Жители российских городов и деревень отчаянно и безуспешно ищут управу на большегрузы
Столь шикарную для российской глубинки дорогу, что проложена нынче от Боровска до Коростелева, надо еще поискать. Столь отчаянную борьбу местных жителей с теми, кто обеспечивает материалом местное дорожное строительство (да и федеральное с областным заодно), тоже редко где встретишь.
Вот уже несколько лет на давно заброшенных в юго-западной оконечности Боровского района, что в Калужской области, угодьях орудуют разработчики местных недр – выкапывают из-под годами не кошенных сорняков щебень. Отсыпают им новые дороги, возят на районные и областные стройки, выполняют даже особо важный госзаказ – снабжают боровским щебнем строительство в подмосковной Кубинке парка вооруженных сил «Патриот».
И ровно столько же - почти три года - против их бурной деятельности негодуют жители окрестных деревень: Дылдино, Федорино, Борисово, Коростелево. Мотив - невыносимая жизнь в условиях грохочущих и пылящих на всю округу самосвалов. Знакомое каждому, наверное, ощущение жизни в долго ремонтируемой квартире налицо: вроде и не строить нельзя, но и жить в постоянном грохоте перфораторов, отбойных молотков и пыли соскребаемой штукатурки уже невыносимо.
«Кто и как мог дать разрешение на открытие карьера и эксплуатацию транспортных грузовых машин повышенного тоннажа на неподготовленной и непредназначенной для этого дороге?» - со справедливым, надо признать, негодованием взвывают к прокурору района активисты поселений. На состоявшемся на днях сходе граждан они усиленно загибали пальцы: дороги в поселениях разбиты; по ним стало страшно ездить и тем более возить детей в школы; бьются диски, летят коробки передач и с утра до ночи под окнами грохот и пыль. По сотне тоннаров ежедневно проносится перед твоим крыльцом. По сути, полк средних танков при выдвижении на линию огня. И это – изо дня в день…
«Люди - на пределе!» - признались прибывшие на сход жители Дылдина и Федорина. А представитель последнего - Владимир Слатвицкий - даже развернул перед районной властью самодельный плакат, где на фоне тучи пыли плакали с фотографий несчастные дети и как бы молили взрослых: «Стоп, карьеристы! Бизнес и деньги или здоровье и жизнь людей? Хватит, довольно!!! Гробить наших детей и нашу жизнь!!!» Получалось убедительно.
Глава района Анатолий Бельский не отрицал: да, проблема есть. Но также продемонстрировал, что она решается. Обвиняемая во всех бедах компания «Калуга Щебень», как выяснилось, не только занимается тем, что пылит и грохочет своими самосвалами на улицах близлежащих деревень, но еще и выстроила за год за свой счет 5-километровую технологическую дорогу в обход населенных пунктов, дабы перестать досаждать жителям.
Да, пыли и грохота, как «Калуга Щебень» соорудил себе технологическую дорогу, стало заметно меньше, соглашается обитатель Дылдина Михаил Епифанов. Но все равно проблема остается – самосвалы под окнами гудят. Неисключено, что уже с другого карьера. Их в округе несколько. Тот, второй, объездную в обход селений еще не соорудил. «Километра два осталось, - объявил на сходе «запыленных» деревень представитель «Калугадорзаказчика» Матвей Парфенов. – К осени, я думаю, управятся, и тогда все самосвалы пойдут в обход».
Впрочем, от этого уже испорченные вдоль деревень дороги не улучшатся. Местные жители спросили: как теперь с ними быть? Областные дорожники пообещали в границах населенных пунктов заделать битумом и крошкой. Чтобы, как говорится, «без шума и пыли». На нормальный и повсеместный асфальт вглубь «пострадавших» территорий денег пока нет.
Последние, однако, зависят в том числе и от деятельности местных «карьеристов». Во всяком случае, иных сколько-нибудь заметных налогоплательщиков в округе, в том же эпицентре «раскопок» - Борисове, пока не обнаруживается. Ну, фермы полуразбитые, с завешанными полиэтиленом окнами, ну, кучи навоза невывезенного (тоже своего рода ископаемое полезное), ну, пара-тройка загонов с пасущимися внутри гусями – вот, пожалуй, и весь местный экономический пейзаж. И грустный, и радостный одновременно.
Грустный – потому что экономика в этих местах явно уснула. Радостный – по той же самой причине: спящая экономика располагает к отдыху и всех остальных. Скажем, московских дачников, неплохо обустроившихся здесь и ставших, по сути, закоперщиками «антикарьерного движения» в округе. Позиция в общем-то удобная: мы не платим никакие налоги (имеется в виду подоходный – основа благосостояния сельских территорий), но сделайте нам так, чтоб жилось нам здесь удобно. Иначе мы что-нибудь перекроем. Хотя, конечно, без «столичного» эгоизма (и за это москвичам – спасибо) вряд ли бы удалось боровских «карьеристов» обуздать и призвать к порядку.
Местные бы жители явно постеснялись. Точнее, побоялись бы местную же власть. Сомнительно, чтобы без ее ведома (как, впрочем, и ведома соответствующих областных структур) согласовались бы проекты по разработке недр, смело игнорирующие проблемы транспортировки крупнотоннажных грузов. Все равно что открыть в Калуге морской порт, не удосужившись заранее проверить: а есть ли рядом море?
Есть надежда, что «Федорино горе» вскоре разрешится – могучие карьерные самосвалы перестанут сотрясать и пеленать смогом не только дома федоринских жителей, но и жителей Борисова, Коростелева, Дылдина. Потому что эти самосвалы «спрячут» на других дорогах, специально для них созданных. Одна беда – дороги эти коротки. И все равно рано или поздно выходят на обычные, хотя и более широкие, областные. Которые, впрочем, разбиваются точно так же, как и местные дылдинские или федоринские. По тем же самым законам. Точнее, в связи с их досадным отсутствием в этой крайне болезненной сфере автомобильного транспорта.
Алексей МЕЛЬНИКОВ, Калуга.