Российские инноваторы не унывают от нехватки денег, контрольного прессинга и нагромождения бюрократических процедур и со всем этим «багажом» умудряются побеждать иностранных конкурентов
Сказать, что кризис под корень подкосил и оставил на голодном пайке калужский инновационный бизнес – было бы нечестно. Во всяком случае, на последний круглый стол с участием губернатора, посвященный проблемам импортозамещения, местный бизнес-актив подкатывал на весьма респектабельных БМВ, «Ленд-крузерах» и прочих недешевых аппаратах. Некоторые даже – с водителями. Были, впрочем, кто к проходной «Калугапутьмаша» прибывал на такси. Видно, что кризис хоть и не всех, но многих предпринимателей научил экономить…
- Нам даже пришлось избавиться от служебной машины и водителя, - признался перед началом заседания круглого стола глава одного из ведущих в Калужской области инновационных малых предприятий – «Турбокон» - Александр Карпунин. - Да и зарплаты в науке были и остаются традиционно низкими. Хотя мы активно вовлекаем в разработки молодежь. У нас - три аспиранта, путинский стипендиат, есть ученые с мировым именем…
Справедливости ради, стоит отметить, что ученых с мировым именем в малом бизнесе области еще не так много. Хотя тенденция есть. Скажем, вторая по величине в регионе кузница научных кадров – Обнинский институт атомной энергии (филиал МИФИ)- в прошлом году направил в малый бизнес 53% своих выпускников. Год назад, по словам директора Обнинского ИАТЭ Натальи Айрапетовой, их было «только» 30%. Посмотрим, что покажет выпуск-2015. С одной стороны, конечно, хорошо, что малый бизнес (будем надеяться – инновационный) подпитывается выпускниками столь престижного учебного заведения, с другой стороны, хотелось бы, чтоб тут не было перекоса и будущих атомщиков не начали готовить наши бизнес-школы.
Ученые в малом бизнесе области, получается, есть (в том же калужском «Турбоконе», реально конкурирующем с эгнергокомпаниями США и Евросоюза), а вот с транспортом для них – уже проблема. И – с командировочными, добавил в беседе с губернатором Александр Карпунин. И - с научным обменом: не хватает средств. Раньше были – инвестиционные программы поддерживал в том числе и областной бюджет, теперь – не те времена. Сказали экономить. Вот и приходится побеждать западных конкурентов, затянув пояса. Переходит на рынке почти что в рукопашную.
Но маленький калужский «Турбокон» сражается. Разработал энергосберегающую технологию для «Газпрома». Плюс - подвинул плечом на гигантском рынке паро-газовых электростанций по части изготовления воздушно-конденсационных установок главных европейских конкурентов.
- Мы уже реализуем эту политическую задачу (импортозамещения – имеется ввиду), - уверенно оповестил руководителя области директор «Турбокона».
Побеждать на рынке иностранных конкурентов научились и в другом малом инновационном предприятия – обнинской компании «Растр-технология», директор которого Евгений Кульбацкий без ложной скромности может рассказать о лидирующих позициях малого обнинского предприятия не только на отечественном рынке штанцформ, но и на аналогичном европейском и даже – довольно серьезных амбициях на рынке США. Видимо, это действительно возможно.
И опять же все успехи изобретательных и рукодельных бизнесменов состоялись в весьма стесненных финансовым кризисом и контролирующей бюрократией условиях. Евгений Кульбацкий в ходе последнего «бизнес-завтрака» местных предпринимателей с калужским губернатором выложил на стол 7-страничный свод бюрократических заторов, мешающих работе конкретно его инновационного бизнеса.
- К сожалению, мне не удалось написать бумагу меньше, чем на 7 страниц, - извинился перед явно заинтересовавшимся обширным документом главой области Евгений Кульбацкий – И я все равно здесь лишь некоторые проблемы обозначил. На примере с таможенными органами, природоохранными и госпожнадзора. У большинства из контролирующих органов сложилась порочная практика: цель проверки – не обнаружение и устранение недостатков, а обнаружение недостатков и привлечение к ответственности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Фактический результат такой проверки – не устранение нарушений, а устранение лица от предпринимательской деятельности. То есть результат взаимоотношений с государственными контрольными органами – не отлаживание хозяйственного механизма, а его разрушение.
Далее обнинский предприниматель изложил довольно драматичную сагу о взаимоотношении своей компании с таможенными органами.
- Когда ты, например, работаешь с таможней Шереметьевской или Домодедовской, - вводил в тонкости бюрократических регламентация Евгения Кульбацкий, - то Домодедовская таможня не запросит у Шереметьевской документы через электронный документооборот, а заставит тебя сделать весь этот огромный перечень документов вместо того, чтобы запросить его у родственного органа.
Сейчас таможня работает так: ты еще не начал с ней работать, а уже перечисляешь ей аванс. Вдруг ты куда-то денешься. Хотя ты десять лет работаешь с этой таможней и три раза в месяц осуществляешь таможенные процедуры. И каждый раз – эта «уборка урожая»: все документы собираешь и везешь их нотариально заверять. И когда тебя таможня уведомит, что у вас остался аванс, скажем 100 тысяч рублей, ты мы все равно собираем все эти документы и везем в таможню. Хотя на самом деле все просто: с одного счета этот аванс ушел и на тот же счет тебе его могли бы перечислить. Но все это сопровождается каким-то бешенным количеством документов.
И главная проблема при этом возникает у легальных организаций, которые все это делают официально. Они самые незащищенные. Потому что, если ты работаешь с серой и черной таможней, то все это делается быстрее, дешевле и без всяких проблем. А мы теряем таким образом конкурентоспособность.
- А такая таможня тоже есть? – удивленно поинтересовался губернатор.
- Да, однозначно есть, - заверил предприниматель. - И много. И более того: самая большая проблема нашего предприятия, что мы не работаем с малыми предприятиями в нашей сфере. Почему? Потому что у них серая таможня, и они имеют возможность дешевле покупать.
- А серая таможня, она что – в других зданиях находится или в одном с нормальной? – всерьез встревожился по поводу услышанного глава региона. – Всё-таки уверен, что для Калужской это нехарактерно.
- Наверное, - согласился Евгений Кульбацкий. - Когда я, скажем, обращался к руководителю «Фольксвагена» то тот сказал, что Калужская таможня взяток не берет. Во Внуково, скажем, хорошая таможня. Но часто приходится иметь дело и с другими.
- С Ворсинской работаете? – продолжал разбираться в проблеме губернатор, ориентируя обнинских предпринимателей на запущенный недавно в индустриальном парке «Ворсино» мега-транспортный узел «Фрейт-вилладж-Калуга», оснащенный таможенным постом.
- Нет, как ни странно, хотя она и рядом.
- И – плохо. Там, я убежден, у вас подобных проблем не возникнет.
- Надеюсь, - облегченно вздохнул Евгений Кульбацкий. - Тем не менее, должен сказать, что опыт других стран, той же Германии, свидетельствует о том, что таможенная процедура у них занимает полчаса. А ты каждый раз доказываешь, что ты не верблюд. Это немыслимо.
- Или взять – экологи, - продолжал «бюрократическую» тему обнинский бизнесмен. - Нас оштрафовали за то, что в Калужской области нет полигона, который бы принимал обрезь фанеры. Полигона нет, а штрафуют нас. Непонятно – почему. В этом споре мы дошли до Конституционного суда. То, что мы оказались несговорчивыми, то это навлекло на нас две внеочередные проверки по постановлению прокуратуры. На пустом месте. Хотя рядом, в муниципальной промзоне, небольшой, я извиняюсь, гадюшник образовался, там просто жгут отходы.
- На следующей неделе открываем на «Лафарже» полигон для утилизации твердых бытовых отходов. Теперь туда везите – сколько хотите, - уверенно отразил критический довод Анатолий Артамонов.
- Когда фанеру просто жгут – проблем нет, - не унимался Евгений Кульбацкий. - А когда мы честно заявили об этих отходах и хотим честно утилизовать, то оказались в сложном положении.
- Честно жить тяжелей, - с пониманием вздохнул губернатор, но после недолгой паузы добавил, - но, согласитесь – приятней…
- Или – пожарные, - затронул еще одну болячку обнинский бизнесмен. - У меня в офисе в свое время была стильная такая лесенка, с деревянными ступенечками. Сейчас мы ее изуродовали, заменив деревянные ступени на бетонные. Тупо? Да. А вдруг, нам говорят, будет пожар? При том, что у нас складе – это примерно 700 квадратных метров – весь заставлен фанерой. Это как муравейник разорился, а муравей идет и тащит свою соломинку по инерции…
- Дружить и сотрудничать – это очень большое искусство, - взял миротворческую ноту во взаимоотношениях бизнеса и контролеров Анатолий Артамонов. - Потому что любую работу делают люди: у пожарных, у таможенников. Конкретные вопросы приходят решать конкретные люди – со своими характерами, амбициями и т.д. И с ними надо уметь ладить. Устанавливать человеческие отношения. Вот если только стенка на стенку, идти на принцип, на абордаж – не получится. Все равно мы от этого не уйдем. Когда я, скажем, нарушаю правила дорожного движения – ну, бывает… - я сразу перед инспектором поднимаю руки: виноват. А спорить, доказывать, ругаться – обязательно будешь наказан. Лучше сразу скажи, что виноват и пусть он спрашивает: в чём? А - кругом. Вот вы пришли – и я уже виновен…
Конечно же на то они и инноваторы, чтобы изобретать и находить возможности работать в самых невероятных условиях. В том числе – и инноваторы калужские. Создалось впечатление, что о бюрократических и прочих препонах они рассказывали главе области скорее не из желания разжалобить высокого начальника и выбросить у него средств, а больше из спортивного азарта, демонстрируя свое умение не только выживать и развиваться, но и обходить иностранных конкурентов без огромных денег и в условиях самой «турбулентной» бюрократии.
