Эксклюзив
08 октября 2014
6902

Алексей Мельников: Бюджетное недослышание

Парламентские чтения по главному финансовому документу страны выявили серьезный дефицит в учете мнений регионов
На это обстоятельство обратил внимание Совет Федераций, где 7 октября бурно обсуждались основные параметры федерального бюджета-2015 и прогноз на два последующих года. В эпитетах главного спикера форума - министра финансов Антона Силуанова, применяемых к слову "бюджет", преобладали главным образом тревожные: "непростой", "напряженный", "антикризисный". 30-килограммовыцй фолиант (10 тыс. страниц текста) "рихтовался" не единожды. И как дал понять министр, а также выступающие вслед за ним представителя Минэкономразвития и ЦБ гарантий, что она завершена - никаких. И все из-за экономических неустойчивостей как в России так и вокруг.
Финансисты заняли круговую оборону, практически обнулив дефицит, отказав в существенных прибавках всем, кроме военных - им в следующем году добавят 3 триллиона (21%). Бюджетникам обещали 15-процентный рост зарплат, но, в конце концов, скостили до 5,5% - до уровня инфляции. С интересной формулировкой: "чтобы снять финансовую нагрузку в региональных бюджетов". Что, в общем-то, имеет место быть. Долги консолидированных бюджетов субъектов РФ на 1 августа зашкалили за 2 трлн. руб. И как с ними быть дальше - никто не знает. Впрочем, проект бюджета оптимистично расписал программу снижения дефицитов регионов: с 548 млн. руб. в 2015 году до 206 млн. руб. в 2017 году. Но беспокойства у региональных лидеров это не убавило.
- Я от души завидую правительству Российской Федерации за способность сформировать практически бездефицитный бюджет не следующий, непростой финансовый год, - взял слово от лица представителей субъектов РФ губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. - Тем более сохранилась возможность направления средств в резервный фонд и фонд национального благосостояния. Это говорит о несомненном таланте участников бюджетного процесса. Нам же, как мы не стараемся развивать экономику (даже вошли в разряд регионов-доноров), ни разу не удалось сформировать бюджет с дефицитом меньше 14%. На следующий год, чтобы уложиться в 10%, нам недостает нескольких миллиардов рублей. На дотации теперь рассчитывать не приходится, и получается заколдованный круг: чем больше доходов ты имеешь, тем хуже для тебя...
Калужский губернатор привел пример: только от деятельности новых индустриальных парков за последние 8 лет область перечислила в федеральный бюджет 146,6 млрд. руб. налогов. Причем, если центр поучает эти деньги сразу, то региональный - нет. Как правило, действует местный режим льготного налогообложения. Плюс, области приходится обслуживать еще и взятые под создание инфраструктуры индустриальных парков кредиты. Только ВЭБу, по словам Анатолия Артамонова, область должна 8 млрд. руб. Таким образом, регионы-локомотивы, затратив собственные средства на свой разгон, на генерацию новых налоговых источников для федерального бюджета, мало того, несут издержки собственные, но еще и "наказываются" самим же федеральным бюджетом в виде сворачивания софинансирования.
Чувствовалось, Минфин не первый раз сталкивается с доводами в пользу поддержки регионов-работяг. Антон Силуанов пообещал на всю региональную братию 150 миллиардов для перевода их коммерческих (дорогих) кредитов в бюджетные (практически бесплатные). Объявил также о почти полумиллаирдных дотациях в 71 субъект. И заверил, что разрыв между "богатыми" субъектами и "бедными" сократится уже в следующем году с 6,8 раз до 2,8. Правда, не уточнил каким образом: "богатых" будут опускать, или "бедных" поднимать...

Алексей Мельников.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован