Эксклюзив
Малый Алексей Алексеевич
05 марта 2024
2224

Алексей Малый: Будущее российской промышленности оказалась в залоге у аудиторов

Main 160619 malyi aa 8582 1

В современных условиях развития экономики России малый, средний и крупный бизнес сталкиваются с большим количеством проблем, связанных с необходимостью использования и внедрения технологий будущего, реагирования на изменение внешних факторов влияния на бизнес: социально-экономических, политических и прочих, погони за конкурентным преимуществом, рыночных отношений, обучения коллективов, совершенствования командной работы и многого другого. Высокотехнологичные российские промышленные компании в период импортозамещения вовлечены в продуктовые цепочки и переходят на новые формы хозяйствования и оперативного управления. Все эти изменения происходят в кратчайшие сроки и требуют квалифицированного подхода к решению сложных управленческих задач. Наша страна всегда справлялась с наисложнейшими условиями хозяйствования в переходные периоды становления и экономического роста только за счет того, что имеет верных и преданных интересам нашего народа специалистов-патриотов, накопленный опыт и научно-технические разработки, развитую инфраструктуру, умеет расставлять приоритеты, а самое главное, обладает способностью сохранять командный дух и целеустремленность для достижения поставленных задач.

Сложившаяся экономическая и политическая ситуация в период санкционного давления не является исключением, так как привела к наибольшим устремлениям российских бизнесменов вкладываться именно в российскую промышленность, применяя все более новые и прогрессивные технологии, за счет чего российское экономическое сообщество получает возможность за короткий промежуток времени реализовать свои политические амбиции как мировой державы.

Объединение государства и бизнеса на всех этапах развития дает безупречный результат и эффективность реализации проектов развития стратегических отраслей экономики, таких как энергетика, машиностроение, станкостроение, производства в области информатики и электроники, космических технологий и многое другое.

В условиях развития приоритетных направлений и локации на крупных проектах, как правило, в зону наибольшей «турбулентности» попадает малый и средний бизнес, который нуждается в наибольшей поддержке, в связи с чем, со стороны государства предусмотрены особые режимы налогообложения, особые экономические зоны, позволяющие существенно снизить налоговые нагрузки и предоставить нужные преференции. Как показывает мировая практика, режим экономического благоприятствования и снижения налоговой и административной нагрузки - не единственный способ поддержки на современном этапе развития. В период внедрения наиболее прогрессивных технологий всегда были востребованы профессионалы в области управления и поддержки принятия решений, для чего созданы и используются современные программные продукты, привлекаются эксперты и специалисты в области налогового консультирования, управленческого консалтинга и аудита, роль которых для применения прорывных технологий в области социально-экономического развития наиболее существенна.

Относительно недавно в России на примере успешной мировой практики создан институт финансового аудита и консалтинга, который существует с начала 90-х годов, и показал свою эффективность как инструмент объективной оценки деятельности хозяйствующих субъектов. Вышеуказанный институт позволяет бизнесу избежать финансовых, правовых, налоговых рисков и их последствий. Данный инструмент представлен государством на законодательном уровне в виде Закона об аудиторской деятельности для того, чтобы наиболее значимые хозяйствующие субъекты по установленным критериям проводили аудит в обязательном порядке, так как степень их ответственности в процессе осуществления деятельности перед обществом возрастает. Были созданы профессиональные сообщества, реорганизованные в саморегулируемые организации аудиторов (далее - СРО), позволяющие повышать квалификацию аудиторов, обмениваться успешным опытом, тиражировать лучшие способы и методики проверок.

Таким образом, роль аудита в действующих реалиях получила свой отклик, многие хозяйствующие субъекты стали проводить аудит и даже те, для которых проведение аудита не являлось обязательным. В условиях хозяйствования компании получили квалифицированную помощь и стали полноправными участниками бизнес-отношений не только на территории России, но и за пределами нашего государства. Развитие в этом направлении продолжалось до 2020 года, до начала усложнения политической обстановки и вступления в действие экономических санкций. Под воздействием этих факторов Россия была вынуждена принять меры по выведению аудиторских компаний с иностранным участием с рынка российского аудита и замещению их российскими участниками. Цель этих мер понятна и очевидна - российский аудит продолжает жить по российским законам, но уже без иностранного вмешательства и унизительных партнерских соглашений. По существу, российские аудиторские компании должны были получить возможность расширить круг аудируемых лиц. При этом должно было увеличиться количество аудиторских компаний за счет вовлечения молодых специалистов, а также начаться применение именно российских стандартов аудита. Но на деле вместо осуществления различной поддержки российских аудиторских компаний и аудиторов происходит обратная ситуация.

Например, по данным с сайта ведущей саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество» (далее - СРО ААС, https://sroaas.ru, документ общего доступа – «ГОДОВОЙ ОТЧЕТ о состоянии системы и результатах внешнего контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций – членов СРО ААС») за последние три года количество аудиторских компаний, которые подверглись проверкам СРО (внутренний контроль деятельности) и получили самые низкие оценки деятельности, составляет порядка 50% из общего числа прошедших проверку СРО. В 2023 году выпущен новый Дисциплинарный кодекс, предусматривающий увеличение штрафов для аудиторов и аудиторских организаций (от 200 тыс. руб. до 550 тыс. руб.) при условии, что для проверяемых лиц ответственность по одному и тому же виду нарушения (связанных с формированием Бухгалтерской (финансовой) отчетности) не превышает 10 тыс. руб. Применяются международные стандарты аудита (МСА), что вызывает недоумение у проверяемых российских компаний. Делается акцент на проверку формальных принципов построения отчетности без анализа всех рисков деятельности аудируемого лица, таких как налоговые, трудовые, финансовые, правовые и управленческие риски. Налицо тенденция административного давления на аудиторов с угрозой последующего исключения из СРО и монополизацией отрасли в руках, видимо, еще так и не ушедших с рынка аудита идеологов и представителей иностранных аудиторских компаний.

Ситуация на рынке аудита представляется наиболее важной для защиты интересов информационной безопасности страны, ведь большое количество крупных и стратегически важных экономических субъектов проверяют аудиторы, которые должны были заменить не формально, а по существу, ранее действующую аудиторскую «большую четверку». Тенденция работы и результаты деятельности вышеупомянутого СРО ААС и ему подобных организаций, по факту, небезопасны для дальнейшего экономического роста страны. Очевидно, развитие российской промышленности сегодня под угрозой, т.к. оказалось в залоге у СРО аудиторов!

Эксперты Народного фронта продолжают мониторинг работы СРО и совместно с законодателями обсуждают предложения системных решений, в том числе и в вопросах подготовки кадров для этих организаций, что станет объектом следующих публикаций.

 

Малый Алексей Алексеевич,

президент Транснационального объединения (союза) «Академия современного строительства»,

доктор экономических наук, Почётный строитель России,

эксперт Народного фронта

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован