А на рассвете уже все были на ногах. Оживление царило во всём лагере. Нарядные одежды, шутки смех, поздравления слышались отовсюду.
Девы тоже оделись в самое лучшее. Расшитые рубахи и яркие сарафаны, кокошники, серьги и монисто. Соседи по лагерю даже не узнали в величавых красавицах юных воительниц. И первым красоту дев оценил Муха.
- В жизни не поверил бы, что красота такая бывает, если б своими глазоньками не увидал! Да сразу десять прелестниц, хвала богам и предкам нашим, что сподобили увидать! Силай, гляди-ка, и не узнать соседок то наших.
Все спешили к берегу. Наши девушки заняли удобное место на холме. Всё было видно, и тот берег и причал, и поле, где должны будут водить сегодня хороводы пары воинов и их невест. Жрицы пели постоянно гимны Яриле – солнцу, хвалебные песни предкам, благодарения матушке земле, что погоду держала теплую да ясную.
Появились люди на том берегу, стали садиться в ладьи. Особо глазастые разглядели двадцать пять пар, что сели в первую ладью. Во вторую ладью сели восемь воинов. Они тоже плыли сюда. Жрицы затянули новый хвалебный гимн для молодоженов. На ладьях его тоже подхватили. Звучание было таким мощным, что у зрителей по коже побежали мурашки.
Ладья причалила, бросили мостки и первая пара сошла на берег. У мужчины была перевязана голова, на свежем бинте просочилась капля крови. И многие из женихов имели ранения. Когда последняя пара сошла на берег, из второй ладьи стали выходить те восемь воинов.
- Почему эти воины без пар? - спросили девушки Кору.
- Они не дошли до царского места. Видимо, ранены были. Ушло то больше народу. Кто-то ранен посерьёзнее. Вылечат и сюда переправят.
А действия разворачивались на поляне полным ходом. Процессию встретили жрецы, одарили напутствиями торжественно. Потом вышли князья, приняли от воинов их оружие, забрали боевых коней под седлами и передали по символическому подарку - мешок с зерном, овчину и топор, чтобы мужу было чем построить новый дом для жены и будущих деток.
По окончании торжественной части началось самое интересное. Хороводы! Девы ждали этого момента с нетерпением, и вот началось. Сначала пары встали друг против друга. Девы взялись за руки и встали кольцом, лицами к мужам. Мужчины тоже взялись за руки и встали вокруг девушек, лицам к ним. Оба кольца стали медленно вращаться в разные стороны, постепенно увеличивая темп. Бешенное вращение постепенно стихло. Участники перекинули сцепленные руки через друг друга и снова началось вращение с ускорением. Так повторялось нескончаемое число раз, и змейкой, и косицей , и спиралью, вращался хоровод за хороводом. Ора сначала считала, но сбилась и бросила считать, просто наблюдая за сложными вращениями ритуального танца. Она поняла только одно, хоровод вели Девы-Мураны. Ора видела исходящее от них сияние. Теплое, мягкое и чарующее. Очень хотелось побежать, разорвать хоровод и слиться с ним в бешенном вращении спирали. Волшебство хороводов продолжалось до полудня. Пиршественные столы ломились от яств и напитков. Раздавалась веселая музыка и песни. Волхвы принялись предсказывать будущее обращавшимся к ним за советом. Гусляры пели баллады о героях и их подвигах. А невесты из страны-храма ходили меж собравшихся и говорили с ними.
Ора несколько утомилась к вечеру, она отошла на холм к березовой роще. Здесь уселась на погретый солнцем камень и смотрела вниз на гулянье. Вечерний ветерок освежал разгоряченное лицо. Ора наслаждалась этим моментом. Сзади послышались шаги. Дева-Мурана подошла к ней.
- Не помешаю?
- Нет, садись рядом, отдохни в холодке.
- День выдался шумный. Мы, дочери Солнца не любим суеты. Но в этот день мы себе не принадлежим. Наше служение для людей и сегодня мы здесь. - Ора смотрела на необычайно прекрасное лицо собеседницы. Точеный носик, чуть вздернут, безупречного цвета кожа лица, огромные синие как небо, глаза. Губы как нежные лепестки дикой розы. Ресницы черные и густые, отбрасывали тени на розовые щечки. – Ты можешь спросить меня о чем угодно, Ора.
- Ты моё имя знаешь?
- Да, мне многое ведомо.
- Почему вас всех зовут девы-Мураны.
- Не принято у нас каждому свое имя говорить. Это священная тайна. Кто семья наша, те знают и по имени зовут. А когда мы в мир открытый ступаем, имя своё скрываем. Так нас с измальства учат.
- Дева, скажи, что за враг на юге людей пугает? спокойно жить не дает?
- Я не могу сказать, потому что не знакомо мне то бедствие. Это тебе суждено все узнать и рассказать нам. То, что я сейчас вижу, описать не могу, слов у меня не находиться. Скажу тебе вот что, вернешься ты, цела и здорова, многое откроется тебе. Битву наши князья благодаря тебе выиграют и станут о тебе легенды детям рассказывать. А для себя счастье несказанное получишь. А почему под облаками как птица летаешь, сказать не могу. – Дева-Мурана поднялась на ноги, на прощание улыбнулась и сказала, - благословенна ты предками. Любое дело тебе по плечу. Только руки не опускай. То, что на груди носишь, береги, это слёзы в камне застывшие, любовные слезы. Они тебя домой вернут. А друг твой, что его подарил на Деве-Муране жениться. Сестренке моей младшенькой,- и ушла.
Ольга Шумакова. Член Союза писателей