В современных условиях развития экономики России малый, средний и крупный бизнес сталкиваются с большим количеством проблем, связанных с необходимостью использования и внедрения технологий будущего, реагирования на изменение внешних факторов влияния на бизнес: социально-экономических, политических и прочих, погони за конкурентным преимуществом, рыночных отношений, обучения коллективов, совершенствования командной работы и многого другого. Высокотехнологичные российские промышленные компании в период импортозамещения вовлечены в продуктовые цепочки и переходят на новые формы хозяйствования и оперативного управления. Все эти изменения происходят в кратчайшие сроки и требуют квалифицированного подхода к решению сложных управленческих задач. Наша страна всегда справлялась с наисложнейшими условиями хозяйствования в переходные периоды становления и экономического роста только за счет того, что имеет верных и преданных интересам нашего народа специалистов-патриотов, накопленный опыт и научно-технические разработки, развитую инфраструктуру, умеет расставлять приоритеты, а самое главное, обладает способностью сохранять командный дух и целеустремленность для достижения поставленных задач.
Сложившаяся экономическая и политическая ситуация в период санкционного давления не является исключением, так как привела к наибольшим устремлениям российских бизнесменов вкладываться именно в российскую промышленность, применяя все более новые и прогрессивные технологии, за счет чего российское экономическое сообщество получает возможность за короткий промежуток времени реализовать свои политические амбиции как мировой державы.
Объединение государства и бизнеса на всех этапах развития дает безупречный результат и эффективность реализации проектов развития стратегических отраслей экономики, таких как энергетика, машиностроение, станкостроение, производства в области информатики и электроники, космических технологий и многое другое.
В условиях развития приоритетных направлений и локации на крупных проектах, как правило, в зону наибольшей «турбулентности» попадает малый и средний бизнес, который нуждается в наибольшей поддержке, в связи с чем, со стороны государства предусмотрены особые режимы налогообложения, особые экономические зоны, позволяющие существенно снизить налоговые нагрузки и предоставить нужные преференции. Как показывает мировая практика, режим экономического благоприятствования и снижения налоговой и административной нагрузки - не единственный способ поддержки на современном этапе развития. В период внедрения наиболее прогрессивных технологий всегда были востребованы профессионалы в области управления и поддержки принятия решений, для чего созданы и используются современные программные продукты, привлекаются эксперты и специалисты в области налогового консультирования, управленческого консалтинга и аудита, роль которых для применения прорывных технологий в области социально-экономического развития наиболее существенна.
Относительно недавно в России на примере успешной мировой практики создан институт финансового аудита и консалтинга, который существует с начала 90-х годов, и показал свою эффективность как инструмент объективной оценки деятельности хозяйствующих субъектов. Вышеуказанный институт позволяет бизнесу избежать финансовых, правовых, налоговых рисков и их последствий. Данный инструмент представлен государством на законодательном уровне в виде Закона об аудиторской деятельности для того, чтобы наиболее значимые хозяйствующие субъекты по установленным критериям проводили аудит в обязательном порядке, так как степень их ответственности в процессе осуществления деятельности перед обществом возрастает. Были созданы профессиональные сообщества, реорганизованные в саморегулируемые организации аудиторов (далее - СРО), позволяющие повышать квалификацию аудиторов, обмениваться успешным опытом, тиражировать лучшие способы и методики проверок.
Таким образом, роль аудита в действующих реалиях получила свой отклик, многие хозяйствующие субъекты стали проводить аудит и даже те, для которых проведение аудита не являлось обязательным. В условиях хозяйствования компании получили квалифицированную помощь и стали полноправными участниками бизнес-отношений не только на территории России, но и за пределами нашего государства. Развитие в этом направлении продолжалось до 2020 года, до начала усложнения политической обстановки и вступления в действие экономических санкций. Под воздействием этих факторов Россия была вынуждена принять меры по выведению аудиторских компаний с иностранным участием с рынка российского аудита и замещению их российскими участниками. Цель этих мер понятна и очевидна - российский аудит продолжает жить по российским законам, но уже без иностранного вмешательства и унизительных партнерских соглашений. По существу, российские аудиторские компании должны были получить возможность расширить круг аудируемых лиц. При этом должно было увеличиться количество аудиторских компаний за счет вовлечения молодых специалистов, а также начаться применение именно российских стандартов аудита. Но на деле вместо осуществления различной поддержки российских аудиторских компаний и аудиторов происходит обратная ситуация.
Например, по данным с сайта ведущей саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество» (далее - СРО ААС, https://sroaas.ru, документ общего доступа – «ГОДОВОЙ ОТЧЕТ о состоянии системы и результатах внешнего контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций – членов СРО ААС») за последние три года количество аудиторских компаний, которые подверглись проверкам СРО (внутренний контроль деятельности) и получили самые низкие оценки деятельности, составляет порядка 50% из общего числа прошедших проверку СРО. В 2023 году выпущен новый Дисциплинарный кодекс, предусматривающий увеличение штрафов для аудиторов и аудиторских организаций (от 200 тыс. руб. до 550 тыс. руб.) при условии, что для проверяемых лиц ответственность по одному и тому же виду нарушения (связанных с формированием Бухгалтерской (финансовой) отчетности) не превышает 10 тыс. руб. Применяются международные стандарты аудита (МСА), что вызывает недоумение у проверяемых российских компаний. Делается акцент на проверку формальных принципов построения отчетности без анализа всех рисков деятельности аудируемого лица, таких как налоговые, трудовые, финансовые, правовые и управленческие риски. Налицо тенденция административного давления на аудиторов с угрозой последующего исключения из СРО и монополизацией отрасли в руках, видимо, еще так и не ушедших с рынка аудита идеологов и представителей иностранных аудиторских компаний.
Ситуация на рынке аудита представляется наиболее важной для защиты интересов информационной безопасности страны, ведь большое количество крупных и стратегически важных экономических субъектов проверяют аудиторы, которые должны были заменить не формально, а по существу, ранее действующую аудиторскую «большую четверку». Тенденция работы и результаты деятельности вышеупомянутого СРО ААС и ему подобных организаций, по факту, небезопасны для дальнейшего экономического роста страны. Очевидно, развитие российской промышленности сегодня под угрозой, т.к. оказалось в залоге у СРО аудиторов!
Эксперты Народного фронта продолжают мониторинг работы СРО и совместно с законодателями обсуждают предложения системных решений, в том числе и в вопросах подготовки кадров для этих организаций, что станет объектом следующих публикаций.
Малый Алексей Алексеевич,
президент Транснационального объединения (союза) «Академия современного строительства»,
доктор экономических наук, Почётный строитель России,
эксперт Народного фронта