Уже 30 августа, на следующий день после выборов президента Чечни, глава республиканского избиркома Абдул-Керим Арсаханов заявил, что второго тура не будет. Президентом избран Алу Алханов. Называющий себя `человеком из команды Кадырова`, Алханов до начала предвыборной кампании занимал пост министра внутренних дел Чечни. По последним данным, на выборах 29 августа Алханов получил 73,86 голосов избирателей - почти в девять раз больше, чем занявший второе место Мовсур Хамидов (8,62 процента голосов).
После объявления предварительных итогов выборов Алу Алханов, уже де-факто президент Чечни, дал эксклюзивное интервью ЮФО.RU.../Далее/
- Вы были избраны президентом Чеченской республики уже в первом туре. Какие чувства в связи с этим вы испытываете?
- Любая победа тешит самолюбие и приятна сама по себе. Тем не менее, я больше думаю сейчас о тех задачах, которые стоят перед президентом Чеченской республики. Думаю о той ответственности, которую я взял на себя как высшее должностное лицо республики. И, соответственно, отсюда и настрой. Не парадный, а рабочий, деловой и ответственный. С учетом этого и будем строить планы, в том числе и отмечать избрание. То, что этому решению очень рады, народ показал на выборах, - на подавляющем большинстве участков. Народ пришел на выборы радостный, с танцами, песнями и весельем, и вплоть до 12 часов ночи на многих избирательных участках продолжалось веселье, танцы. Я думаю, это самый главный знак. Самое главное для меня то, что люди ждали этого выбора, что люди после внезапной кончины Ахмата Кадырова хотели избрать нового президента, чтобы он продолжил его курс, его начинания.
- Ваша программа восстановления Чечни предполагает создание в республике особой экономической зоны. Могли бы вы рассказать об этом подробнее?
- Да, в своих программных документах и выступлениях я говорил, в том числе, и об особой или свободной экономической зоне. На наш взгляд, все то передовое и эффективное, что могло бы повлиять на динамичность развития экономических процессов в республике, безусловно, нас интересует, и нам хочется это у себя внедрить. Одним из таких наших предложений в этом плане и была особая или свободная экономическая зона.
Вы знаете, что республика в кризисной ситуации, и, соответственно, решение тоже должно быть нестандартным. И, на наш взгляд, только привлекательность для инвестиций, только привлекательность для предпринимателей позволит республике выйти из кризиса. Особая экономическая зона обеспечивает такую привлекательность для бизнесменов, позволяя им вкладывать свои деньги в восстановление экономики и социальной сферы и, конечно же, рассчитывать на высокие доходы. Я думаю, не надо объяснять, что дает свободная экономическая зона. Это и соответствующие таможенные пошлины, и льготное налогообложение. То есть много тех рычагов, которые привлекают бизнесменов.
- Как вы в этой связи видите будущее чеченского нефтекомплекса?
- По этому вопросу я встречался с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Было внесено предложение по оптимизации всей нефте- и газодобывающей отрасли Чеченской республики. И одно из предложений, которое, на наш взгляд, позволило бы увеличить денежные вливания в экономику республики заключалось в том, чтобы всю добытую нефть отправлять на экспорт, а всю выручку пустить на восстановление республики. Это позволило бы несколько уменьшить нагрузку на федеральный бюджет. Одновременно мы могли бы активнее развивать и саму отрасль. Надо проводить геологоразведочные работы, которые позволили бы нам знать, какие возможности у республики не на 10 лет вперед, а на 50. Несколько перспективных месторождений газа и нефти уже разведаны : где-то надо пробурить около 46 метров, где-то 50 метров. Это одно из серьезных и перспективных бюджетообразующих направлений в республике.
- Тем более, что чеченская нефть - чрезвычайно высокого качества. Именно поэтому у вас стала возможной даже самопальная нефтепереработка...
- Конечно, сложных технических решений не требовалось. Даже кустарное приспособление позволяло производить высокооктановый бензин, которым пользовались наши автолюбители.
- А как вы планируете бороться с хищениями нефти, с нелегальными `врезками` в трубопроводы?
- Рамзан Ахматович Кадыров, первый заместитель председателя правительства республики, в понедельник проводил совещание с участием руководителей строевых подразделений, командира полка по охране нефтегазового комплекса и министра внутренних дел. И посвящено совещание было именно пресечению фактов похищения нефтепродуктов. Я думаю, что принятые решения помогут кардинально изменить ситуацию в нефтегазовой отрасли республики. Хотя справедливости ради надо отметить, что на момент, когда я заступил на должность министра внутренних дел, уровень хищения нефтепродуктов достигал 900 тонн в сутки. По крайней мере, это те официальные цифры, которые представляло руководство `Грознефтегаза`. После назначения Демирханова на должность командира полка по охране нефтегазового комплекса хищение нефтепродуктов резко сократилось. И сегодня хищения фиксируются на уровне 150-200, максимум 300 тонн в сутки. Тем не менее, факты имеют место быть. И совещание, которое в понедельник провел Рамзан Кадыров, дало уверенность в том, что решительные меры будут приняты.
- А какова была реакция Президента Путина на ваши предложения по нефтегазовому комплексу?
- Реакция была очень положительная. Как, впрочем, и на все разумные предложения. Учитывая, что Президент Российской Федерации знает истинное положение дел в Чеченской республике, и с пониманием и ответственностью относится ко всему, что связано с Чеченской республикой, Владимир Владимирович пообещал мне и Рамзану Ахматовичу всемерно поддержать это предложение. Я знаю, что реализовать эту задачу не просто. Нужны юридические решения, вопрос должен прорабатываться на уровне Государственной Думы. Но Владимир Владимирович обещал нам поддержку, и мы надеемся, что найдем положительное решение этой проблемы.
- Вы сочли необходимым сохранить за Сергеем Абрамовым пост главы правительства Чеченской республики, а за Рамзаном Кадыровым - пост вице-премьера. Чем вы мотивировали это решение?
- У нас несколько иной случай, чем на других выборах. Мы шли командой. Наш лидер, наш президент погиб в результате трагического случая. Команда шла вместе с Ахмат-хаджи все эти годы. Поэтому сегодня делать какие-то резкие кадровые перестановки необходимости не было. Тем более, в преддверии той большой административной реформы, которая сейчас идет на федеральном уровне, а она уже в конце года коснется и нас, делать какие-то резкие шаги я необходимости не видел. И так в этом году еще много нерешенных вопросов: и по финансированию федеральной целевой программы, и по тем организационным решениям, которые должны быть приняты к началу 2005 года. У нас очень много проблем, которые нуждаются во внимании и правительства, и председателя правительства. Поэтому мы считаем, я, по крайней мере, что сегодня делать кардинальные перестановки нет необходимости.
- Я хотел бы попросить вас прокомментировать недавнее решение МВД Чечни жестко пресекать появление на территории республики людей в масках, на машинах без номеров, и так далее.
- Я считаю, что заявление и.о. министра внутренних дел Руслана Алханова было своевременным и правильным. Сотрудники государственных силовых структур, которые стоят на страже народа, стоят на страже граждан республики, не имеют права предпринимать какие-то меры с закрытым лицом. Если они защищают народ, защищают граждан, если все это делается от имени народа и на основе закона, то кого им надо опасаться? И я считаю, что не должно быть операций, которые проводились бы в масках. Тем более в центре города, на автомашинах без номеров, в масках... То, что у нас произошло 21 августа, было сделано именно так.
- Имитация действий силовых структур...
- Да, имитация. И не последовало быстрой реакции на подобный налет бандитов, потому что сначала все подумали, что кто-то из федеральных или республиканских силовых структур проводит какую-то профилактическую операцию. Поэтому в течение 20-25 минут бандитам удалось расстрелять и мирных жителей, и милиционеров, и моментально убраться с места преступления. Это яркий пример того, что силовые правоохранительные структуры - и федеральные, и республиканские, - если они стоят на страже закона, должны быть с открытыми лицами.
- То есть вы со своей стороны намерены приложить усилия, чтобы это распоряжение выполнялось?
- Безусловно.
- Алу Дадашевич, та должность, на которую вас избрал чеченский народ, сопряжена не только со значительной ответственностью, но и с высоким риском. В ваш адрес уже раздавались угрозы со стороны тех людей, которые хотят дестабилизировать обстановку в Чечне. Как вы реагируете на это, учитывая трагическую гибель Ахмата-хаджи Кадырова?
- Реагирую спокойно, я знал, на какую должность я выдвигаюсь. Опасность есть не только в той должности, на которую я в воскресенье был избран. Предыдущая моя должность тоже была очень ответственная и достаточно опасная. Я никогда не ставил на первый план свою личную жизнь. Она была на втором месте, на первом плане всегда - служение народу и Отечеству. И если мне на этом поприще удастся что-то сделать - считайте, что я выполнил те задачи и цели, что ставил перед собой.
- Какую помощь вам могло бы оказать полпредство Президента в ЮФО?
- Я, безусловно, благодарен Владимиру Анатольевичу Яковлеву за всемерную поддержку - и моральную, и психологическую. Я благодарен главам субъектов ЮФО, которые все как один заявили о поддержке моей кандидатуры на нашей встрече 10 августа этого года. Также многие из них заявили о готовности конкретно и реально помочь Чеченской республике в восстановлении экономики, попросили подготовить предложения. И эту поддержку я чувствовал все время перед выборами. Непосредственно в день выборов многие руководители субъектов звонили мне, поздравляли. Я думаю, вместе с руководителями субъектов мы решим многие вопросы, связанные с Чеченской республикой и с ЮФО в целом.
Беседовал Дмитрий Старостин
2 сентября 2004
ЮФО.ру
http://nvolgatrade.ru/