Своими впечатлениями о первых гонках сезона специально для сайта РТР-Спорт.Ru поделился известный всем поклонникам `королевских гонок` комментатор - `Российский голос Формулы-1` Алексей Попов.
- Впечатления от нового сезона исключительно положительные. Когда были приняты изменения в правилах, так получилось, что они были критикуемы со всех сторон. Грубо говоря, традиционалисты в среде `Формулы-1`, такие как руководители `Уильямса` и `Макларена`, критиковали эти правила за то, что они уводят `Формулу-1` от чистого спорта в сторону некоторого шоу. В то же время те, кто хотел настоящих перемен, те, кто хотел спасения `Формулы-1`, эти люди требовали гораздо более радикального изменения правил. Его не произошло. Поэтому, грубо говоря, с одной стороны звучали такие слова, как `полумеры`, `буря в стакане воды`, `карманная революция`. Но с другой стороны, наоборот, это чуть ли было не предательство всех традиций, всех устоев `Формулы-1`.
- Что же мы можем констатировать после двух гонок?
- И те, и другие были не правы. Естественно, не все это сейчас признают, но `Формула-1` выиграла. `Королевские гонки` вновь стали интересными и привлекательными. Может быть, чуть-чуть произошло изменение в сторону шоу, но с другой стороны, зрителей, в первую очередь, интересует борьба пилотов. Борьба технологий, естественно, присутствует в `Формуле-1` и всегда присутствовала, но в последнее время, в любом случае, не так, как раньше. `Формула-1` в последние годы не внедряла что-то новое в автопром. Скорее, наоборот, заимствовала из автопрома, естественно, усовершенствовав, естественно, со своими безумными средствами доведя это до абсолюта. Но так как в 60-70-80-е годы какие-то новые решения `Формулы-1` затем шли в жизнь, и этим она была ценна, этого давно не было. Было обратное заимствование. Но заимствование, этими бюджетами доведенное до такого количества денег, что сам смысл, соль - борьба пилотов несколько потерялась на этом фоне. Все стало решаться только удачной или неудачной машиной. Ну и плюс к этому, скажем, затраченными деньгами, чтобы нанять лучших менеджеров, спонсоров, инженерный штаб на трассе, потому что лучшая машина сама по себе решает еще не все. Нужен какой-то мозговой штурм вокруг, по ходу уик-энда, чтобы выбрать правильную тактику, чтобы правильно ее сменить по ходу гонки. Естественно, что те, кто смог набрать себе лучший коллектив такого рода, и оказывается автоматически впереди, и затем доминировали настолько сильно, что уже даже их болельщики в некотором роде хотели бы, чтобы их кумиры продолжали побеждать, но не с кругом преимущества, не устраивая позорное шоу на финише - `Нет, ты. Нет, после тебя. Нет, извините, так. Нет, приказ из боксов такой`.
- Вы сказали про пилотов и про технологии, а что творится с командными стратегами? Кто-то оказался не готов к таким переменам?
- Да. Я думаю, что, несмотря на все симуляции, которые, естественно, проводились зимой и в компьютерах, и где-то, может быть, на тестовых автодромах, в полной мере симулировать все это было невозможно. Люди имели достаточно слабое представление о том, что их ждет реально на трассе. Именно поэтому, когда тому же Михаэлю Шумахеру задавали вопрос еще в Австралии несколько раз по ходу уик-энда о его впечатлениях, он отвечал `Подождите, поговорим после этой гонки, или после первых нескольких гонок`. Теперь начали поступать некоторые уже, скажем так, элементы - справа, слева и так далее - о том, как кому нравятся или не нравятся новые правила. Но в данной ситуации, нужно заметить, естественно, что некоторые оказались готовы лучше. Особенно в квалификациях, поскольку практика одного единственного круга, на котором все должно решиться, максимально интересна. Во-первых, тем, что они стартуют, примерно, в обратном порядке силе пилотов, то есть получается нагнетание напряжения к концу квалификации, ведь по идее каждый следующий пилот должен превысить время предыдущего, и, соответственно, занять поул. В этом интерес. Плюс к этому один единственный круг - психологически для пилота это очень тяжело. Плюс к этому этот круг даже не в квалификационных условиях, а в условиях более-менее заполненных баков. А соответственно, машина тяжелее, соответственно, она настроена чуть-чуть иначе, соответственно, из нее тяжелее выжать ту последнюю десятую секунды. Плюс к этому вопросы - на сколько должен быть заполнен бак, какая должна быть резина. Все это играет роль.
- И яркий пример тому гонка в Малайзии.
- Да, мы видели в Малайзии великолепную тактику в исполнении `Рено`. Просто чуть-чуть меньше топлива в баках, чем у других. Та же тактика пит-стопов по ходу, просто первый из двух чуть-чуть раньше. За счет этого машина оказалась чуть-чуть легче в квалификации, плюс безошибочный пилотаж двух пилотов, по крайне мере в квалификации. В гонке у Трулли были некоторые проблемы сначала из-за Михаэля Шумахера, затем уже несколько раз по собственным ошибкам, как мне показалось. Что касается, Алонсо, то он откатал блестяще. На победу трудно было претендовать, учитывая, все-таки, другой класс машины. Но весь уик-энд в общей сложности в исполнении `Рено` был безукоризненным.
В то же время, например, `Феррари` выглядела несколько хуже. Дело не только, например, в ошибке Михаэля Шумахера, когда он столкнулся с Трулли на трассе, а в общем. Царило ощущение некоторой неразберихи, поскольку Шумахер в потенциале был невероятно быстрее. И машина, и сам он показал в пятницу невероятное время в квалификации, превысив предыдущий рекорд и так далее. На этот раз ни в субботу, ни в воскресенье ничего подобного сделать не удалось.
Еще один интересный момент, который был в Австралии, этот тот факт, что прошел дождь перед стартом. И здесь плюс к уровню топлива и ко всему выше сказанному, наложился еще тот момент, на какой резине стартовать. Это впрямую с новыми правилами не связано, но нам так повезло, что самый дебют этого сезона получился невероятно интересным.
- В Австралии был интересный момент, когда Райкконен, квалифицировавшийся очень плохо, рискнул стартовать из боксов. Чья это заслуга - его конкретно, или без командных стратегов, как обычно, не обошлось?
- Все время идет обсуждение. Радио-то не запретили. Поэтому обсуждение проходит даже во время установочных кругов. Обсуждение продолжалось в случае с Кими даже во время прогревочного круга. Поэтому когда все становились на стартовую решетку, он заехал на пит-лейн. Естественно, что в данной ситуации это был правильный выбор. Но с другой стороны, было много народа впереди на стартовой решетке, тот же Монтойя, который уже был на правильном типе резины. Я должен вам сказать, что только два-три круга он пострадал, если вы помните. Его Хайдфельд там обходил, и так далее. После этого трасса полностью просохла, и Монтойя бы взлетел вверх, если бы не пейс-кар. И когда затем говорили, что Монтойя в конце случайно оказался в лидерах, когда его развернуло, но по идее до этого должны были быть Шумахер, `если бы не`... Райкконен, `если бы не`... Не стоит забывать, если бы не пейс-кары, Монтойя бы имел круг преимущества к этому моменту, и ему не надо было бы вообще рисковать. Все это было очень интересно. Плюс к этому - постоянная смена лидера.
Во второй гонке - то же самое. Тактическая борьба. Кто с каким количеством топлива? Кто что будет делать, и чего не будет делать? Наказания. Пейс-каров не было, но у нас были и наказания того же Михаэля Шумахера - медленный проезд через пит-лейн, у нас были столкновения, замены какие-то. Тот же Монтойя вообще всю гонку ехал в трех кругах позади всех, но, тем не менее, ехал.
- Что вообще творится с `Уильямсами`?
- Машины пока еще достаточно сырые. У `Уильямса` новый болид, в отличие от `Макларена` и `Феррари`. Он сразу ее взял. И пока она не тянет, грубо говоря, в абсолютной скорости даже на фоне старых `Феррари` и `Макларена`. Так что - есть о чем призадуматься.
- `Макларен` выиграл две первых гонки. Так ли силен их болид?
- Нет. Естественно, что прошлогодняя `Феррари` сильнее. Насколько F2002 была сильнее всех в прошлом году, настолько же она осталась сильнее и в этом. Особенно по сравнению с `Маклареном`, пусть он и использует модифицированный вариант, чуть лучше, чуть быстрее, но эта разница есть. Другое дело, что в первых двух гонках `Макларен` отыграл на `отлично`. Единственная проблема, если бы не было вот этого лимитатора скорости, который сработал у Кими в Мельбурне, то у них был бы дубль в первой гонке и если бы не какие-то механические проблемы у Култхарда в самом начале дистанции в Малайзии с электрикой, то у них опять был бы дубль. Поэтому здесь с тактической точки зрения, вернее даже со стратегической, как раз то, о чем мы говорили, `Макларен` отыграл великолепно, в то время, как `Феррари`, которая славилась этим всю жизнь, сплоховала. Все время говорили о гении Росса Брауна, о его тандеме с Михаэлем Шумахером, но в первых двух гонках они полностью растерялись и провалились.
- Помимо `Феррари`, `Макларена` и `Уильямса`, на кого еще стоит обратить внимание? Кто находится `на подходе`?
- Что касается `на подходе`, то это у нас, естественно, `Рено`. Уровень средств очень большой затрачен. Все-таки в команде постепенно подбирается талантливый штаб. Трулли стабилен, Алонсо, возможно, выстрелит гораздо сильнее того же Райкконена, учитывая его возраст, и учитывая его потенциальный талант, о котором все говорили еще в прошлом году, когда он был тест-пилотом `Рено`, и два года назад, когда он пилотировал `Минарди`. Единственное, сейчас лошадиных сил `Рено` несколько не хватает, но, я думаю, что эта проблема рано или поздно будет решена. С резиной они даже плотнее работают, и не потому, что они с `Мишленом` оба французы. А потому, что они выбрали вот этот вариант, который критиковали и многие смеялись над Флавио Бриаторе, с тестами в пятницу с утра. Мол, это удел слабых, у кого нет денег, то есть у `Минарди`, `Джордана` и `Ягуара`. Зачем `Рено` туда лезет? Как выяснилось, правильно лезет. Сейчас многие уже кусают локти. И раздражение Рона Денниса этим решением `Рено` связано с тем, что он понял, что, может быть, выгоднее было бы делать это, чем бесконечно тестироваться в условиях, далеких от боевых.
Должна прибавить `Тойота`, потому что их дуэт Панис - да Матта должен быть очень сильным. Оливье мы знаем. Что касается да Матты, то, я думаю, он развеял опасения в свой адрес. Перед переходом говорили, что и КАРТ уже не тот, и чемпион там случайный, и ничего он не сможет показать. Я думаю, что он достаточно быстро адаптировался и подгоняемый таким мощным партнером как Панис, и в свою очередь, подгоняя его, то есть друг друга, к концу сезона они должны выйти на хороший уровень. Здесь многое будет зависеть от машины. Скорость у нее есть, надежности пока нет. Посмотрим.
- А `Заубер`?
- Здесь никаких проблем. Машина, может быть, чуть-чуть неудачнее, чем в прошлом году, но чемпионский мотор `Феррари`, который выиграл 15 гонок в сезоне из 17-ти, сам о себе говорит. Плюс к этому - очень сильный дуэт Хайдфельд - Френтцен. Многие смеялись над ними, что это команда из Менхенгладбаха - маленького городка, но если отрешиться от этого места, то каждый из них как пилот очень и очень силен. Поэтому я думаю, что `Заубер` должен сыграть первые роли. Может быть, проблема `Заубера` сейчас в `Бриджстоуне`. Если `Феррари` еще может компенсировать этот недостаток резины самой мощью своей машины целиком, всей своей организацией. То `Заубер` сейчас, окажись он на `Мишлене`, ехал бы гораздо быстрее. Я уверен, не то, что на равных, но и побыстрее `Рено`, не говоря уже о `Тойоте`. Проблема в том, когда они хотели перейти на `Мишлен`, то руководство `Феррари` деликатно им намекнуло, что, может быть, не стоит. А поскольку он сейчас очень сильно зависят от `Феррари` по поставкам моторов, то здесь Петеру Зауберу поспорить не удалось.
