Эксклюзив
Мельников Алексей
14 июля 2015
4288

Алексей Мельников: Люди и самосвалы

Жители российских городов и деревень отчаянно и безуспешно ищут управу на большегрузы

Столь шикарную для российской глубинки дорогу, что проложена нынче от Боровска до Коростелева, надо еще поискать. Столь отчаянную борьбу местных жителей с теми, кто обеспечивает материалом местное дорожное строительство (да и федеральное с областным заодно), тоже редко где встретишь.

Вот уже несколько лет на давно заброшенных в юго-западной оконечности Боровского района, что в Калужской области, угодьях орудуют разработчики местных недр – выкапывают из-под годами не кошенных сорняков щебень. Отсыпают им новые дороги, возят на районные и областные стройки, выполняют даже особо важный госзаказ – снабжают боровским щебнем строительство в подмосковной Кубинке парка вооруженных сил «Патриот».

И ровно столько же - почти три года - против их бурной деятельности негодуют жители окрестных деревень: Дылдино, Федорино, Борисово, Коростелево. Мотив - невыносимая жизнь в условиях грохочущих и пылящих на всю округу самосвалов. Знакомое каждому, наверное, ощущение жизни в долго ремонтируемой квартире налицо: вроде и не строить нельзя, но и жить в постоянном грохоте перфораторов, отбойных молотков и пыли соскребаемой штукатурки уже невыносимо.

«Кто и как мог дать разрешение на открытие карьера и эксплуатацию транспортных грузовых машин повышенного тоннажа на неподготовленной и непредназначенной для этого дороге?» - со справедливым, надо признать, негодованием взвывают к прокурору района активисты поселений. На состоявшемся на днях сходе граждан они усиленно загибали пальцы: дороги в поселениях  разбиты; по ним стало страшно ездить и тем более возить детей в школы; бьются диски, летят коробки передач и с утра до ночи под окнами грохот и пыль. По сотне тоннаров ежедневно проносится перед твоим крыльцом. По сути, полк средних танков при выдвижении на линию огня. И это – изо дня в день…

«Люди - на пределе!» - признались прибывшие на сход жители Дылдина и Федорина. А представитель последнего - Владимир Слатвицкий - даже развернул перед районной властью самодельный плакат, где на фоне тучи пыли плакали с фотографий несчастные дети и как бы молили взрослых: «Стоп, карьеристы! Бизнес и деньги или здоровье и жизнь людей? Хватит, довольно!!! Гробить наших детей и нашу жизнь!!!» Получалось убедительно.

Глава района Анатолий Бельский не отрицал: да, проблема есть. Но также продемонстрировал, что она решается. Обвиняемая во всех бедах компания «Калуга Щебень», как выяснилось, не только занимается тем, что пылит и грохочет своими самосвалами на улицах близлежащих деревень, но еще и выстроила за год за свой счет 5-километровую технологическую дорогу в обход населенных пунктов, дабы перестать досаждать жителям.

Да, пыли и грохота, как «Калуга Щебень» соорудил себе технологическую дорогу, стало заметно меньше, соглашается обитатель Дылдина Михаил Епифанов. Но все равно проблема остается – самосвалы под окнами гудят. Неисключено, что уже с другого карьера. Их в округе несколько. Тот, второй, объездную в обход селений еще не соорудил. «Километра два осталось, - объявил на сходе «запыленных» деревень представитель «Калугадорзаказчика» Матвей Парфенов. – К осени, я думаю, управятся, и тогда все самосвалы пойдут в обход».

Впрочем, от этого уже испорченные вдоль деревень дороги не улучшатся. Местные жители спросили: как теперь с ними быть? Областные дорожники пообещали в границах населенных пунктов заделать битумом и крошкой. Чтобы, как говорится, «без шума и пыли». На нормальный и повсеместный асфальт вглубь «пострадавших» территорий денег пока нет.

Последние, однако, зависят в том числе и от деятельности местных «карьеристов». Во всяком случае, иных сколько-нибудь заметных налогоплательщиков в округе, в том же эпицентре «раскопок» - Борисове, пока не обнаруживается. Ну, фермы полуразбитые, с завешанными полиэтиленом окнами, ну, кучи навоза невывезенного (тоже своего рода ископаемое полезное), ну, пара-тройка загонов с пасущимися внутри гусями – вот, пожалуй, и весь местный экономический пейзаж. И грустный, и радостный одновременно.

Грустный – потому что экономика в этих местах явно уснула. Радостный – по той же самой причине: спящая экономика располагает к отдыху и всех остальных. Скажем, московских дачников, неплохо обустроившихся здесь и ставших, по сути, закоперщиками «антикарьерного движения» в округе. Позиция в общем-то удобная: мы не платим никакие налоги (имеется в виду подоходный – основа благосостояния сельских территорий), но сделайте нам так, чтоб жилось нам здесь удобно. Иначе мы что-нибудь перекроем. Хотя, конечно, без «столичного» эгоизма (и за это москвичам – спасибо) вряд ли бы удалось боровских «карьеристов» обуздать и призвать к порядку.

Местные бы жители явно постеснялись. Точнее, побоялись бы местную же власть. Сомнительно, чтобы без ее ведома (как, впрочем, и ведома соответствующих областных структур) согласовались бы проекты по разработке недр, смело игнорирующие проблемы транспортировки крупнотоннажных грузов. Все равно что открыть в Калуге морской порт, не удосужившись заранее проверить: а есть ли рядом море?    

Есть надежда, что «Федорино горе» вскоре разрешится – могучие карьерные самосвалы перестанут сотрясать и пеленать смогом не только дома федоринских жителей, но и жителей Борисова, Коростелева, Дылдина. Потому что эти самосвалы «спрячут» на других дорогах, специально для них созданных. Одна беда – дороги эти коротки. И все равно рано или поздно выходят на обычные, хотя и более широкие, областные. Которые, впрочем, разбиваются точно так же, как и местные дылдинские или федоринские. По тем же самым законам. Точнее, в связи с их досадным отсутствием в этой крайне болезненной сфере автомобильного транспорта.

Алексей МЕЛЬНИКОВ, Калуга.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован