- Сегодня мы гости. Завтра уже мужьями станем. – балагурил огромный Ваюр, вытаскивая тюки из повозки. Старшие и князья пришли к костру почти в полночь, на огне был готов ужин.
- Да проголодались с дороги. Хорошо подкрепиться перед сном. – басил Ваюр.
- Благодарю, девы, за заботу! – Хафиз прижал руку к груди, поклонился девушкам, и принял из рук Любавы миску с супом и хлеб. - Это хорошо, что сразу вместе всё делать стали. Значит подружимся.
- Девы, это наши помощники и соратники. Южане хорошо знают места, по которым нам ехать придется. Мы будем изображать их жен и дочерей. – Начала разговор Алама,- Труд нам предстоит не малый, сделаем всё , что сможем. Но главное нужно вернуться живыми всем. Страх обуявший южные степи появился не просто так. Этому причина есть. Её-то мы и должны узнать. Войну начинать нельзя, пока не узнаем кто враг. Завтра наши союзники начнут нас учить, как ведут себя женщины их племени. Это здесь на берегах Ра-реки женщины решают свою судьбу сами. В других местах, женщина полностью зависит от своего мужа. Он и защитник, и хозяин, и господин. Поэтому утром начнете вести себя так, как будто мы из племени южан. Так я сказала, Хафиз?
- Всё правильно сказала, моя госпожа. Только и сама голосок приглушать начинай. Очень уж грозно говоришь, - Алама улыбнулась, - Меня зовут Хафиз, обращайтесь ко мне бай Хафиз. Женой мне будет Томира, на время похода. Ваюру больше всего госпожа Алама как жена подходит. Кора и Ноем третью пару составят. Другие девы скажутся невестами, которые уже просватаны и едут к своим женихам. Как наши женщины ведут себя, вас завтра Ноем учить станет. Он торговец в пятом поколении и все женские штучки лучше любого из нас знает. Важен каждый пустяк. Но уже сейчас запомните, девы, свои прекрасные глаза в разговоре с мужчинами привыкайте опускать. Иначе это в наших краях сочтут за дерзость и наглость, могут и побить, а это уже провокация, которая может наше дело сгубить. - после этих слов Хафиза разошлись спать.
Но уже рано утром весь лагерь был на ногах. Собирались в дорогу все. Шатры и палатки разбирали. На повозки укладывали поклажу, затягивали веревки. Коней вели на водопой а потом запрягали. Знакомые прощались и, не мешкая боле уезжали. Только три лагеря не трогались с мест. Это приехавшие вчера южане, девы – воительницы и княжеские шатры стояли не тронутые.
Едва проводили знакомых, принялись за обучение. Девы с любопытством рассматривали великое множество флакончиков, бутылочек, пузырьков и маленьких баночек, что разложил Ноем на ковре в тени старой ветлы. Только Ванары здесь не было. Её увел с собой Муха.
- Я ждать тебя буду, - басил застенчивый великан Силай, - люба ты мне стала. Я ж никогда не проигрывал, никому, понимаешь?
- Я была рада биться с тобой, Силай. Только хитрости амазонок помогли тебя свалить. Ты хороший боец. Но и меня пойми. Я только первую ступень обучения прошла, у меня первый поход будет. Я о другом думаю, не о замужестве. Сама не знаю, вернусь ли? Годков тебе сколько?
- Двадцать пятый пошел. Я, Ванара, дев как огня боялся до тебя. Думал, хрупкие они как цветы. Прижал покрепче и сломал. А ты вон какая, Богатырка. – разговорился парень.
- А я думала, что мне подстать мужа не будет. Потому и поехала к воительницам в обучение. А через год тебя увидала. Силай, - Властёна встала напротив парня. Ей пришлось даже голову приподнять, чтобы в лицо ему смотреть, - Я ничего тебе не обещаю, - сказала она решительно, - Хочешь, жди меня, не хочешь не жди. Пусть будет, так как будет. Молоды мы ещё. Судьба позволит, встретимся. – она взяла его мощную руку и крепко пожала обеими руками на прощание, повернулась и широкими шагами пошла к лагерю южан.
Силай прижался к березе плечом и смотрел девушке в след.
- Полюбилась? – Муха появился неожиданно.
- Что? рядом стоял.
- Нет, поодаль. Что сказала?
- Ничего не обещала. Говорит, повоевать хочу. А ещё сказала, что не думала, что, такого как я встретит.
- Ты не думал. Она не думала. А вот встретились. – Муха был немногословен и задумчив. Друг посмотрел на него пристально,- Чего таращишься? Собираться пошли, путь не близкий.
Поле, где стояли лагеря опустело. Остались только следы костров да всякий хлам. Шатры князей смотрелись осиротевшими на берегу. А Ра-река невозмутимо несла свои серые воды к водопадам. Народ разъехался.
В лагере южан шел урок красоты. Ноем прекрасно знал все премудрости этого секретного оружия красоток. Он с раннего детства слышал как его отец и два дяди предлагали женщинам средства поддержания молодости и привлекательности. Девочек учат этому дома, матери и старшие сестры. А сейчас Ноем учит дев украшать себя.
- Вам, девушки, от рождения повезло. Кожа у вас белая, щечки румяные. Лишних волосков на лице нет.
- Каких лишних волосков?! – Марана стала заглядывать подружкам в лица.
- Наши женщины смуглы. И стремятся кожу осветлить. Смотрите, какие у меня широкие брови. У наших женщин такие же и они их выщипывают. Вот такой скрученной нитью.
- Но зачем?
- Чтобы было удобно подводить. Давайте покажу.- Ноем открыл изящный темный пузырек, к крышке которого была прикреплена тоненькая кисточка. Первой подопытной стала Марана с её соболиными бровками. Ноем ловко провел по бровям девы краской , и они стали яркими и выделялись на лице тёмной полосой, - Вот видите? Брови растут широко, их нужно подправить и выщипать несколько волосков вот здесь и здесь. Теперь глаза. - Он взял туже кисточку с краской и нарисовал полоски на веках. На верхнем по шире, и совсем тоненькую на нижнем.
- Ой, щекотно!
- Потерпи, сейчас закончу.
Девы увидели, как их подружка преобразилась, глаза стали такими выразительными, взгляд пронзительным.
- Да-а, так смотреть на мужчину не стоит,- Проговорила Кора, - глаза лучше опустить.
Девушки принялись разрисовывать друг дружку. Под развесистой ивой царили смех и шутки. Перед обедом все дружно сходили к реке смывать свои художества.
Готовились к походу два дня. Выехать должны были на восьми больших повозках. Женщины переоделись в одежду кочевниц, оружие лежало в повозках так, чтобы его можно было быстро взять, случись нападение. Каждое утро у воительниц начиналось теперь с того, что они подводили глаза и брови, повязывали на голову платки, так чтобы прикрыть лицо его уголком. Подходя к мужчинам, они прикрывали лица и опускали глаза, разговаривая. Южане постоянно напоминали об этом.
- Но зачем нам здесь себя так вести. Мы же ещё дома. – недоумевала Амальта.
- Чтобы привыкнуть и не выдать нас, когда случайно кого-то встретим.
Серым прохладным утром отряд отправился в дорогу. Они ехали быстро. На их пути встречались посты, которые их ждали. Путникам готовили еду и ночлег, занимались лошадьми. И так было до последнего рубежа.
Они ехали теперь по ничейной земле. Вокруг простирались обширные луга с высокой травой, редкими рощицами и купами кустарников.
- Вот и степь, - сказал ехавший впереди Хафиз, - Женщины, сходите с коней, проверьте оружие и будьте внимательны. Теперь мы сами по себе. Глаза и уши наша первая защита.
Он как в воду глядел. К полудню они нагнали караван купцов. Тяжелые повозки двигались медленно.
- Доброго пути, торговцы! Не подскажите, как брод найти? – Хафиз широко улыбался купцам.
- И тебе , добрый человек, поклон. Брод искать не придется , если будешь ехать по этой дороге.
- Благодарю, пусть ваш путь будет коротким и легким.
На повозках сидели закутанные до глаз женщины. Но их узнали. Тот купец, что променял Оре Огнегрива, увидал его и узнал Ору. Он хотел окликнуть её, чтобы поздороваться. Но взгляд искусно подведенных глаз просто пригвоздил его на месте. Ора смотрела на него немигающим взглядом и тихо качнула головой. Купец застыл, ничего не сказав.
Брод они нашли легко, и, преодолев речку, устремились вперед с максимальной скоростью, чтобы побыстрее оторваться от каравана купцов. Хафиз отправил двух разведчиков, чтобы присмотрели за ними. Торговцы переправились через реку и встали лагерем. Разведчик доложили, что один купец признал Ору.
- Как такое могло случиться, Ора? – строго спросила Кора.
- Он прошлый хозяин Огнегрива. Потому и узнал меня.
- Плохо, наши пути с ними не должны пересечься второй раз. Куда они направляются?
- В Согдиану, господин.
- Хвала небесам! Они повернут на восток. Это будет за теми холмами. Надо побыстрее от них оторваться. Девы на коней.
Ольга Шумакова. Член Союза писателей