- Что сейчас происходит с `БАРом`?
- Внутренний конфликт, который был, естественно, предсказуем после прихода Дэвида Ричардса, поскольку Вильнева поставили перед фактом. Он в эту команду вложился с самого начала, пожертвовав, как выяснилось, своей карьерой вместо того, чтобы ездить в сильных командах. Только на своем тандеме с Крейгом Поллоком они строили эту команду. Поэтому, будучи поставленным вот так перед фактом, чуть ли не за день до презентации, плюс к этому Дэвид Ричардс сразу сказал, что его не устраивает зарплата Вильнева, что, естественно, в данной ситуации, не могло не внести сразу изначальный конфликт. Если человек не чувствует поддержки сзади в собственной команде, ему тяжело.
С другой стороны - Баттон, который туда приходит, будучи соотечественником Ричардса, и сразу начинает выводиться на первые роли. Этот конфликт не столько между самими Жаком и Дженсоном, которые наверняка могли бы вместе себя чувствовать, если бы изначально их не стравливали со стороны Дэвида Ричардса. Это стравливание идет постоянно. Все это, естественно, сделано с целью выдавить Вильнева рано или поздно из команды и целиком лишить ее вот этой эмоциональной привязки если `БАР` - то Вильнев.
Что касается машины, то она, наконец, удачная. Судя по всему, шасси прекрасное. `Хонда`, наконец-то, может быть начала уделять то внимание своему проекту в `Формуле-1`, которого ждали с самого начала, учитывая чемпионский опыт `Хонды` еще в `Уильямсе` и `Макларене`. Могут быть неплохие гонки в этом году, другое дело, что, может быть, с тактической точки зрения команда чуть-чуть слабее той группы, о которой мы говорили - `Рено`, `Тойота` и `Заубер`. Но на определенных гонках они могут выстреливать, другое дело, что тут пока играет отрицательную роль фактор `Бриджстоуна`. Но это пока, не факт, что они не смогут контратаковать. Потому что до этого они приучили нас к блестящему выступлению, и очень часто они на голову разбивали `Мишлен` в предыдущих двух сезонах. Были гонки, где они проигрывали, но очень часто вы видели, что с точки зрения выносливости резины, износа все болиды на `Мишлене` были в агонии в конце гонки, в том время как `Бриджи` летели.
- А в этом сезоне?
- Пока мы имеем прямо противоположную вещь. `Мишлен` прекрасно поработал зимой. Смог извлечь выгоду из этих новых правил, когда они поставляют покрышки под машину. И они действительно смогли реализовать свой потенциал, то есть `Макларену` под `Макларен`, и мы это уже видели. `Рено` под `Рено`, `Уильямсу` под `Уильямс`, ну и, естественно, `Тойоте` под `Тойоту`. Думаю, что дальше, чуть меньшее внимание уделяется.
Что касается `Бриджстоуна`, то он стал жертвой своей сильной завязки на `Феррари`, поскольку они настолько привыкли работать только с одной командой, только для нее, что неспособны сейчас реально сотрудничать с теми же `Заубером` и `БАРом`. И от этого они получают гораздо меньше информации в итоге по ходу уик-энда. Может быть, вот сейчас это им даже мешает. То, что им помогало по старым правилам - вот эта жесткая работа на одну единственную команду. В то время как `Мишлен` делал какой-то компромисс между желаниями `Уильямса`, `Макларена` и так далее, здесь все делалось под одну команду, и не было никаких проблем.
- Чего вы ожидаете от чемпионата?
- Борьбы! Я ожидаю борьбы. Я думаю, что все настоящие болельщики `Формулы-1`, болеют ли они за ту команду, другую, за того пилота, или иного, будут только счастливы, если будет плотная борьба. Никаких отрывов, никакой отдельной команды, которая доминирует над всеми остальными. Все время чтобы была борьба. Побольше обгонов, красивых и разных.
06.04.03
Даниил Сальников
Государственный интернет-канал `Россия` 2001 - 2004
http://nvolgatrade.ru/