– Мы реально 10 лет только тем и занимаемся, что импортозамещаем, - признался глава еще одного инновационного предприятия Калуги – Опытно-конструкторского бюро микроэлектроники - Михаил Ахмелкин. - Потому что делать то, что вчера успешно делал твой сосед, вступать с ним в конкуренцию – это неправильно.
Мы сегодня производим продукцию, которую раньше производили и в Америке, и в странах Евросоюза. Многие, наверное, смотрели парад 9 Мая на Красной площади. Я тоже смотрел и убеждался, что практически в каждой из прошедших по Красной площади машин стоит наша микросхема. В том числе - и в сегодняшнем танке «Армата».
Проблемы – они у всех одинаковые. Меня, например, тоже всегда удивляло, что малое предприятие у которого находится ровно два два автомобиля, проверяет Обнинская транспортная прокуратура. Рядом на площадке находится Транссервис, который имеет 250 автобусов, и его транспортная прокуратура не проверяет. Для меня такое отношение к малому бизнесу является загадкой.
Тем не менее, мы исходим из того, что в Калужской области есть реальные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства. Не все их используют – может быть. Но мы их используем. Особенно используем такие вещи, как лизинг. За последние 5 лет мы взяли в лизинг 16 единиц очень серьезной техники на сумму более 40 млн. рублей. И благодаря тому, что министерство экономического развития частично компенсирует затраты, это дает определенные возможности развиваться.
В этом году ситуация стала нестабильной. Некоторые банки просто затаились, и взять лизинг стало проблемой. Некоторые реструктуризируются, некоторые просто выжидают. В Калуге, например, на сегодня нет ни одного крупного лизингового игрока. Сбербанк находится в Брянске, ВТБ – в Туле, МСП – в Москве. А в нашем инвестиционном регионе нормального лизинга нет. Хотя, если придешь в банк и скажешь, что будешь брать в лизинг машину – проблем не будет, а вот когда придешь и скажешь, что будешь покупать установку плазменного травления – сразу стоп. Банки начинают думать: а куда мы денем эту установку в случае, если за нее не заплатят. У нас нет рынка технологического оборудования.
В советские времена в Калуге была одна из лучших площадок по микроэлектроники. Здесь был «Гранат», здесь был ВНИИМЭТ, здесь были заводы, которые производили микросхемы, существовали сборочные производства. Даже в сегодняшней ситуации здесь осталось достаточно много людей, выходцев из этих компаний. И нам не хватает в Калуге единения этих людей, сохранившегося здесь потенциала. А также – небольшой, компактной кристальной базы. Сегодня ее нет. Она была, но ее не стало.
Конечно, здесь нужны деньги большие. Но дело в том, что это – самое узкое место. И если в рамках ипортозамещения вместо американского мы ставим китайское, то это не значит, что через пять лет проблема импортозамещения не станет заново. А может, будет уже поздно…
Чтоб это «поздно» все-таки предотвратить еще один калужский бизнес-лидер Леонид Меерович – глава производственной компании «Элмат» - предостерег от излишних иллюзий в понимании вопроса импортозамещения в условиях резко выросших в последнее время в стране цен на сырье и заметно укрепившегося курса рубля по отношению к доллару и евро. В частности, по расчетам руководства «Элмата», курс евро за последний год вырос только на 16%, а цена на поставляемый внутри страны металл – на 40-45%, при том, что стоимость продукции завода увеличилась лишь на 22%. Экспортировать из России сырье, а не продукцию вновь стало более выгодно, констатировал Леонид Меерович. Стало быть, многие усилия по импортозамещению без проведения серьезных структурных реформ в экономике страны, могут оказаться, по мнению калужского предпринимателя (уже, кстати, успешно отвоевывающего рынки у своих итальянских конкурентов) малоэффективными.
Впрочем, настоящая эффективность российских инноваторов еще ни кем не измерена. Она может не всегда заметно и броско, но обязательно яростно пульсирует в недрах отечественного предпринимательства, и непременно прорывает всякие искусственные загромождения там, где они тормозят движение вперед.
Алексей Мельников, Калуга.