19 декабря 2009
4463

Анастасия Вертинская: Лень - спутница талантливых людей

19 декабря Анастасия Вертинская отмечает юбилей. Тонкая, обаятельная и яркая актриса, она всегда стремилась не просто соответствовать имени своего отца и уровню семьи или оправдывать подаренные Богом и родителями таланты, но и быть собой - самостоятельно мыслить, чувствовать, дышать - как в профессии, так и в жизни. Специально для газеты "Известия" Марина Вашукова расспросила Анастасию Вертинскую о том, чем заполнен ее сегодняшний день.

известия: За последние годы актриса Вертинская сделала публике считанные подарки - "Имаго", "Бременские музыканты", "Мираж, или Дорога русского Пьеро". Но зрительский интерес к вам не пропадает...

анастасия вертинская: В театре как в структуре я работать больше не хочу, этот этап пройден. Играть антрепризные спектакли интересно, если существует достойная пьеса. Но, как правило, для антреприз берут пьесы западные, написанные лет двадцать назад: люди не из нашей жизни обсуждают свой быт. Это не то, что хочется играть. У меня нет творческих планов. Рада была бы назвать, да нечего. Никогда не буду играть маму киллера и тому подобное. Сидеть в кадре бабкой и вязать мне неинтересно. Я как была прихотлива в выборе ролей, так и осталась. Но не вижу в этом никакой драмы. Я, скорее, вижу драму в том, что не снимаются Марина Неелова, Лена Коренева - актрисы такого уровня.

и: Вы продолжаете ощущать себя актрисой - с точки зрения взгляда на мир?

вертинская: Не думаю, что мироощущение актрисы и неактрисы сильно отличаются. Просто существуют периоды, когда ты работаешь над творческим проектом. Твоя психофизика подчинена этому - образ собираешь по крупицам, ищешь, улавливаешь в людях, думаешь об этом, живешь этим, как бы вынашиваешь. Когда ты не в творчестве, тебя одолевают абсолютно другие заботы. Тут важно, как ты выстроила свою жизнь, чему ее подчинила. Я с 15 лет служу искусству и, как чеховский дядя Ваня, в какой-то момент вскричала: "Я не жил, не жил!" Так вот жизнь, она ведь тоже для чего-то дается. Прежде всего в моей жизни существует семья - мать, сестра, племянницы, сын, внуки. Особенно внуки - существа, которые требуют воспитания. Не просто "это делай, а этого не делай", а через общение. Они питаются от родителей и тех, кто их окружает. Петя, мой младший внук, как-то забрался на сосну и кричит: "Посмотри, Нана, куда я забрался!" Я должна была бы сказать: "Слезь сейчас же, ты упадешь", но я кричу ему снизу: "Молодец, Петя, классно!" И этого достаточно, чтобы у ребенка было хорошее настроение и чтобы мы были друзьями. Я читаю своим внукам книги, хожу с ними в кино, в бассейн. Все это важно, все их формирует, они потом будут об этом вспоминать. Кроме того, для меня чрезвычайно важна деятельность в Благотворительном фонде, а также публикация наследия отца - Александра Вертинского, потому что в нашей семье этим занимаюсь только я.

и: Ваши любимые роли - те, что приносили известность или доставляли удовольствие? Или когда это совпадало?

вертинская: У меня любимых ролей очень мало: Офелия в "Гамлете", Галина из фильма "Случай с Полыниным" и Мона в "Безымянной звезде". Больше всего люблю Мону, потому что она пришлась на мой зрелый период, когда я была сформировавшейся актрисой. Роли такого уровня - редкий подарок судьбы. Когда и лирическое, и драматическое, и комедийное, и трагическое - всё связано в одном характере.

и: Об Оливии из "Двенадцатой ночи" вы всегда вспоминаете с удовольствием. Показом именно этого спектакля в записи 1978 года ваш юбилей 19 декабря будет отмечать телеканал "Культура"...

вертинская: Я обожаю этот спектакль. "Современник" - вообще театр, в котором я без конца экспериментировала. И в этой роли тоже. Я убрала все краски со своего лица и сделала такую возрожденческую внешность - без бровей, без ресниц. Английский режиссер Питер Джеймс дал нам невероятную свободу. У него было огромное чувство юмора, и это всех раскрепостило. Он обожал показывать - выбегал на сцену, расставив ручки, живот - вперед, длинные волосы развевались. Очень смешно. И очень обаятельно.

и: В спектакле были заняты лучшие русские актеры ХХ века. При этом атмосфера - удивительно ровная, партнерская.

вертинская: Для актера играть комедию - огромное удовольствие, да и самим проектом все были увлечены. Звездная труппа: Марина Неелова, Олег Табаков, Юрий Богатырев, Костя Райкин, Петр Щербаков, Нина Дорошина... Когда работаешь с такими потрясающими партнерами, атмосфера возникает уникальная. Это своего рода пинг-понг.

и: Насколько вы всегда были требовательны к своим партнерам?

вертинская: Требовательным можно быть только к тому, кто мешает тебе играть, не понимает, что такое актерская профессия, расхолаживает тебя. Моя жизнь богата на счастливые профессиональные встречи. Я работала с такими артистами, как Калягин, Смоктуновский, Борисов, Любшин, Мягков. С ними слово "требовательность" совершенно неуместно, потому что это великие актеры. Наоборот, думаешь: "Господи, не оплошать бы самой".

и: Алиса Фрейндлих называет одним из главных талантов режиссера "садоводческий" - умение выращивать, создавать актера. Вы согласны с этим?

