После сенокоса тренировки в круге истуканов были только по утрам. После полудня дев стали обучать новому единоборству. Новая наставница стала показывать ведение боя. Поначалу девчонки ничего не понимали. Воительница и не делала ничего, а дева летела в пыль. Ученицы начали злиться и отказываться от боев. Просто садились в круг и смотрели на взрослых женщин.
- Ладно, - сказала старшая, - добром не желаете, воля ваша. Доложу, что не пригодны вы к боям. – повернулась и ушла к домам жриц.
- Что скажем Вестине, девы?
- Что говорить-то. Пусть показывают, что делать-то. Избивают, а науки нет. Я не стану более у той злыдни учиться. – сказала Тома. Девы решили следовать за своей десятницей.
Вестина собрала дев на берегу реки. Девы стирали свою одежду и рассказывали свои беды Верховной жрице. Вестина слушала их молча, вопросов не задавала, только кивала головой и заглядывала в глаза девушкам. Потом она попросила оставить её на время, чтобы продумать всё спокойно. До сенокоса девы были послушны, выполняли всё, что им Бранга говорила. После сенокоса девами стали заниматься амазонки Элайзы. Она опытная воительница, много боев прошла со своими девами, сотница. Её призвали потому , что она в единоборстве хороша, равных ей нет. Бранга уступала ей в схватках. В чем же дело? Почему девы отказались учиться у неё.
На обратном пути Вестина придержала десятку Томы.
- Девы, я Элайзу призвала вас обучить редкому виду поединка. Она даже прикоснуться к себе не даёт. Противник удар получает не соприкасаясь. Не пойму, почему учиться этому отказываетесь?
- Потому, матушка, что не учат они, а издеваются! – вскричала Тома, - учиться-то мы согласные. Мы не можем в толк взять, что в бою с ними нам делать. А они ухмыляются и нас мордами в пыль.
- Вот как поступим, девы. На урок завтра идите, что скажут, то и делайте. Сама присмотрю за вами.
Девы развесили одежду и ушли отдыхать, время до ужина ещё было. Ора и Амальта задержались у березки. Они часто стояли здесь, болтая о пустяках. Сегодня девушки просто молчали, смотрели, как медленно угасает день. В лесочке справа от них послышались шаги в траве и голоса.
- Элайза, который раз говорю тебе, перестань злиться, до добра твой настрой не доведет. В чем девы то виноваты? Ну, зачем на них-то отрываться? – За Элайзой шла невысокая полноватая воительница со смешными конопушками на милом носике. Она больше других Оре нравилась.
- Да перестань ты, Вира, что девкам-то будет. Пусть знают, как сладко в боях. Неча им на рубеже делать. Пусть по домам едут да замуж выходят.
- Злая ты, Элайза, они дети ещё. У них жизнь впереди. Зачем ты так.
- Да отстань уже от меня! Нравиться сопли вытирать, так сама их и учи!
- Ну и выучу! – Вира не стала догонять стремительно уходящую Элайзу. Повернулась и увидела девушек у берёзы.
- Всё слышали?
- Да. Только не поняли, почему Элайза злая такая. Что мы ей сделали?
- Вы тут совсем не причем. – Вира досадливо сморщилась.- Она витязя давно любит. Бились они не раз. Так ей нет, чтоб уступить, любила же его, каждый раз верх в бою брала. Раз пять сходились. Уже ей откровенно сказали, поддайся и замуж за него иди. Нет же, упрямая, не сдалась. Почестному победы от него ждала. А как он победить-то мог? Она ж лучшая по бесконтактному бою!! Вот он и женился на княжне, что любила его без памяти. Её отец сам к нему пришел и сказал, возьми в жены, сохнет по тебе годы, ни за кого замуж не идёт. И свадьбу в ту осень сыграли, и понесла она сразу, по весне двойню родила, сыны. Элайза узнала, сама не своя стала, рвет и мечет. Не желает свою ошибку признавать. И воительницей хотела остаться и любимый, чтобы рядом был.
- А нам-то как быть? мы за наукой сюда приехали, а нас колотят как глупеньких. – Ора.
- Может и правда, ты нас Вира, учи а? – Амальта.
- Так, наверное, и будет. Не сможет она сейчас вас учить.
На другой день после полудня отряд Томы пришел на вытоптанную площадку для единоборств. Элайза со своими девами была уже здесь. На первый бой вышли Элайза и Тома. Не успела Тома приготовиться и встать в стойку, как она уже летела наземь. Но и её противница не устояла. Посох Вестины ударил точно в висок, и Элайза плюхнулась рядом.
- Срамота! Ты что, дева, удумала! Почто детей калечить взялась, а? Тебе молодок доверили, а ты у них интерес отбиваешь к наукам. Пошла вон отсюда! – девушки не ожидали, что мягкий голос жрицы может звучать как небесный гром. – Вира, тебе девиц доверяю. Смотреть буду сама. Коли через месяц ничему не научишь, ославлю всю вашу сотню, как самых злобных. Пусть вас на дальние рубежи шлют. От людей подальше. Элайза! За мной иди. – Вестина взяла посох из рук Виры.
Все, кто был здесь, молчали. Вира откашлялась и начала.
- Девы, сами видели, что бывает, когда с собой совладать, сил нет. Нам не только с вами умения боевые надобны. Себя держать в руках тоже важно. Выдержка порой жизнь в бою спасает. Чему и учиться будем. Мы все десятницы, у каждой свой десяток дев под началом, да мы нашей сотнице подчиняемся. Командир нам как бог. Помните об этом. – И Вира начала рассказ о том чему их учить будет она и её соратницы.
- Вот теперь всё понятно стало. – переговаривались девы по окончании первого урока Виры. – Это ж надо! Руками не дотронулась, а противник упал!
- Ой, не понятно мне такое, - Хлопала глазами Марана,- Как же его свалить, если не руками.
Под началом Виры обучение хорошо продвигалось. Вскоре к девам вернулась Ванара. Она ещё не могла в боях участвовать, но уроки бесконтактного боя ей не вредили. Девы долго не могли взять в толк секрет, да мало по малу ,начали усваивать тонкую науку. Вира было терпелива и настойчива. Вестина тоже перестала присматривать за обучением, так как успокоилась, Вира хорошо справлялась, и её помощницы относились к ученицам терпеливо. В отряде Томы всё было нормально. Девы дружно выполняли все поручения. А вот в других отрядах некоторые девчонки не справлялись и начали просить отпустить их домой.
- Я не думала, что девчонки так долго продержаться – Говорила Бранга Вестине.- Терпели молча.
- Может поговорить с ними, успокоить немного. Сама знаешь, что перелом бывает. Погрустят о доме, родных, да и снова за учебу берутся.
- Говорила уже. И не раз. Семерых отпускать надо.
- Тебе виднее. Отпускать, так отпускать. – И девушек решили освободить от занятий. Их с удовольствием забрали к себе жрицы. Им тоже ученицы нужны.
И тут же встал вопрос о том, что в отряде Томы двенадцать дев, когда у других по девять, восемь. Кто-то должен был перейти в другие отряды.
- Да ни за что! – хором ответили девы – не пойдем к другим и всё тут.
Жрицы и так и этак с ними говорили. И всех вместе собирали, и по отдельности беседовали. Упрямые девы не желали расставаться.
- О каком расставании говорите! Вы же рядом останетесь, каждый день видеться будите. Чего такого, что отряд смените. – никакие доводы результата не дали. Решили пока оставить как есть.
- Что делать-то будем. Кто-то должен в другие отряды уходить, - собрала девушек Тома. – нас в десятке двенадцать. Всех жалко, люблю каждую как сестру родную. Не позволят нам так всё оставить. Насильно переведут кого.
- Вот что думаю. - сказала Ора, - нам с другими девами передружиться нужно. Они ведь тоже наши сестры по оружию. Когда и бок о бок биться придется. Чего шарахаться от них, им тоже обидно, что мы их чураемся. Не правильно это.
- А давайте мы игру предложим. Скоро Бранга нам опять чего задаст. Вот что предложить хочу. Пусть нас всех, все десятки пополам поделит на два отряда. И тогда посмотрим, может и передружимся.
Они пошли к наставнице и рассказали о своём предложении.
- Я не устаю вами восхищаться! Откуда вы на мою голову такие собрались! Девы, я только что сама придумала вам игру. Будете скот друг у друга воровать. Одни стерегут, другие уводят. Идите, собирайте всех на круг.
Сейчас, когда на хуторах был небольшой перерыв между сенокосом и уборкой урожая, можно было на скошенных луговинах немного порезвится. Девы встали в одну шеренгу и рассчитались на первый-второй. Все десятки оказались поделены поровну и составили два отряда. Жители хуторов уже знали эту игру. Скот пасли в больших загонах. Когда траву скотина подъедала, её перегоняли в другой загон. Обычно за стадом следила ребятня. Мальчишки, заметив не ладное со скотиной, знали взрослых. А так стадо паслось само по себе. Женщины приходили доить коров два раза в день. Вот девам и выделили для игры стадо бычков годовалых. Паслись они на самом краю, в просторном загоне, что выходил одним боком к ручью с каменистым бережком. Старшей в отряде сторожей назначили Любаву, долговязую девицу с грубым голосом. В её половину попали Тома, Амальта, Кора, Вара, Вьюжина. В отряд воришек – Ора, Властена, Дорна, Марана, Заряна, Кира и Кальма. Игра началась. Сторожа растянулись цепочкой вдоль всей ограды из длинных жердей и залегли в высокие травы. Прошел день, второй, а ничего не происходило. Воры даже не являлись!
- Любава, что происходит? Они что, даже на разведку не ходят?
- Мне откуда знать? Воры мне не докладывают. Не хотят у нас скот угонять, ихо дело. Скот же на месте?
- Да, вон бычки гуляют.
- А что так мало?
- Пить, наверное, ушли, к ручью.
На самом деле всё обстояло не так спокойно. Воришки нашли выше по ручью ещё один старый загон. Жерди ограды давно попадали, и их пришлось привязывать на места пучками скрученной травы. Столбики подгнили и покосились. Не надежно, но на время игры хватит. Травы здесь было очень много и вода рядом. У охотниц были развязаны руки. Хитрые воры брали по одному бычку и уводили их в этот старый загон. Сторожихи не замечали, как их стадо тает. За два дня скота поубавилось на две трети. На третий день нужно было увести весь оставшийся скот. Воры устроили заварушку. Тихо подкрались и напали на сторожей, пока прибежала помощь, сторожа были связаны. Помощницы прибегали по одной и тоже попадали в руки воришек. Большая часть отряда попала в плен, скот увели. Бычки совсем не расстроились, что их перегнали на более богатое пастбище.
- Хорошая работа. – Хвалила воришек Бранга.
- Девы хитро придумали, потихоньку скот уводить. – Вестина тоже была довольна. Никто раньше не догадывался скот уводить понемножку.- Вот посмотрим, как вы сами свой скот сбережёте. Научили сторожей как воровать. Теперь новую хитрость придумайте.
И бывшие воришки, а теперь сторожа придумали. Они не за бычками следили, а за ворами. Вот в траве показалась ловкая Кора. Она как ящерица ползла, не шелохнув травинкой.
-Как она так может,- шептала Марана на ухо Оре. Девы сидели на березке. В густой кроне их совсем было не видно. – Она сейчас доложит, что бычков не охраняют с этого края. Пошли.
Девы спрыгнули с дерева и открыто стали отгонять бычков к водопою. Когда воры подошли к этой стороне загона, все бычки были на открытом месте и Ванара с Дорной и Заряной лениво подгоняли их к воде. Охотницы вернулись не солоно хлебавши. Так продолжалось два дня. Весело было сторожам играть в кошки мышки. Они понимали, что решительное нападение случиться вот-вот.
-Что делать будем девы? Они сейчас злые и напасть могут?
- Предлагаю угнать бычков в степь и следы запутать. – Предложила Заряна.
- Так и сделаем. Прогоним их в одну сторону, потом вернемся по этим следам и в другую сторону уведем. – Поддержала ей Дорна.
- Не всех быков погоним. Одной трети достаточно будет. Следы на следы наложатся и не поймут, сколько скота прошло. Остальных мы в старом загоне спрячем.
- Ора, они же знают где он!
- Ванара, они поэтому и решат, что там мы их не спрячем, раз они знают про загон.
Утро решающего дня все встретили в напряжении. Воры уже на заре были у загона, где вечером паслись бычки. Он был пуст.
-Угнали, чтобы спрятать! Девы следы ищем. – Тома скомандовала отряду. Следы нашли быстро. Вся масса воришек бросилась в погоню. Они очень быстро добежали до того места где быки повернули назад. Трава была вытоптана по кругу, и дальше в степь следов не было.
- Провели. Быки в другом месте спрятаны.
- Они ночью быков вели. Роса на траве не тронута.
-Девы, ищите, где они развернули быков в сторону. Где быки свернули, там следы заметены будут.
Много времени девы потратили на поиски уничтоженных следов от стада. Уже за полдень измученные жарой, они догадались дойти до заброшенного загона и по свежим следам вернуться к загону, где изначально были быки.
- Провели вы нас и на этот раз,- Запекшимися губами прошептала Тома, Ора подала ей кувшин с прохладным квасом. – Кто такую хитрость сочинил?
- Да все понемногу. Тома, у нас перемена наметилась. Кира и Кальма хотят к Любаве перейти.
- Сами так решили или уговорил кто?
- Сами. Мы с Кирой родня и подружки, росли вместе. Нас всё одно в десятке не оставят. А у Любавы как раз двоих не хватает. Вот мы и надумали.
- Ладно, тогда. Мы же всё равно все тут будем до конца года.
Бранга собрала всех в круге истуканов.
- Девы, вы не просто играете. Вы навыки по разведке получали. Не победа сейчас главное, а навык. Следили мы за вами и сердце радовалось. Вместе обсуждали, делали, придумывали. Это и есть сестринство. Раз один отряд удачливее другого оказался, значит другим ума у них набираться должны. Должна сказать, что такой игры интересной я за свою жизнь не видела. Победители и проигравшие молодцы. Пора вам по сложнее игрище придумать.
Продолжение следует
Ольга Шумакова, член Союза журналистов