Эксклюзив
02 сентября 2013
3692

Алексей Мельников: Агрессия моторов

Возможно ли создание в Калуге дружелюбной и комфортной городской среды?



Возьмем нашу страну. Большому кораблю, как говорят, - большие парадоксы: народ - на убыль, теснотища - в рост. А вот в Голландии хитрее: земли - с кулак, а простор на улицах и в жилищах, говорят, немереный. Квартиры площадью менее 50 квадратов просто вычеркиваются из городской среды. Взамен сооружают более просторные. К чему тесниться?..

Калуга - тесный город. Всякий раз, выходя из здания редакции, теснюсь с наседающими со всех сторон машинами. Не буду утверждать, что они непременно хотят меня задавить, однако всякая дает понять, что я ей мешаю. Отнимаю часть городского пространства, определенную дольку асфальта, даже несколько глотков воздуха, который так необходим турбонаддувам и воздухозаборникам рыкающих со всех сторон моторов.

Я их понимаю. Но и они меня должны понять. Мы, калужские прохожие, не против существования моторов в принципе. Безусловно, коль их понаделали в таких масштабах, они должны на кого-то рычать. Отнимать у них это право было бы негуманно. Пусть тогда рычат друг на друга: не в городе, а - за...

Тут как-то по весне городская власть сделала признание: Калуга на втором месте в стране по автомобилизации. Впереди нас только японо-корейский Владивосток. Что делать? Ждать коллапса. Можно, правда, несколько скрасить это ожидание бросанием под ненасытные колеса все новых и новых городских пространств - нехай, мол, эти дьяволы железные подавятся. Власть даже изготовилась к такому жертвоприношению, как романтическая набережная вдоль Яченского "моря". Сбросить на нее этот зловонный четырехколесный поток и будь что будет...

В Калуге как-то не совсем получается с уютом. Вроде бы и городок небольшой, а нежности не хватает. Не ощущается локоть горожанина - только стальной бок его четырехколесной скорлупы. Попробуйте пройти пешком от одного конца города в другой. Попробовали? Ну как? Да, нынешняя Калуга не вполне рассчитана на то, что кроме машин в ней еще кто-то имеет право на существование. Только не пытайтесь проделать тот же эксперимент на велосипеде. Не советую. В велоседле ты в постоянном прицеле автомобильных видеорегистраторов.

Город практически закрыт для живого передвижения. Без него города, как правило, умирают. Отказать в доверии своим ногам - что может быть глупее? Сев в машины, мы отказали в доверии и городу тоже. Он чувствует себя обиженным. "Вам нужны от меня только парковки и гладкий асфальт? - недоумевает он. - Так мало?.." И разочарованно прячет от нас живое и доброе лицо - вот вам битый асфальт, вот вам автомобильные пробки. Как заказывали...

Садясь в машину и нажимая кнопку стеклоподъемника, мы извлекаем себя из жизни. Наверное, потому что ее недостаточно любим или просто боимся. В итоге создается целая вереница опустошенных, лишенных жизни объемов. Эти необитаемые "аэроинкогнито" начинены неуверенностью и страхом, пугающей пустотой. Из них трудно дозваться сочувствия или подмоги. Хотя геометрически они вполне могут соседствовать друг с другом и даже целоваться бамперами в часы пик...

Город явно переедает. От этого у него угарная отрыжка и закупорка автомобильных артерий. Становится малоподвижным при необычайно богатом арсенале быстрых авто. Итогом таких излишеств, как правило, становится коронарное шунтирование транспортных коммуникаций. По сути - муниципальная инвалидность. Единственное спасение - жестокая диета: никакого бензина, никакой солярки, никаких турбонаддувов.

Признаюсь честно: влюблен в новые калужские троллейбусы. Нет транспорта прекрасней! Хотя слово "транспорт" здесь явно не годится. Столь же уместно, скажем, называть бригантину "плавсредством". Это - не "средство", это - "цель", которая это самое "средство" оправдывает. Наделяет устойчивостью и чувством локтя, размыкает объемы и приближает даль. Город из нового троллейбуса видится немножко бархатным, сам же он с городских улиц смотрится настоящим кораблем. Мы - не Одесса, и морем бурным нам обзавестись пока не получилось, но корабли уже есть. Как правило, они приносят в гавань свежий воздух...

И вообще - зачем городу столько аптек? Единственное объяснение - хоть как-то приобщить людей к движению. За пилюлями надо одеться и дойти. Значит - совершить прогулку. Пройтись пешком, подышать воздухом, взглянуть на горожан. Досадно, что аптеки сейчас: раз - и доскочил. И к большинству из них легко припарковаться. Иначе прогулки были бы длинней, а нахождение в автомобильных пробках по пути к ним менее продолжительным.

Инвестиции в аптеки, парковки, шиномонтажи, автомобильный выезд на Яченскую набережную, в инфраструктуру новых автосборок не делают Калугу более дружелюбной и комфортной. Не возвращают город человеку, не прекращают краж у города его горожан, не препятствуют вытеснению человека из общественного пространства. Насущны ли в таком случае они? Полезны? Утверждают: да. Мол, все как надо - движемся вперед. Пожалуй, даже - едем. Точнее - нас везут. Еще точней - везут, не спрашивая. Опять же, попыхивая вполне удушливыми выхлопами "прогресса" отчуждения.

А так ли сложно обойтись без них, без "прогрессивных выхлопов", настроив город на лояльность к калужанам? На дружелюбие и комфорт? И инвестиции - смешные. Собственно, во что? В пешеходные и велосипедные дорожки. В идеальную белизну "зебры" на асфальте. Или - вообще в полную передачу центра города в безраздельное владение пешеходов, как, например, в Праге. А может быть - в муниципальный прокат велосипедов, как в Париже и Москве. В предупредительных и вежливых инспекторов ГИБДД. В аллеи, скверики, беседки. Здорово, что число их уже растет. Беда лишь в том, что живые городские пятнышки не исправляют общего впечатления о наличии в городе некоего оккупационного режима, поработившего калужан четырехколесной жандармерией.

Деньги на все про все - куда как небольшие. Ну разве что придется еще скинуться на пару-тройку бетонных плит, чтобы навсегда перегородить движение автомашин по самой романтической в городе Яченской набережной. Собственно, и все...

Алексей Мельников, Калуга.

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован