адаптированными под международные требования в сфере безопасности. При разработке технических средств необходимо учитывать появление новых видов угроз и изменение психологии и моделей нарушителей, сценариев их поведения. Особое внимание должно быть обращено на выявление самодельных взрывных устройств в имплантах. Защита объектов городской инфраструктуры столиц БРИКС должна предусматривать комплексные системы борьбы с беспилотными аппаратами в воздухе и в воде, на земле.
С учетом того, что большая часть городской инфраструктуры столиц БРИКС представлена зданиями и сооружениями, для них должны быть разработаны гармонизированные в рамках БРИКС стандарты. Они распространяются на системы, связанные с безопасностью зданий (сооружений) и являющихся их неотъемлемой частью. Это системы пожарной сигнализации, пожаротушения, противодымной защиты, противокриминальной и антитеррористической защиты, телевизионного наблюдения, контроля и управления доступом, мониторинга состояния строительных конструкций и инженерного оборудования, оповещения и управления эвакуацией людей и другие системы, включая комплексные системы безопасности, объединяющие несколько систем и одновременно противодействующие нескольким видам опасностей и угроз.
Все эти стандарты должны быть основаны на современной парадигме безопасности с использованием: процессного подхода стандартов по системам менеджмента качества ИСО 9000 и ИСО 10000; комплексного системного риск-ориентированного подхода Руководства ИСО/МЭК 51 с учетом всех аспектов безопасности и снижением риска на всех стадиях жизненного цикла; методологии управления функциональной безопасностью систем на стадиях их жизненного цикла. При таком подходе система строительных конструкций, отдельные инженерные системы и подсистемы взаимосвязаны между собой, окружением и средой и действуют совместно как единое целое и могут рассматриваться как сложная система. Безопасность в этом случае достигается путем выполнения требований норм и правил применения систем защиты здания или сооружения.
Значительно ускорить процесс преобразований в сфере безопасности стран БРИКС и их столиц позволяет выработка единого подхода и комплекса учебных программ по образованию, повышению квалификации и переподготовке специалистов безопасности различных категорий.
Гармонизация подходов, принятых в странах БРИКС в области безопасности, выработка общих нормативных документов, послужит средством сближения требований в различных направления обеспечения защиты столичных объектов. Такое мобилизационное технологическое развитие в условиях санкций, военных и новых террористических угроз требует выработки методического и научно-практического подхода, системной оценки уязвимости с учетом изменения психологии людей, изменения проектных решений инженерно-технической укрепленности и мер обеспечения защиты объектов столиц БРИКС, внедрения методов управления запроектными авариями, изменениями качества и культуры безопасности.
Для совершенствования деятельности в сфере безопасности столиц стран БРИКС необходима концентрация усилий и ресурсов органов их публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации стратегических национальных приоритетов, а также необходимо определить проекты по приоритетным направлениям критических и сквозных технологий с учетом опыта членов союза.
Малый Алексей Алексеевич, Руководитель группы реализации проекта «Столицы БРИКС», доктор экономических наук, президент ТНО «Академия современного строительства», академик Российской академии естественных наук, Почётный строитель России;
Балановский Владимир Леонидович, член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, отв. секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук;
Грунин Игорь Юрьевич, член секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и безопасности, судебный строительно-технический эксперт, член-корреспондент АПК Росстандарта
[1] Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ»
[2] Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О транспортной безопасности";
[3] Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Международные стандарты и рекомендуемая практика. Приложение 17 к Конвенции о международной гражданской авиации. Авиационная безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Издание двенадцатое, июль 2022 года;