вертинская: Согласна - по отношению к Алисе Фрейндлих. Она работала в репертуарном театре, где актеров именно выращивает режиссер. Но я не согласна с подходом. Мировой театр - все-таки не репертуарный. Повезло Алисе Бруновне, потому что она большой талант, ибо выращивать небольшой талант мало кто берется. У наших актеров жизнь достаточно инкубаторская, они работают в театре годами, им не надо бороться за свое существование. Мне кажется, это мешает. В Европе актеры от спектакля к спектаклю заключают контракты. Они такие же наемные лица, как и режиссер. Не говоря уже о том, что европейские актеры все время учатся, постоянно находятся на стажировках. Я сама преподаю во Франции и могу сказать, что это так.

и: Молодым актрисам сегодня сложнее, чем во времена, когда вы начинали? При том что возможностей быстро обрести популярность значительно больше.

вертинская: Это зависит от самих актрис - смотря чего они хотят. Популярность быстротечна и касается пары журналов. Почему-то считается, что людям интересны только сплетни. На этом основаны все журналы - гламурные, дорогие и т.д. Слишком мягко назвать все, что происходит в наших массмедиа, банальностью. Это просто деградация. Я называю это абсолютной бездуховностью, а если совсем прямо - "жареной бездуховкой". Можно демонстрировать моду в гламурных подборках, но имеет ли это отношение к творчеству? Все-таки крупных имен, какими были актрисы моего поколения и моложе меня, мало можно назвать. Есть талантливые актрисы, но по масштабу, мне кажется, все остановилось на Чулпан Хаматовой.

и: Александр Вертинский - легенда. Так о нем и принято говорить. Но и вас часто называют легендой. Это сопоставимо?

вертинская: Когда Вертинского называли легендой, это был знак "плюс". Его 25 лет не было в России. Как всякого известного человека, Вертинского окружали легенды. Говорили, что он миллионер, который привез то ли поезд золота, то ли поезд медикаментов, то ли жену-персиянку, как Стенька Разин. Когда это слово употребляют применительно ко мне, в этом есть отрицательный смысл. Например, Википедия приписала мне четырех мужей. Если бы я знала, что интернет будет так интересоваться количеством моих мужей, я бы еще несколько раз вышла замуж, чтобы удовлетворить этот интерес. У меня не было четырех мужей. Но им хочется, чтобы они у меня были. Светлана Бондарчук - главный редактор журнала ICONS - допускает в печати подобного рода публикации, хотя прекрасно знает и моего сына, и меня, и мою жизнь. Поэтому я не могу сказать, что мне бы хотелось слыть легендой на этом уровне.

и: Ваша актерская судьба связана с чеховскими ролями: Раневская, Заречная, Елена Андреевна. В Париже вы преподавали в Чеховской школе, вместе с учениками поставили спектакль "Чехов. Акт III". Почему Чехов не отпускает, не изживает себя?

вертинская: Наверное, на эту тему можно написать целое исследование. Однако я не чехововед. Я счастлива, что мне пришлось пройти через Чехова. Это очень жестокий автор, он не льстит. Но и не выводит прямой морали: как надо жить - как не надо, кто герой - кто не герой. Для Чехова герой тот, кто в состоянии преодолеть рутину серых будней, потому что жизнь в основном и состоит из таких будней. В этом отношении мне трудно смотреть спектакли, где Чехов не подвергается глубокому анализу. Когда цепляются: вот, у Чехова написано, что "Чайка" - комедия. Чехов - это другой жанр, не комедия, не трагедия, не трагикомедия. Чехов - человековедение.

и: Чехов не льстит... А вы чувствуете, когда вам льстят? Как реагируете?

вертинская: Я и сама люблю льстить. Ведь лесть не обязательно связана с ложью. Она связана с предельно добрым и залакированным отношением к человеку, когда ты слеп по отношению к нему. А так как я, когда люблю людей, всегда слепа, с удовольствием им льщу. Ведь у всех людей есть комплексы, с ними тяжело жить. Ты нарываешься на хамство, небрежность. Кстати, это касается в большей степени творческих людей. Поэтому сказать человеку слова добрые, может быть, даже преувеличенно хвалебные приятно для души - и ему, и тебе. Тем более если человек их заслуживает. Лесть не всегда вредна. Это такое лекарство.

и: Преодолев возрастной рубеж, когда очень многое познано и пройдено, вы стали спешить жить? Или, напротив, существуете более размеренно?

вертинская: Как ни странно, активность моя повысилась. В молодости для меня очень много значил сон. Я вообще считаю, что спутница талантливых людей - лень. Так как я раньше очень много работала, для меня любой день ничегонеделания был колоссальным счастьем. А сейчас я эти дни ненавижу, поэтому загружаю себя с утра до вечера.

и: Вы много времени уделяете ресторанному бизнесу.

вертинская: Интерьером и всем прочим занимается мой сын Степан. Я увлечена прежде всего искусством кухни. Особенно русской кухни, которую я помню по своей семье и по семье Михалковых-Кончаловских. Наталья Петровна Кончаловская блестяще готовила. Я все время учусь, мне это очень интересно.

и: Чего бы вы сами пожелали себе ко дню рождения?

вертинская: Я бы хотела, чтобы пришли мои друзья - они и собираются прийти. Чтобы мы посидели за столом. Я категорически запрещаю тосты, меня от них тоска берет. Я хотела бы увидеть за столом свою семью. Чтобы внуки бегали вокруг. Это и есть итог жизни, когда приходят к тебе те, кто остался. Со временем круг меняется. Друзья уходят, близкие люди - тоже. Жизнь очень фильтрует окружение, хотя я не могу сказать, что вокруг меня мало людей. И тех, кто меня окружает, мне очень хочется видеть на своем дне рождения, чтобы всем им было уютно и весело.

Марина Вашукова, 18 декабря 2009 г.
www.inedelya.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован