В Ганновере на этой неделе заключено соглашение, которое сразу же назвали сделкой года. Ее участники "Газпром" и немецкая компания "БАСФ". В новейшей российской истории аналогов такому контракту нет. Объем прямых инвестиций в нашу экономику в результате реализации проекта составит несколько миллиардов долларов.
Корр.: Инвестиции в обмен на российское сырье и высокие технологии - эту фразу можно считать девизом ганноверской ярмарки. В советское время торговля с Германией шла почти по принципу натурального хозяйства: трубы большого диаметра меняли на газ. Сейчас все по-другому. Иностранцев у нас впервые допустили к святая святых - разведке, добыче, транспортировке и сбыту газа. Компания "Басф" получает 50 процентов минус одну акцию одного из лучших месторождений - Южно-Русского. Несмотря на южное название, находится оно на севере, в Западной Сибири, а труба пройдет по дну Балтийского моря, из нашего Выборга сразу в немецкий Грайфсвальд, минуя третьи страны. В этом проекте немцы получают 46 процентов. "Газпром" и "Басф" оформили свои отношения в Ганновере в присутствии Путина и Шредера. Российские газовики сразу назвали соглашение историческим и даже началом новой эпохи в энергетике. Для того оптимизма есть основания.
Алексей Миллер, председатель правления ОАО "Газпром": То, что касается инвестиций в целом по проекту, они исчисляются миллиардами долларов. Если говорить в частности о месторождении Южно-Русском, то инвестиции в него составят около 1 миллиарда евро, североевропейский газопровод в однониточном исполнении - около 2 миллиардов евро. Сейчас соглашение, которое подписано, оно охватывает всю цепочку, от геологоразведки, добычи до сбыта газа в Германии. При этом "Газпром" получает значительные активы в транспорте на территории Германии, в хранении газа, в распределении и в сбыте.
Корр.: Причем речь идет о прямых инвестициях. Экономисты знают, насколько это важно. Деньги вкладывают не для того, чтобы быстро заработать и перепродать. Зарубежный инвестор получает контроль за предприятием. В его интересах развивать этот бизнес. Перспектива развития есть.
Алексей Миллер: Сейчас речь идет новых поставках, о новых контрактах. В первую очередь речь идет о рынках Северной Европы, речь идет о поставках газа в рамках этого проекта на рынок Великобритании, на рынок Германии, на рынок ряда скандинавских стран. Такого рода сделка построена на базе баланса интересов. Она абсолютно взаимовыгодна и тот размен активами, который производится, он дает еще дополнительный энергетический эффект. И это, на мой взгляд, очень удачная модель участия иностранных компаний в добыче углеводородов в России. Считаем, что эта модель могла бы быть распространена и на другие проекты, в частности на проекты "Газпрома". Мы ведем переговоры с другими иностранными компаниями по такого рода сделкам и считаем, что без сомнения, вопросы участия иностранных компаний в добыче углеводородов в Российской Федерации на базе размена активами и нахождения баланса интересов это наша будущая модель сотрудничества.
Корр.: Сейчас на нашем газе неплохо зарабатывают соседи: Украина, Белоруссия и Польша. Причем "зарабатывают" - это мягко сказано. Как известно, на Украине не так давно газ просто воровали. Продажа газа без посредников по дну моря сразу в Германию и другие страны старой Европы поможет снят политические риски. Оранжевая революция на Украине, не всегда уместные заявления польских политиков не способствуют спокойной торговле топливом. Большие деньги любят тишину.
Пока в Ганновере начинали реальные проекты, на экономическом форуме в Лондоне просто разговаривали. Для этого форум и задуман, поговорить, отдохнуть и присмотреться друг к другу. Советник президента Андрей Илларионов рассказал о росте ВВП и стабилизационного фонда и сокращении внешнего долга. Анатолий Чубайс призвал потенциальных инвесторов не опоздать на уходящий поезд.
Анатолий Чубайс: Не опоздайте на этот поезд.
Вильям Браудер, директор компании "Hermitage Capital Management": Из-за того, что о России ходит так много невероятных слухов и отрицательных представлений, ценность фондового рынка в России самая низкая в мире, то есть это самый недооцененный фондовый рынок в мире. если у людей неверная информация, это опускает цены, а я убежден, что ситуация лучше, чем представляется многим. В России очень интересный для западного инвестора фондовый рынок.
Корр.: По словам представителя Лондонской фондовой биржи, множество английских компаний уже прошли аттестацию, чтобы вкладывать деньги в Россию. В первую очередь интересует энергетика и новые проекты "Газпрома".
Алексей Миллер: Та модель, которая сейчас будет реализовываться, она может стать образцом того подхода, который позволит участвовать иностранным компаниям в добыче в нашей стране. Без сомнения, конечно же это повышает доверие наших покупателей и в этой связи мы говорим о том, что строить наши взаимоотношения в экологической сфере на базе долгосрочных контрактов, которые будут сейчас заключены, позволяет нам строить и взаимоотношения в экономической сфере на очень долгую перспективу. Без сомнения, доверие к нашей стране, как к надежному партнеру, оно только от этого возрастет.
Корр.: Строительство газопровода по дну Балтики начнется осенью. И многомиллиардные контракты в Ганновере, и дискуссия в Лондоне показали, что иностранные инвесторы активно интересуются нашей страной. Допуск западной компании к работе в стратегической газовой отрасли это хороший сигнал для тех, кто еще не определился.
Программа "Время", телеканал "1 канал"
http://www.gazprom.ru/interviews/2005/04/170000_16213.shtml
17.04.2005